Управление финансовой обеспеченностью и бюджетной самодостаточностью региона
Финансовая обеспеченность региона представляет собой соотношение финансовых ресурсов региона и потребности в них, рассчитанной с учетом социальных нормативов и дифференциацией последних по важнейшим направлениям социально-экономического развития региона. В условиях перехода к преимущественной децентрализации управления финансовыми ресурсами понятие финансовой обеспеченности трансформируется в понятие финансовой самодостаточности, т.е. достижение финансового обеспечения в первую очередь за счет собственных ресурсов. Более узкий смысл имеет понятие «бюджетная самообеспеченность» (самодостаточность), показывающая бюджетные источники финансового обеспечения субъекта Федерации. Бюджетная самообеспеченность региона предполагает опору региона в основном на собственные возможности и источники поступлений в региональный бюджет, которые соизмеряются с расходами, достаточными для обеспечения уровня благосостояния населения, осуществления соответствующих социально-экономических программ. Традиционные источники пополнения финансовых ресурсов региона в виде федеральных дотаций, налоговых поступлений от государственных предприятий промышленности и сельского хозяйства в настоящее время резко сократились. Говоря о бюджетной политике в регионах и отмечая необходимость проведения линии на бюджетное самообеспечение, общепризнанным считают, что такая политика не должна проводиться изолированно, вне связи с федеральными бюджетными и финансовыми отношениями. Региональное бюджетное самообеспечение сможет реализовать себя как жизнеспособная реальная политика только при условии обеспечения центром равных возможностей регионам, особенно на ее старте.
В настоящее время наряду с механизмом вертикального выравнивания (из федерального бюджета в регионы-реципиенты) целесообразно инициировать создание механизма горизонтального выравнивания, в котором «богатые» регионы осуществляют по некоторой методике трансферты в бюджеты «бедных» регионов. Сложившаяся в настоящее время практика принятия решений о финансовой поддержке регионов не в полной мере учитывает реальный уровень благосостояния населения, качества жизни, состояние отраслей экономики, уровень развитости инфраструктуры, степень использования налогового потенциала региона. В практике экономического анализа используются следующие показатели финансовой обеспеченности и бюджетной самодостаточности развития субъектов Федерации: · объем финансовых ресурсов на душу населения; · средний душевой доход; · средний бюджетный доход на душу населения; · средний бюджетный расход на душу населения; · средняя заработная плата; · стоимость потребительского набора; · удельный вес потребительского набора в среднедушевых доходах; · прожиточный минимум. Эти показатели, рассчитанные по конкретному региону, сравниваются с соответствующими средними значениями по стране и по регионам соответствующей группы. Если эти показатели по региону ниже, чем в среднем по группе, то считается, что финансовая обеспеченность региона находится на недостаточном уровне. Данный подход к оценке, основывающийся на принципе выравнивания финансового положения регионов по среднему значению, применяется в настоящее время, но в условиях кризиса финансовой системы и экономики он вряд ли может использоваться. Поэтому можно предложить иной подход к оценке финансовой обеспеченности и бюджетной самодостаточности субъекта Федерации. Показатель оценки уровня финансовой обеспеченности (ФО) в целом по региону может быть рассчитан по формуле:
(6.1) где ФР — суммарный объем финансовых ресурсов выделенных региону для реализации программ социально-экономического развития на некоторый период; ПО — суммарная потребность в финансовых ресурсах для реализации программ социально-экономического развития региона за рассматриваемый период, рассчитанная на основе социальных нормативов финансового потребления. С учетом принципа адресности финансирования указанный показатель уровня финансовой обеспеченности может быть модифицирован в виде множества аналогичных показателей по конкретным направлениям социально-экономического развития региона: (6.2) Использование множества целевых показателей дает более точный результат комплексной и дифференцированной оценки финансового состояния региона, чем интегральный показатель ФО. Аналогичным образом можно определить показатель интегральной и дифференцированной оценок бюджетной обеспеченности (самодостаточности) субъекта Федерации: (6.3) где — бюджетная обеспеченность по первому направлению социально-экономического развития региона; , — соответственно бюджетные ресурсы региона и потребность в бюджетных ресурсах региона по первому направлению. Управление финансовой обеспеченностью и бюджетной самодостаточностью региона представляет собой комплекс воздействий на доходную и расходную части бюджета в целях повышения его доходности. Уровень финансовой обеспеченности региона может быть повышен за счет: • роста доходной части бюджета на основе достижения необходимых объемов налоговых и прочих поступлений дифференцированно по каждой статье бюджета; · увеличения эффективности использования финансовых ресурсов за счет значительного сокращения субсидий и трансфертов, выделяемых отраслям и отдельным получателям; · объективизации бюджета путем формирования его статейпреимущественно на основе использования социальныхнормативов для расчета объемов финансовых поступленийи объемов потребления финансовых ресурсов. Таким образом, можно утверждать, что бюджетная система региона представляет собой инструмент проведения администрацией региона активной экономической политики. Аккумулируя финансовые ресурсы с помощью налогов и сборов и направляя их на приоритетные нужды регионального сообщества, властные
органы проводят заявленную на выборах экономическую и социальную политику. Основные функции, которые призвана выполнять бюджетная система региона, можно сформулировать следующим образом: · решение задач по созданию условий повышения уровня икачества жизни населения региона; · содействие справедливому распределению доходов междуотдельными группами населения, проживающего на территории региона; · содействие развитию деловой активности в регионе путемнаправления части региональных инвестиций, подконтрольных местной администрации, в «точки роста» региональногохозяйственного комплекса через бюджет развития регионаили путем прямых государственных инвестиций; · решение задач по выравниванию условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем поддержки развития производственной и рыночной инфраструктур. Эти функции носят общий характер и действенны влюбых странах и условиях функционирования региональнойэкономической системы. На определенном этапе эти функции могут претерпевать видоизменения, могут появитьсяновые задачи, вызванные особенностями, например, переходной экономики. Логика построения региональных бюджетных систем предопределяет необходимость разделения сфер деятельности и связанных с ними расходов. Для этого, в свою очередь, требуется законодательно установить ответственность федеральных и региональных структур за те или иные сферы общественной и хозяйственной жизни. Отсутствие такого разграничения позволяет высшему уровню по своей воле перемещать расходы по управленческой вертикали вниз. Население же попадает в положение правовой неопределенности относительно того, от какого уровня государственной власти и управления следует требовать исполнения той или иной функции. Решение проблемы распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней должно базироваться на единых принципах построения и организации бюджетной системы, а также на учете необходимости создания и достаточности финансовой базы каждого уровня государственной власти для нужд осуществления их функций в соответствии с разделением их компетенции и ответственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|