Профессиограмма специалиста по связям с общественностью
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Л. Л. Тарасевич
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛА
Конспект лекций
Омск Издательство ОмГТУ УДК 659.4(075) ББК 76.0я73 Т19
Рецензенты: И. П. Ромашова, канд. филол. наук; Е. А. Никитина, канд. филол. наук
Тарасевич, Л. Л. Т19 Организация работы отдела по связям с общественностью: конспект лекций / Л. Л. Тарасевич. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 64 с.
Дается представление о стратегических задачах отдела по связям с общественностью в структуре организации. Рассмотрены особенности его построения, функции, должностные обязанности руководителя и персонала. Изложены принципы планирования и распределения бюджета, даны примеры методов оценки работы отдела. Конспект лекций содержит перечень заданий по дисциплине «Организация работы отдела по связям с общественностью», методические указания к самостоятельной работе студентов, а также приложения, в которых даны образцы рабочих документов, необходимых для эффективной организации работы отдела по связям с общественностью. Предназначен для студентов специальности 030602.65 – «Связи с общественностью».
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета УДК 659.4(075) ББК 76.0я73
Редактор К. В. Муковоз Компьютерная верстка Е. В. Беспалова ИД № 06039 от 12.10.2001 г. Сводный темплан 2010 г. Подписано в печать 16.11.10. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Отпечатано на дупликаторе. Усл. печ. л. 4,0. Уч.-изд. л. 4,0. Тираж 100 экз. Заказ 701. _________________________________________________________ Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира, 11; т. 23-02-12 Типография ОмГТУ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4 Тема 1. СТАТУС ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Тема 2. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Тема 3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ Тема 4. ПЕРСОНАЛ ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.... 25 Тема 5. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ И БЮДЖЕТ ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ Тема 6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ Тема 7. ДОКУМЕНТООБОРОТ В СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ...... 41 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ........................................................... 45 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ............................................................................... 46 ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ................................................... 48 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................................. 49 Приложение 1.................................................................................................... 51 Приложение 2.................................................................................................... 55 Приложение 3................................................................................................... 58
Введение Дисциплина «Организация работы отдела по связям с общественностью» рассматривает как общие принципы работы отдела по связям с общественностью в организации, так и особенности, присущие связям с общественностью в различных структурах с различными производственными задачами. Цель курса– дать студентам знания о назначении и функциях отдела
После изучения дисциплины студент должен знать: – систему организации работы отдела по связям с общественностью, его функции и задачи; – место отдела в системе корпоративного менеджмента; – структуру отдела по связям с общественностью и понимать его роль в реализации корпоративных программ; – особенности функционирования творческих, аналитических, производственных сегментов структуры по связям с общественностью; – принципы документооборота в отделе по связям с общественностью. Конспект является базовым материалом, использование которого вместе с рекомендуемой литературой позволит студентам глубже освоить дисциплину «Организация работы отдела по связям с общественностью».
Тема 1. Статус отдела по связям Необходимость существования отдела по связям с общественностью в том или ином виде сегодня становится все более очевидной для многих российских организаций. В первую очередь это обусловлено пониманием того, что любая организация функционирует не в вакууме, а в рамках сложной и многосоставной окружающей среды, в которую могут быть включены рынок определенных товаров и услуг, конкуренты, партнеры, инвесторы, всё общество и определенные целевые аудитории: СМИ, государственные и общественные органы в масштабах конкретной местности, всей страны и даже мира. Кроме названных внешних субъектов, на деятельность организации большое влияние оказывают и внутренние, а именно, ее сотрудники. Таким образом, для того, чтобы накапливать положительный опыт и снизить ущерб от всевозможных связей и зависимостей, в условиях которых действует организация, необходимо эффективное управление ими. Поскольку управление представляет собой сложный комплекс мер, то этим должна заниматься команда специалистов, будь то отдельное подразделение организации (отдел), внешнее агентство или комбинация этих вариантов. Public relations (PR) переводят с английского как «связи с общественностью» или «общественные отношения». PR являются видом управленческой деятельности, цель которой – формирование и поддержание оптимальной коммуникативной политики организации с целью создания баланса интересов с целевыми аудиториями.
Процесс организации работы в сфере связей с общественностью состоит из двух основных направлений: с одной стороны, это разработка стратегии публичного аспекта деятельности организации, а с другой – реализация этой стратегии. Но эффективной эта деятельность будет только в том случае, если руководство понимает важность создания долгосрочных, благоприятных отношений организации с обществом на основе той информации, которую граждане будут получать от ее разносторонней деятельности. И в первую очередь это касается первых лиц, потому что общественная репутация организации во многом зависит от поведения высшего руководства. От того, как действует высшее руководство, как и о чем оно говорит, во многом зависит, как служба по связям с общественностью будет подавать, интерпретировать его позицию по тем или иным общественно значимым проблемам или ситуациям, возникающим непосредственно в организации. Ответственность за отношения организации с обществом несет высшее руководство. Профессионалы в области связей с общественностью помогают организациям устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, выполняют важную управленческую функцию, оказывающую влияние на общество в целом. К сожалению, в нашей российской практике пока наблюдается недооценка этой работы. В качестве примера можно привести известную омскую компанию – НПО «Мостовик». Это крупное научно-производственное объединение, которое занимается проектированием и строительством сложных объектов не только в сибирском регионе, но и по всей России и даже в ближнем и дальнем зарубежье, а также имеет свою производственную базу. Количество работающих – около 10 тысяч человек. Возглавляет его авторитетный и широко известный в Омске человек – Шишов Олег Владимирович, депутат Законодательного собрания Омской области, который по опросам, проводимым СМИ, занимает 3–4 места в рейтинге популярности БК. Вместе с тем, когда
На сегодняшний день значимость деятельности и роль НПО «Мостовик» переросла масштабы округа: это одно из бюджетообразующих предприятий Омской области. Будь позиция руководства в вопросе информирования широкой общественности обо всех сторонах деятельности НПО «Мостовик» более открытой, отвечающей задачам настоящего времени, омичи могли бы гордиться, что в их городе работает современное конкурентоспособное предприятие с международным уровнем инженерных решений, технологической оснащенности, умением налаживать партнерские отношения. Хотя в том, что оно стало таким – главное профессиональное и личностное достижение его руководителя, Шишова Олега Владимировича. Приведенный пример говорит о том, что объем и направление деятельности по связям с общественностью в первую очередь зависят от понимания содержания и целей этой деятельности руководителем организации. Долговременный успех в реализации работы по связям с общественностью требует от высшего руководства выполнения следующих условий: 1. Быть приверженцем идее связей с общественностью и принимать непосредственное участие в них. 2. Постоянно советоваться с компетентными специалистами, профессионалами в области общественных отношений. 3. Принимая ответственные решения, всегда учитывать их социальные последствия. 4. Поддерживать постоянные двусторонние контакты с «внутренней» и «внешней» общественностью. 5. Согласовывать практические действия со своими устными заявлениями. 6. Четко определять цели в сфере связей с общественностью. Фактор успешной работы отдела по связям с общественностью – неослабевающая поддержка со стороны высшего руководства организации. Залог такой поддержки – профессионализм руководителя службы по связям с общественностью, всего персонала. Для этого специалисты по связям с общественностью должны понимать, как работает организация в целом, каковы производственные задачи организации и ее подразделений, как подразделения взаимодействуют между собой. Это необходимо для того, чтобы служба по связям с общественностью могла выполнять свою главную, управленческую функцию – поддержки и консультирования руководителей разного уровня в вопросах, касающихся сферы общественных отношений. Ведь от этого зависит репутация организации, а служба по связям с общественностью отвечает именно за репутацию организации. Без устойчивой деловой репутации нормально не может существовать ни одна компания. Этим и объясняется довольно высокое положение пиар-службы. В западных компаниях за связи с общественностью
Но это может произойти только в том случае, если служба по связям с общественностью, или, по крайней мере, ее руководитель, станет составной частью руководства организацией. Если высшее руководство считает эту службу вспомогательной, она так и останется вне доминантной коалиции (то есть группы топ-менеджеров, принимающей решения). Исследования показали, что чем выше уровень взаимной поддержки и доверия между руководством организации и руководством ее службы по связям с общественностью, тем более эффективно работает сама организация. А это значит, что со временем статус службы по связям с общественностью будет повышаться, и из отдела, отвечающего за коммуникации, она превратится в отдел стратегического развития. Что же обусловливает повышение статуса службы по связям с общественностью, когда она становится участником принятия решений в организации? Один из факторов – это личность руководителя отдела по связям с общественностью. Идеальный портрет его так определил один из руководителей организации: «Честный, надежный и рассудительный работник с хорошо развитыми аналитическими навыками, прекрасно разбирающийся в сути соответствующего бизнеса и хорошо знакомый с общественными группами, мнение которых имеет большое значение для развития этого бизнеса. Такой специалист должен быть внимательным слушателем, надежным консультантом и помощником руководителя организации в правильной расстановке приоритетов. Самыми важными качествами, однако, являются эмоциональный склад характера, чувство ответственности и порядочность. Без этих качеств невозможно рассчитывать на установление продуктивных долгосрочных отношений между руководителем предприятия и начальником службы паблик рилейшнз» [7]. Особо стоит сказать о доверительных отношениях, которые должны сложиться между руководством и начальником службы по связям с общественностью. Эти отношения – самая тонкая и чрезвычайно значимая часть служебных и человеческих взаимоотношений. Здесь поддержка и понимание вырабатываются со временем, на основе достижений, оказавших реальное влияние на общий успех организации. Следующее важное условие – близость и доступность руководства, что повышает уровень информированности службы по связям с общественностью и вероятность обладания ключевой информацией, необходимой для принятия решений, а также оперативность доступа к такой информации. Организационные изменения, расширение производственных задач, повышение информационных запросов общества также могут повлиять на повышение роли служб по связям с общественностью. Все чаще руководство организаций обсуждает решения со специалистами по связям с общественностью до их принятия и обнародования, а не после, что всегда усложняло работу с непредвиденной реакцией аудиторий. Службы по связям с общественностью также могут быть носителями и источником эксклюзивной информации, которая может быть задействована в разработке долгосрочных планов организации. Это происходит в том случае, если этими службами ведется постоянная исследовательская деятельность в отношении социальных процессов, происходящих в организации: мониторинг среды, формальные и неформальные исследования, сканирование в целях планирования и т. д. В этом случае руководство может получить от службы по связям с общественностью рекомендации, необходимые для принятия стратегических решений. Важно, чтобы служба по связям с общественностью принимала участие не только в плановом процессе, но и в решении каких-то нештатных, непредвиденных ситуаций, в таких случаях акцент смещается на результаты и последствия, т. е. воздействие (управление общественным мнением). Приведем пример. Одна крупная нефтяная компания решила провести акцию «Бензин по цене» (название компании далее обозначается ***) в одном из российских регионов, где она вела свою производственную деятельность. Цель акции – показать жителям региона, что удельный вес денежных составляющих производителей в отпускной цене на бензин – всего лишь 50 %, а остальное – это неизбежные надбавки, часть которых – отчисления в местный бюджет (46 % областного бюджета составляли налоговые отчисления именно этой нефтяной компании). Самый дорогой бензин этой компании стоил тогда 9 рублей за литр, во время акции (с 8 часов утра до 18 часов вечера одного дня) – от 4 до 4,5 рублей в зависимости от марки. Но в центральном московском офисе компании не учли ряд факторов, которые оказали негативное влияние и на ход акции, и на ее восприятие целевыми аудиториями. Тот день выдался небывало жарким, и тысячи автомобилистов, стоявших в очередях на бензоколонках за долей дешевого бензина, были недовольны тем, что очередь, по их мнению, двигалась слишком медленно. Поскольку желающих было много, на дорогах стали создаваться пробки, и ГИБДД пришлось выделить дополнительных сотрудников для регулирования движения, что тоже вызвало недовольство этой службы. Конкуренты начали громко заявлять о демпинге, а антимонопольный комитет о несанкционированной рекламной кампании. Самое неприятное было, что лицом акции, в соответствии с кругом обязанностей, был директор торгового дома компании ***, у которого через две недели должна была начаться собственная избирательная кампания. А именно он был приглашен для интервью в прямом эфире в этот же день в самую популярную телепрограмму, чтобы рассказать об итогах акции. Назревал скандал. Задача отдела по связям с общественностью – уметь интерпретировать политику своей организации таким образом, чтобы поддержать ее деловой имидж, при этом не ввести общественность в заблуждение. Были сделаны следующие действия: акция названа информационной (обозначения «рекламная» нигде не звучало). Не вдаваясь в сложные формулы ценообразования, компания показала потребителям себестоимость бензина. Аргумент был таков, что рекламная кампания по времени более протяженная. Далее была высказана благодарность губернатору за то, что он еще раз напомнил жителям области, что компания *** – бюджетообразующая, а представительство компании *** с удовольствием отмечает, что и далее будет принимать активное участие во всех региональных программах, инициируемых местной администрацией, потому что возможности компании *** позволяют это делать. Была высказана благодарность автомобилистам за активное участие в акции и терпение, а сотрудникам ГИБДД за помощь в поддержании порядка. Выступающий был подготовлен, а корреспондент, практически, лишен возможности задавать провокационные вопросы. По итогам акции не вышло ни одной негативной публикации. Таким образом, только доказывая практически свою необходимость, отдел по связям с общественностью может претендовать на статус, позволяющий ему участвовать в принятии организационных решений. Факт включения службы по связям с общественностью в процесс принятия решений высшим руководством будет свидетельствовать о понимании и принятии ее роли в управлении организацией.
Контрольные вопросы 1. Почему современной организации необходим отдел по связям с общественностью? 2. Какова роль руководства организации в принятии решения о формировании службы по связям с общественностью? 3. Какие условия необходимо соблюдать руководству организации, чтобы деятельность по связям с общественностью была эффективной? 4. Какими качествами должен обладать идеальный руководитель службы связей с общественностью? 5. При каких условиях специалисты по связям с общественностью будут включены в процесс принятия решений? 6. Почему для службы, занимающейся организацией связей с общественностью важно быть включенной в процесс принятия решений? Как это влияет на ее статус?
Список рекомендуемой литературы 1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И.В. Алешина. – М.: Экмос, 2002. 2. Букша К.С. Управление деловой репутацией / К.С. Букша. – М.; СПб.: Киев, 2007. 3. Горкина М. Пять шагов от менеджера до PR-директора / М. Горкина. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 4. Гундарин М. Книга руководителя отдела PR / М. Гундарин. – М.; СПб.: Питер, 2006. 5. Игнатьев Д. Настольная энциклопедия Public Relations / Д. Игнатьев, 6. Капитонов Э.А. Корпоративная культура и PR / Э.А. Капитонов, 7. Катлип С. Паблик рилейшнз. Теория и практика / С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум. – М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2008. 8. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз / В.Г. Королько. – Киев: Рефл-бук, 2003. 9. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз. От бизнеса до политики / Е.Н. Пашенцев. – М.: Финпресс, 2002. 10. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. Теория и практика /
Тема 2. Функции отдела по связям К середине 90-х годов ХХ столетия в России практически во всех крупных и серьезных коммерческих компаниях, корпорациях, банках, государственных учреждениях были сформированы корпоративные PR-департаменты (под самыми разными названиями «Отдел по связям со СМИ», «Департамент общественных и правительственных связей», «Управление информации и связей со СМИ», «Служба рекламы и связей с общественностью»). Работа по формированию отдела, способного реализовать намеченные планы, должна осуществляться с учетом специфики деятельности компании. Перед службой связей с общественностью любой организации стоят задачи: 1. Постоянно предоставлять руководству организации результаты исследований общественного мнения по тому или иному направлению деятельности организации, ее лидерах, о реакции публики на проводимые акции и предпринимаемые действия. 2. Постоянно поддерживать доверие к организации. 3. Улучшать взаимоотношения между организацией и целевой общественностью. Основные направления деятельности служб связей с общественностью в коммерческих структурах: – деятельность по применению средств убеждения, направленных на формирование, коррекцию и изменение общественного мнения с целью усиления конкурентоспособности коммерческой структуры; – первичное информирование потенциального потребителя о деятельности коммерческой структуры; – поиск точек соприкосновения интересов коммерческой структуры с интересами потенциального потребителя, поддержание с ним доброжелательных отношений; – формирование у потенциального потребителя новых общих интересов с коммерческой структурой, формирование у него чувства причастности к делам структуры; – внушение потенциальному потребителю мысли о приоритетности общих с ним интересов над остальными его интересами. Отдел по связям с общественностью должен занимать одно из самых значимых мест в структуре современной организации, иначе эффективное выполнение им своих функций станет невозможным. Имеется в виду, что руководитель PR-подразделения должен находиться в непосредственном подчинении у первого лица компании (генерального директора, президента) и наряду с руководителями основных направлений входить в совет при руководстве фирмы, принимающий важнейшие стратегические решения. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, одной из главных функций PR-службы и лично ее руководителя является деятельность по разработке стратегии развития организации, ее имиджа и брендов, а это невозможно без постоянного, тесного контакта с ключевыми лицами компании в целях координации и согласования усилий. Также в обязанности PR-отдела входит непосредственная работа с руководством – консультирование, формирование имиджа, подготовка речей и многое другое. Еще одной причиной того, что PR-служба должна занимать значимое место в организации, является необходимость постоянного получения информационных, людских, материальных и прочих ресурсов от других подразделений компании (отдел по работе с персоналом, финансовая, юридическая, хозяйственная, техническая и прочие службы). Для быстрого и эффективного взаимодействия по вопросам такого рода руководитель PR-подразделения должен иметь большой политический вес в организации и возможность вести переговоры непосредственно с начальниками соответствующих направлений. Более того, близость к руководству позволяет сотрудникам PR-службы иметь больший вес и значимость в глазах всевозможных контрагентов – СМИ, клиентов, партнеров, инвесторов и прочих контактных групп, и, соответственно, делать коммуникации с ними более эффективными. Структура и масштаб PR-подразделения зависит от многих факторов: размера организации; отрасли, в которой она действует (темпы развития, уровень конкуренции); количества средств, которые она готова потратить на проведение PR; целей и задач компании; уровня развития общества; его ценностей и приоритетов. При организации департамента по связям с общественностью можно использовать три основных подхода: 1. Подразделение по связям с общественностью создается как один из системообразующих элементов, в полном объеме выполняющий все функции PR и рассматривающийся в качестве одного из механизмов по управлению деятельности компании и продвижению ее продукции на рынке. При этом подходе служба по связям с общественностью работает в основных направлениях PR, с одной стороны, руководитель PR-отдела имеет прямую связь с руководителем компании, с другой стороны, имеет возможность обслуживать все функциональные подразделения компании. 2. Служба по связям с общественностью формируется в основном для выполнения чисто прикладных задач, сформулированных руководством компании по взаимодействию со СМИ и, главным образом, исполняет роль промежуточного звена по распространению информации о деятельности компании. При этом подходе общая численность сотрудников PR-службы может быть не более 5 человек. А ее руководитель по своему статусу будет соответствовать уровню начальника отдела. 3. Работу по связям с общественностью организации выполняет профессиональная фирма, специализирующаяся на PR. В этом случае внутренняя служба может быть ограничена двумя сотрудниками: руководителем и его секретарем, а всю работу по мониторингу и взаимодействиям со СМИ выполняют специализированные PR-агентства, согласовывая ежемесячный бюджет в соответствии с поставленными задачами. От выбора какого-либо из этих трех вариантов будет зависеть характер функций отдела по связям с общественностью, ее штатное расписание и бюджет по ее содержанию, а также, в немалой степени, и эффективность ее работы. Существуют различные функциональные обязанности PR-подразделений. Они связаны с выполнением возложенных на них задач, не всегда одинаковы, но существует определенный набор стандартных функций, присущих любому PR-отделу. Так, например, Королько В.Г. выделяет следующие функции: 1. Определение общей PR-политики. PR-отдел разрабатывает и предлагает руководству ключевую концепцию политики корпорации в сфере связей с общественностью, высказывает свое мнение при выработке решений по общим вопросам, помогает корпорации находить и занимать определенную публичную позицию в той или иной ситуации. 2. Паблисити (приобретенная с помощью PR и рекламных усилий известность, общественная репутация, влияние) для корпорации в целом и её продукции. PR-отдел разрабатывает и публикует в средствах информации сведения о деятельности компании, отвечает на вопросы журналистов, готовит и размещает рекламу о корпорации и её подразделениях. А также с помощью статей, каналов новостей распространяет сведения о достоинствах новых товаров, планирует и проводит кампании по их продвижению на рынке. 3. Подготовка заявлений корпорации. При подготовке речей и заявлений директоров PR-специалисты активно участвуют в их разработке и оглашении политики компании. 4. Связи с государственными органами. PR-отдел поддерживает постоянные связи с государственными учреждениями местного и республиканского уровня; готовит доклады о тенденциях государственной политики, которые могут оказать влияние на работу компании; участвует в разработке программ, направленных на продвижение точки зрения компании в органах власти. 5. Связи с клиентами. Эта сфера коммуникаций компании с акционерами и инвесторами призвана содействовать с помощью информации о компании и достигнутых ею финансовых успехах ее положительному восприятию инвесторами. PR-отдел принимает участие в подготовке годовых отчетов, планирует и проводит собрания акционеров компании. 6. Спонсорская деятельность корпорации. PR-сотрудники разрабатывают политику пожертвований, рассматривают обращения к компании за спонсорской поддержкой. Они руководят именным фондом компании, определяют претендентов на поощрения и награды за счет его средств. 7. Прием гостей. Сотрудники PR-отдела организовывают и проводят экскурсии по предприятиям компании, готовят торжественные мероприятия и праздники для персонала и гостей компании. 8. Связи с местным населением. PR-отдел обеспечивает контакты с общественностью предприятия; проводит или координирует акции корпорации, направленные на поддержание добрых отношений с местными жителями, включая соблюдение норм защиты окружающей среды, осуществление политики равных возможностей найма на работу в компании, участие в программах городского развития, доведение до сведения общественности проблем и нужд компании и т. д. 9. Координация и интегрирование всех направлений PR-работы компании в целом и ее отдельных подразделений. 10. Организация и выполнение учебных и специальных образовательных программ. В связи с тем, что любая коммуникация имеет двустороннюю направленность, то такие авторы, как Уткин Э.А., Баяданов В.В., БаядановаМ.Л. сводят всю деятельность работников отдела PR к выполнению двух основных функций: а) функции сбора и анализа информации (работа на входе системы), то есть: 1) исследование общественного мнения, анализ статистических данных, обобщение результатов социологических, психологических, экономических и других исследований и обработка любой другой «первичной» (полученной в ходе самостоятельно проведенных опросов, наблюдений, анкетирований и т. д.) и «вторичной» (собранной кем-то другим для аналогичных целей) информации; 2) анализ юридических, экономических и других документов; 3) сбор публикаций в прессе по важным для организации вопросам; 4) контакты с журналистами, представителями органов управления, инвесторами, социальными группами, общественными движениями и т. д.; 5) изучение конкретных целевых групп, составление «коллективного портрета» каждой аудитории; 6) подготовка аналитических записок и рекомендаций руководству организации; б) функции распространения информации (работа на выходе системы), то есть: 1) подготовка информационных материалов (брошюр, статей, пресс-релизов и т. д.) для прессы, органов управления, инвесторов, сотрудников, клиентов и пр.; 2) информирование общественности о целях и проблемах организации на пресс-конференциях, в СМИ, в почтовой корреспонденции и т. п.; 3) совершенствование отношений с потребителями (участие в создании и размещении рекламы и продвижении товаров на рынок, организация специальных мероприятий и др.); 4) информационное воздействие на депутатов и органы исполнительной власти для принятия более совершенных законов и решений. К числу несомненных достоинств корпоративного PR-департамента можно отнести тот факт, что его сотрудники являются одними из самых осведомленных людей в компании. Они владеют информацией из первых рук: хорошо знают повседневную деятельность компании, производственную и технологическую специфику, сильные и слабые стороны выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, прекрасно ориентируются в сложной внутрикорпоративной системе принятия решений (и реальной мотивации их принятия) и имеют прямой выход на руководство компании, часто входя в узкий круг топ-менеджеров (совет директоров, правление), принимающих все стратегические решения. Поскольку связи с общественностью – это многоплановая деятельность, то, по мнению Синяевой И.М., она включает в себя комплекс функций, необходимых для достижения поставленных целей и решения задач PR (рис. 1).
Рис. 1. Комплекс функций по осуществлению связей с общественностью
Охарактеризуем кратко содержание функций, представленных на рисунке 1. • Аналитико-прогностическая функция направлена на выработку информационной политики, ее стратегии и тактики, фиксирующих движение событий в динамике. Она включает тщательное изучение партнеров, анализ конкретных ситуаций при формировании маркетинговой деятельности, оценку общественного мнения, настроений и реакций населения, подготовку массива аналитических данных для принятия эффективных решений. • Организационно-технологическая функция – совокупные меры и действия по проведению и организации активных акций и PR-кампаний, различного уровня деловых встреч, выставок, конференций с использованием СМИ, аудио- и видеотехники. • Информационно-коммуникативная функция предполагает производство, тиражирование информации при выполнении информационно-разъяснительной и пропагандистско-рекламной работы, необходимой не только для партнеров общения, но и для поддержания социально-психологического климата внутри фирмы, соблюдения служебной этики, фирменного стиля. • Консультативно-методическая функция предполагает консультации по организации (консультирование руководителей, тренинги для персонала), налаживанию отношений с общественностью и разработку концептуальных моделей сотрудничества и социального партнерства (выбор целевых аудиторий, выбор организаций для осуществления поддержки, шефской помощи), программ, акций и кампаний PR. • Социально-гуманистическая функция направлена на создание атмосферы доверия, согласия, взаимопонимания как внутри компании, так и с внешними партнерами. Именно данная функция учитывает важность разработки концепции партнерства с учетом интересов внешних участников рынка организации, элементов материальной заинтересованности и корпоративной ответственности за принятые обязательства. Данная функция направлена на достижение взаимовыгодных отношений между организацией и целевыми аудиториями. Функции связей с общественностью используются в различных направлениях PR-деятельности: · работа с государственными учреждениями (government relations) – как форма лоббизма; · отношения с инвесторами (investor relations) – информационное сопровождение слияний и поглощений, благодаря которому оказывается влияние на стоимость бизнеса компаний; · корпоративные отношения (corporate relations); · отношения со СМИ (media relations); · организация и проведение специальных мероприятий (special events); · создание имиджа (image making); · управление кризисными ситуациями (crisis management); · управление восприятием сообщения (message management). Для реализации этих функций специалисты отдела по связям с общественностью используют различные методы, среди которых на первый план выступают социологические исследования, коммуникационный аудит и неформальные исследования. Кратко охарактеризуем содержание данных методов. 1. Социологические исследования – это описательные технологии, дающие представление о сложившейся проблемной ситуации и окружающих условиях; проблемные, выявляющие причины возникновения сложившейся ситуации, ее истоки. Социологические опросы, в том числе мониторинговые, – объективн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|