Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление финансовой обеспеченностью и бюджетной самодостаточностью региона




Финансовая обеспеченность региона представляет собой соот­ношение финансовых ресурсов региона и потребности в них, рас­считанной с учетом социальных нормативов и дифференциацией последних по важнейшим направлениям социально-экономи­ческого развития региона. В условиях перехода к преимуществен­ной децентрализации управления финансовыми ресурсами поня­тие финансовой обеспеченности трансформируется в понятие финансовой самодостаточности, т.е. достижение финансового обеспечения в первую очередь за счет собственных ресурсов. Бо­лее узкий смысл имеет понятие «бюджетная самообеспеченность» (самодостаточность), показывающая бюджетные источники фи­нансового обеспечения субъекта Федерации.

Бюджетная самообеспеченность региона предполагает опору ре­гиона в основном на собственные возможности и источники по­ступлений в региональный бюджет, которые соизмеряются с рас­ходами, достаточными для обеспечения уровня благосостояния населения, осуществления соответствующих социально-экономи­ческих программ.

Традиционные источники пополнения финансовых ресурсов региона в виде федеральных дотаций, налоговых поступлений от государственных предприятий промышленности и сельского хо­зяйства в настоящее время резко сократились. Говоря о бюджет­ной политике в регионах и отмечая необходимость проведения линии на бюджетное самообеспечение, общепризнанным счита­ют, что такая политика не должна проводиться изолированно, вне связи с федеральными бюджетными и финансовыми отношения­ми. Региональное бюджетное самообеспечение сможет реализовать себя как жизнеспособная реальная политика только при условии обеспечения центром равных возможностей регионам, особенно на ее старте.

В настоящее время наряду с механизмом вертикального вы­равнивания (из федерального бюджета в регионы-реципиенты) целесообразно инициировать создание механизма горизонтального выравнивания, в котором «богатые» регионы осуществляют по не­которой методике трансферты в бюджеты «бедных» регионов.

Сложившаяся в настоящее время практика принятия решений о финансовой поддержке регионов не в полной мере учитывает реальный уровень благосостояния населения, качества жизни, состояние отраслей экономики, уровень развитости инфраструк­туры, степень использования налогового потенциала региона.

В практике экономического анализа используются следующие показатели финансовой обеспеченности и бюджетной самодоста­точности развития субъектов Федерации:

· объем финансовых ресурсов на душу населения;

· средний душевой доход;

· средний бюджетный доход на душу населения;

· средний бюджетный расход на душу населения;

· средняя заработная плата;

· стоимость потребительского набора;

· удельный вес потребительского набора в среднедушевых до­ходах;

· прожиточный минимум.

Эти показатели, рассчитанные по конкретному региону, срав­ниваются с соответствующими средними значениями по стране и по регионам соответствующей группы. Если эти показатели по ре­гиону ниже, чем в среднем по группе, то считается, что финансо­вая обеспеченность региона находится на недостаточном уровне.

Данный подход к оценке, основывающийся на принципе вы­равнивания финансового положения регионов по среднему зна­чению, применяется в настоящее время, но в условиях кризиса финансовой системы и экономики он вряд ли может использо­ваться. Поэтому можно предложить иной подход к оценке фи­нансовой обеспеченности и бюджетной самодостаточности субъекта Федерации.

Показатель оценки уровня финансовой обеспеченности (ФО) в целом по региону может быть рассчитан по формуле:

(6.1)

где ФР — суммарный объем финансовых ресурсов выделенных региону для реализации программ социально-экономи­ческого развития на некоторый период; ПО — суммарная по­требность в финансовых ресурсах для реализации программ социально-экономического развития региона за рассматри­ваемый период, рассчитанная на основе социальных норма­тивов финансового потребления.

С учетом принципа адресности финансирования указанный показатель уровня финансовой обеспеченности может быть моди­фицирован в виде множества аналогичных показателей по конк­ретным направлениям социально-экономического развития реги­она:

(6.2)

Использование множества целевых показателей дает бо­лее точный результат комплексной и дифференцированной оцен­ки финансового состояния региона, чем интегральный показатель ФО.

Аналогичным образом можно определить показатель интег­ральной и дифференцированной оценок бюджетной обеспеченно­сти (самодостаточности) субъекта Федерации:

(6.3)

где — бюджетная обеспеченность по первому направлению

социально-экономического развития региона; ,

соответственно бюджетные ресурсы региона и потребность в бюджетных ресурсах региона по первому направлению.

Управление финансовой обеспеченностью и бюджетной само­достаточностью региона представляет собой комплекс воздействий на доходную и расходную части бюджета в целях повышения его доходности.

Уровень финансовой обеспеченности региона может быть по­вышен за счет:

• роста доходной части бюджета на основе достижения не­обходимых объемов налоговых и прочих поступлений диф­ференцированно по каждой статье бюджета;

· увеличения эффективности использования финансовых ре­сурсов за счет значительного сокращения субсидий и транс­фертов, выделяемых отраслям и отдельным получателям;

· объективизации бюджета путем формирования его статейпреимущественно на основе использования социальныхнормативов для расчета объемов финансовых поступленийи объемов потребления финансовых ресурсов.

Таким образом, можно утверждать, что бюджетная система региона представляет собой инструмент проведения администра­цией региона активной экономической политики. Аккумулируя финансовые ресурсы с помощью налогов и сборов и направляя их на приоритетные нужды регионального сообщества, властные

органы проводят заявленную на выборах экономическую и соци­альную политику.

Основные функции, которые призвана выполнять бюджетная система региона, можно сформулировать следующим образом:

· решение задач по созданию условий повышения уровня икачества жизни населения региона;

· содействие справедливому распределению доходов междуотдельными группами населения, проживающего на терри­тории региона;

· содействие развитию деловой активности в регионе путемнаправления части региональных инвестиций, подконтроль­ных местной администрации, в «точки роста» региональногохозяйственного комплекса через бюджет развития регионаили путем прямых государственных инвестиций;

· решение задач по выравниванию условий предприниматель­ства в территориальных образованиях региона путем поддер­жки развития производственной и рыночной инфраструк­тур. Эти функции носят общий характер и действенны влюбых странах и условиях функционирования региональнойэкономической системы. На определенном этапе эти фун­кции могут претерпевать видоизменения, могут появитьсяновые задачи, вызванные особенностями, например, пере­ходной экономики.

Логика построения региональных бюджетных систем пред­определяет необходимость разделения сфер деятельности и свя­занных с ними расходов. Для этого, в свою очередь, требуется законодательно установить ответственность федеральных и реги­ональных структур за те или иные сферы общественной и хозяй­ственной жизни. Отсутствие такого разграничения позволяет выс­шему уровню по своей воле перемещать расходы по управленчес­кой вертикали вниз. Население же попадает в положение правовой неопределенности относительно того, от какого уровня государ­ственной власти и управления следует требовать исполнения той или иной функции.

Решение проблемы распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней должно базироваться на единых принципах построения и организации бюджетной системы, а так­же на учете необходимости создания и достаточности финансо­вой базы каждого уровня государственной власти для нужд осуще­ствления их функций в соответствии с разделением их компетен­ции и ответственности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...