Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народная художественная культура




плеч, рук, ног, головы. Орнаментальные и игровые хороводы на Юге — смешанные, исполняются как женщинами, так и мужчинами. Темп хоровода ускоряется. Однако наряду с бы­стрыми по темпу исполнения встречаются хороводы средние и медленные. Усложняются движения ног, появляются при­пляс, дроби, подскоки. Ритмический рисунок украшается синкопами.

Центральная часть России несет отпечаток влияния культурных традиций Севера и Юга. Даже народный костюм средней полосы сочетает в себе теплоту и яркость южной ко-лористики и лаконичность северного силуэта.

Хороводы состоят из двух частей — медленной, пере­ходящей в быструю. В них сочетаются плавность, мелодич­ность северных хороводов в медленной части и задор, искро-метность южных хороводов в быстрой части.

Специфические рисунки орнаментальных хороводов Центральной России: «круг в круге» — «Стоит кузня» (Ря­занская область); «разомкнутый круг» - «улитка» или «капу-стка» — «Змейка» (Рязанская область).

В игровых хороводах встречаются поцелуй, «казенка» Часто действие разыгрывается в центре круга, где изобража­ются бытовые сценки выбор невесты и ее родни - «Гулял ба­рин» (Тверская область), ухаживания «Селезень» (Москов­ская область), загадывания загадок — «Вдоль по лугу» (Мос­ковская область).

Хороводы с «рассуждениями» отличаются своеобраз­ной жестикуляцией ведущих диалог исполнителей, изобра­жающих и «комментирующих» текст хороводной песни — «Как по той, по травке» (Владимирская область).

Самобытностью отличается и танцевальная культура русско-белорусского пограничья. Среди ее особенностей можно выделить следующие:

- переплетение черт русского и белорусского народно­
го творчества;

- женский народный костюм ярких теплых тонов
(красный, оранжевый), украшенный вышивкой, короткий (до


Основные виды и жанры народного художественного творчества

середины икры), сложный головной убор (кокошник, подза­тыльник и повязальник), на ногах белые чулки, лапти, пере­вязанные крест-накрест оборами;

- песни исполняются на диалекте;

- употребляются хороводные величания;

- хороводы смешанные, включающие участников всех
возрастов;

- темп хороводов средний и быстрый;

- корпус исполнителей очень подвижен, встречаются
резкие повороты, «танцуют» плечи, руки;

- припляс и пляска являются обязательными для всех
участников хоровода.

Распространены орнаментальные хороводы («Около бережка похаживала», «Лука», «Заплетися, плетень»), игро­вые хороводы («Про попа», «Кострома»).

Для русско-украинского пограничья характерным явля­ется то, что хоровод здесь называется «танок». Плясовой та­нок - наиболее распространенная форма хоровода. Таночные песни украшены своеобразными припевами (Ой-лели,лели; Али-лей-лели). В хороводах участвуют исполнители всех возрастов, в некоторых - одни женщины. Исполняются танки очень темпераментно.

Известны танки двух видов: со сложными рисунками, исполняющиеся на одном месте; с еще более сложными ри­сунками (круг в круге в продвижении), состоящие из не­скольких фигур, исполняющихся в динамике. Например, та­нок «Петелька», «Танок с поясами» (Курская область).

Кадриль

Кадриль - наиболее молодой вид русского танца. Встречается она на всей территории России за исключением русско-украинского пограничья. Ведет свое происхождение от французской кадрили и английского контрданса. Попав­шая в светские салоны русской аристократии в начале XIX


Народная художественная культура

века и пришедшаяся по вкусу не только знати, но и слугам крепостному люду, кадриль в интерпретации служилых лю­дей претерпела значительные изменения и обогатилась рус­ской национальной манерой исполнения.

Появились новые фигуры кадрили, заимствованные из русских орнаментальных хороводов. В таком виде кадриль сохранилась в отечественной танцевальной культуре народа став неотъемлемой частью народного танца.

Существует ряд отличительных черт русской кадрили
которые позволяют отделить ее от первоисточника - Апан-
цузской кадрили: н

- рисунок русской кадрили более богатый («корзиноч­
ка», «воротца», «звездочка», «гребенка», «круг»);

- в русской кадрили от 3 до 14 фигур (тогда как во
французской кадрили 5-6 фигур);

- в русской кадрили названия фигур четко соответст­
вуют содержанию («знакомство», «девки нарасхват» «пету­
хи», «казенка»); ' J

- русская кадриль впитала в себя элементы пляски и
перепляса, в ней появились фигуры «перепляс», «барыня»
«камаринская», «топотуха с переплясом»,

- каждая фигура отделяется от последующей (паузой
объявлением названия следующей фигуры, притопом хлоп­
ком или поклоном всех исполнителей);

- в русской кадрили появились новые фигуры «вальс»
«полька», большинство фигур заканчивается кружением в

ПЗрЭХ*

- названия фигур происходят от названия места быто­
вания кадрили («клинская», «шуйская», «похвистневская»).

По композиционному построению можно выделить хвадратную, линейную, круговую кадрили.

Квадратная кадриль иногда носит название угловой так как исполняется «по углам», четырьмя парами. Перемещения здесь в основном между противоположно расположенными гшрзми.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...