Пути улучшения инвестиционного климата региона.
Ввиду особой важности проблемы повышения инвестиционной активности в регионе возникает насущная необходимость научной проработки проблемы рационализации использования ограниченных государственных инвестиционных ресурсов. Необходимо существенно повысить внимание к рациональному использованию государственных финансовых ресурсов, используе- мых на цели экономического развития, аккумулируемых в бюджете развития региона. А. Бюджет развития региона как инструмент активизации инвестиционной активности региона. Бюджет развития региона разрабатывается в целях содействия эффективному развитию регионального хозяйственного комплекса. Его формирование имеет следующие основные цели: · поддержка приоритетных для экономики региона инвестиционных проектов; · финансирование неэффективных, однако насущно необходимых мероприятий по развитию экономики региона; · предоставление возможности получения гарантий под кредиты на реализацию эффективных инвестиционных проектов. Бюджет развития региона является составной частью регионального бюджета, средства которого используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Денежные средства, направленные в бюджет развития региона за счет внутренних средств, не подлежат секвестру в течение финансового года. Средства бюджета развития формируются за счет следующих источников: · внутренние и внешние заимствования региона на инвестиционные цели; · часть доходов республиканского бюджета от использованияи продажи имущества, находящегося в республиканскойсобственности; · часть доходов республиканского бюджета от использованияи распоряжения объектами республиканской собственности;
· доходы республиканского бюджета от ранее произведенныхбюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности; · отчисления части поступлений в республиканский бюджетот размещения ценных бумаг; · суммы инвестиционных налоговых кредитов в части налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет региона. Денежные средства бюджета развития региона направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, на условиях возвратности, платности и срочности. Управление бюджетом развития осуществляет специально созданная управляющая компания, которая имеет статус государственного унитарного предприятия. Управляющая компания проводит оперативное управление бюджетом развития, анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий за счет средств бюджета развития, конкурс на предоставление инвесторам государственных гарантий за счет средств бюджета развития, формирует и управляет инвестиционным фондом бюджета развития региона. Важнейшей задачей бюджета развития региона является предоставление государственных гарантий. Государственные гарантии за счет средств бюджета развития рассматриваются как обязательства правительства региона возместить кредитору часть фактически предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае неисполнения заемщиком своих кредитных обязательств. Можно выделить два способа выделения денежных средств за счет средств бюджета развития: 2. путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение кбюджетным средствам;
3. посредством прямых инвестиций в имущество коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, присоответствующем увеличении доли региона в уставных капиталахэтих организаций. В целях рационального использования кредитных ресурсов кредитование инвестиционных проектов осуществляется исключительно путем оплаты счетов за товары, услуги, необходимые для реализации указанных проектов, в объемах и по графикам, которые согласованы с управляющей компанией бюджета развития. Для каждого инвестиционного проекта разрабатывается индивидуальная схема его финансового обеспечения, включая график перечисления денежных средств всеми инвесторами, объем и формы государственного участия в финансировании инвестиционного проекта и обеспечение возвратности выделяемых денежных средств за счет средств бюджета развития. Б. Региональный залоговый фонд как инструмент активизации инвестиционной деятельности. Залоговый фонд региона представляет собой совокупность имущества, денежных средств, ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, принадлежащих региону и служащих обеспечением для заключенных правительством региона договоров поручительств и залога. Под залогом понимается способ обеспечения обязательств, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет предмета залога, преимущественно перед другими кредиторами. Активы залогового фонда региона формируются из объектов, передаваемых правительством региона, в число которых входят: казна региона, т.е. имущество, не переданное в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий или в оперативное управление учреждений; средства регионального бюджета в соответствии с Законом о республиканском бюджете; средства безвозмездной финансовой помощи региону; пакеты ценных бумаг предприятий, находящиеся в собственности региона; объекты недвижимости: здания, сооружения и земельные участки; права на эксплуатацию разведанных и эксплуатируемых месторождений полезных ископаемых; иное имущество, находящееся в собственности региона, и объекты, передаваемые в фонд хозяйствующими субъектами региона, к которым относятся объекты, принадлежащие им на праве собственности, и обособляемые от технологического комплекса предприятия.
Осуществление функций залогового фонда, включая ведение реестра имущества, осуществляет управляющая компания, которая является республиканским унитарным предприятием. Она выполняет следующие функции: · определение и реализация общей стратегии формированияи расходования ресурсов залогового фонда; · выработка и реализация рекомендаций относительно приоритетности инвестиционных проектов, привлечениесредств для финансирования которых обеспечивается залогом; · самостоятельное распоряжение частью активов залоговогофонда с целью приращения их стоимости; · документальный учет движения активов фонда и обязательств, обременяющих активы фонда; · организация исполнения обязательств по договорам принеисполнении обязательств заемщиком; · принятие всех возможных мер для сохранности и приращения активов фонда; · осуществление оперативного управления залоговым фондом; · предоставление кредиторам инвестиционных проектов залогов для обеспечения обязательств заемщиков; • обеспечение минимизации финансовых рисков.Обращение взыскания на заложенное имущество производится в соответствии с договором залога. Реализация заложенного имущества, на которое обращается взыскание, производится управляющей компанией. В случае, когда сумма, вырученная от продажи предмета залога, недостаточна для полного удовлетворения требований кредитора, управляющая компания вправе получить недостающую сумму от реализации другого имущества. В. Ипотечное кредитование как средство быстрого роста частных инвестиций в недвижимость. Это довольно широко распространенные на Западе инструменты активизации деятельности населения как инвестора. Для полномасштабной реализации ипотечного кредитования в России еще не созданы необходимые условия: не разработаны соответствующие федеральные правовые акты, отсутствует система специализированных инвестиционных и ипотечных банков, не стабилизирована финансово-кредитная сфера и поэтому слишком велики риски по долгосрочным кредитам.
Условия предоставления ипотечного кредита в России не принципиально отличаются от мировых. Кредит под залог недвижимости выдается обычно на 20—25 лет, а размер заемных средств и первоначального взноса составляет порядка половины стоимости жилища. Постепенный переход к мировым стандартам ипотечного кредитования предполагает снижение первоначального взноса с 50 до 5—20%. Г. Концессии как средство привлечения финансовых ресурсов в экономику региона. Под концессией понимается передача в эксплуатацию (использование) на определенный срок на возмездной основе принадлежащих региону объектов: природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, а также имущественных и иных прав с предоставлением концессионеру определенных финансовых преференций. При разработке конкретных технологических регламентов привлечения финансовых ресурсов с использованием механизма концессий необходимо учитывать ряд особенностей: во-первых, в концессию передаются реальные активы; во-вторых, реальные активы передаются не в аренду, не в управление, а в эксплуатацию с вполне определенными целями собственника реальных активов; в-третьих, в период концессии титул собственника объекта концессии не меняется, т.е. объект концессии не переходит в собственность концессионера; это принципиально отличает концессию от траста, при котором объект может переходить в собственность управляющего; в-четвертых, в концессию можно передавать как уже созданные реальные активы, так и право на создание и последующую эксплуатацию активов, например, концессия на строительство и эксплуатацию автомобильной дороги или разработку и добычу полезных ископаемых. Объектами концессий являются: · предприятия, находящиеся в собственности региона и неподлежащие приватизации (акционированию); · предприятия, контрольный пакет акций которых находится в собственности региона; · предприятия — должники регионального бюджета; · права на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог и мостов; · права на разведку и добычу полезных ископаемых, отнесенных к компетенции региона; · права на застройку земельных участков и коммерческуюэксплуатацию возведенных строений. Преимущество при передаче в концессию должны иметь: · существующие предприятия, находящиеся в собственностирегиона, текущая рыночная капитализация которых меньше годового дохода предприятия;
· объекты, аналогичные объектам, ранее переданным в концессию; · объекты региональной собственности, по которым потенциальный инвестор не вносит в установленный срок объем инвестиций, оговоренный в контракте. Правительство региона может устанавливать для отдельных концессионных проектов минимальные (из предусмотренных действующим законодательством) размеры платы за пользование ее ресурсами. Оно также вправе заключать договор на приобретение концессионером по окончании срока концессии пакета акций предприятия, передаваемого в концессию, по фиксированной цене. Государственная поддержка концессионной деятельности осуществляется путем: · создания совместного с концессионером предприятия на условиях долевой собственности; · установления льготного периода платежей концессионера вбюджет региона по проектам с низкой коммерческой эффективностью; · предоставления гарантий региона банкам — кредиторамконцессии в качестве условия обеспечения платежных обязательств заемщика. Возможны также и другие формы поддержки концессионной деятельности в регионе. Концессионерами не могут быть государственные унитарные предприятия; государственные органы исполнительной или законодательной власти; органы местного самоуправления. Иностранное государство также не может являться стороной договора концессии. Объекты муниципальной собственности передаются в концессию с согласия муниципальных образований. В привлечении инвестиций в экономику региона важное место отводится свободным экономическим зонам (СЭЗ), которые создаются с целью привлечения новшеств, развития экспортного потенциала регионов, увеличения валютных поступлений, активизации иностранных и российских инвестиций, накопления передового научно-технического и управленческого опыта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|