Сущность, виды и цели инвестиционной политики
Инвестиционная политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе. Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации. Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад. Амортизационная политика входит в общую инвестиционную политику. Амортизационная политика, в свою очередь, должна быть увязана с налоговой политикой. В странах развитого рыночного типа при общем повышении уровня налогов на прибыль компаний, как правило, в фазе экономического кризиса поощряются методы ускоренной амортизации и вводятся льготы по инвестиционным кредитам. В этом случае ускоренная амортизация применяется только к новому оборудованию. По наличию и характеру правовой базы можно выделить формализованную и неформализованную государственную инвестици- онную политику. При этом формализованная инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие, как налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей присуща высокая степень государственного участия в экономике. Неформализованная инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80% от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства), свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное — несистематизированной правовой базой.
По форме управления можно выделить следующие типы инвестиционной политики: либеральная и централизованная.. Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимущественно экономические методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство — финансовые институты — бизнесмены — мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит в установлении «правил игры» во взаимоотношениях «инвестор — государство», что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно. Этому типу инвестиционной политики противостоит централизованная инвестиционная политика, основной чертой которой является использование преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе чисто номинальное. Исходя из этих критериев современную региональную инвестиционную политику, проводимую большинством регионов России, можно оценить как формализованную и централизованную. Роль государственного вмешательства значительна как по объемам контролируемых им инвестиций, так и по степени регулирования данного процесса. Средства государственного инвестиционного бюджета составили чуть больше 60%. Любое решение, касающееся привлечения крупных кредитов государственными или ком-
мерческими предприятиями, так или иначе контролируется государственными ведомствами. В настоящее время происходит постепенный переход от формализованного централизованного типа государственной инвестиционной политики к формализованному либеральному ее типу. Инвестиционному процессу в регионах Российской Федерации присущи следующие особенности. Децентрализация инвестиционного процесса. Можно выделить по крайней мере два направления этого процесса: федеральный центр — регион; региональное правительство — региональные промышленные и финансовые институты. В первом случае происходит передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении федеральных источников инвестиций. В настоящее время ни в одном регионе России федеральное правительство не осуществляет комплексную инвестиционную политику, поэтому все инвестиционные потоки формируются на локальном уровне. Во втором случае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных инвестиций в валовых капитальных вложениях незначительна. Следовательно, современный инвестиционный процесс в регионе характеризуется сокращением доли государственных инвестиций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных вложений. Переход к преимущественно экономическим методам воздействия. Государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института и приобретает иные, ранее не присущие ему, роли: собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора. Для установления принципиально иных взаимоотношений в сфере воспроизводства необходим достаточно большой период времени. Так же как и любой другой развитой системе, экономике присуща инерция, поэтому процесс преобразований встречает сопротивление старой модели управления. К новым формам государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионах страны можно отнести: формирование инвестиционного бюджета как ключевого элемента государственного планирования, долгосрочное государственное кредитование, государственные
гарантии и регулирование деятельности акционированных предприятий посредством управления пакетами акций, принадлежащих государству. Существуют значительные резервы во внедрении новых форм государственного управления инвестиционным процессом и совершенствовании имеющихся. Так, практически не задействованы механизмы долевого участия государства, вяло стимулируется фондовый рынок, нет четкой системы поощрений и преференций для отечественных инвесторов. Поэтому в настоящий момент процесс смены системы управления сопровождается падением управляемости системы. Появление новых участников инвестиционного процесса. На управляемость инвестиционным процессом воздействует и его структурное развитие, которое характеризуется появлением большого числа новых субъектов. Примитивная система воспроизводственных отношений «государство — промышленное предприятие» перерастает в разветвленную структуру участников инвестиционного процесса. Изменение количественных и качественных параметров, с одной стороны, усложняет реализацию инвестиционной политики, с другой — позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств и интересов иным участникам. В настоящее время инвестиционное проектирование выступает основным средством реализации инвестиционной политики региона. Под «проектом» понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели. Разработка инвестиционного проекта предполагает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий по их осуществлению.
Инвестиционные проекты можно классифицировать следующим образом (табл. 7.1). В соответствии с этой классификацией к инвестиционным проектам регионального масштаба относятся такие проекты, реализация которых влияет в первую очередь на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе. Цели инвестиционной политики региона. В осуществлении собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам как внутренней региональной экономической политики, так и глобальной цели экономического развития страны. Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, эк-спортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.
Разработка обоснованной инвестиционной политики региона на перспективу проистекает из глобальной целевой установки по развитию данного региона. Большинство регионов страны (особенно национальные образования) ставят своей стратегической целью создание структурно и технологически развитой экономики с устойчивым типом воспроизводства. В соответствии с этим определяются принципы инвестиционной политики региона. Для большинства регионов России в настоящее время актуальна проблема разработки и реализации промышленной политики, которая была бы нацелена на более эффективное развитие реального сектора, выделение приоритетных направлений индустриального роста, активизацию вложения в них инвестиционных и финансовых ресурсов. Промышленная политика региона должна включать три блока: политики обновления и модернизации производительных сил; финансово-кредитной политики совместного участия; инновационной политики. Основная задача первого блока — укрепление и развитие промышленности региона, своеобразное закрепление существующих позиций. Второй блок должен быть нацелен, прежде всего, на более эффективное использование традиционных источников производственных инвестиций, а также на привлечение новых финансовых ресурсов. Задача третьего блока — качественное обновление индустриальной базы на основе внедрения новых ресурсосберегающих и эффективных технологий в промышленность. Инновационный характер инвестиций. Одно из важнейших требований современности — инновационный характер развития экономики регионов. Инновации становятся важнейшим условием экономического подъема страны. Обеспечение необходимого уровня инноваци- онной активности в экономике региона — ключевая экономическая проблема успешности его развития. В то же время инновационная активность в российский экономике пока еще достаточно низка, что вызвано слабой проработанностью организационно-экономических моделей деятельности экономических агентов. Политика инноваций состоит в предвидении изменений производственной функции хозяйствующего субъекта и выработке решений, обеспечивающих устойчивое развитие. Инновационная стратегия региона формируется исходя из целевых экономических установок, принимаемых предприятиями на долгосрочный период. Инновационная стратегия, опираясь на стратегический маркетинг, должна опережать рыночный спрос и в определенной степени формировать его в будущем. Механизм эффективной реализации инновационных проектов включает в себя: · разработку стратегии реализации проекта; · создание специальной бизнес-оболочки; · формирование инновационного климата на предприятии; · стратегию продвижения проекта и его активный маркетинг; · новые способы финансирования проекта; · контроль и мониторинг. Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики являются: эффективность, структурное равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость. 1. Ориентир на эффективное инвестирование. Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами. Целесообразно вкладывать средства в проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков. Следовательно, инвестиции должны направляться в первую очередь на создание новых некапиталоемких или стратегически важных производств, ориентированных на конкретные внутренние и внешние рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной промышленной базы. Следует отказаться от финансирования и поддержки безнадежно убыточных предприятий, а также от создания новых производств, продукция которых будет неконкурентоспособна по сравнению с аналогичными завозимыми товарами или ресурсами. 2. Стремление к достижению структурного равновесия. В региональной экономике инвестиционные потоки имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурноесоотношение нуждается в установлении некоторых предельныхуровней развития или текущего состояния. Предельные значениядолжны устанавливаться взвешенно, в зависимости от тактических условий реализации того или иного этапа программы и возможности вмешательства государства в решение этих проблем,поскольку возможно сознательное манипулирование подобнымисоотношениями. 3. Целенаправленность инвестирования. Необходимость этогопринципа связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов.Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числапроектов, имеющих конкретное обоснование и практическуюпользу. 4. Общенациональная значимость. Проведение инвестиционнойполитики в регионах (особенно в национальных республиках) непредполагает осуществление той или иной национальной идеологии, оно аккумулирует материализацию корпоративных, групповых и частных интересов сторон, лишь опосредованно представляясобой реализацию интересов общества в целом. В этом ее уязвимость. Интересы различных групп пересекаются и зачастую тормозят развитие экономики. Поэтому основными условиями реализации инвестиционной политики должны стать концентрацияи общая направленность финансовых и иных интересов основныхсубъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации тех или иных программ. Формирование такого подхода должны взять на себя государственные органы региона. 82. Источники и структура государственных инвестиций. Основными источниками региональных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции. К государственным инвестициям в регионе относятся: • средства государственного бюджета развития (федерального и регионального); · инвестиции государственных предприятий и организаций,министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществляемые вне плановой инвестиционной программы;, · налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам,а также кредиты государственных финансовых структур. Региональный бюджет развития является ключевым институтом государственного участия в сфере региональных воспроизводственных отношений. В бюджете развития региона источники инвестиций подразделяются на безвозмездные и возвратные. Безвозмездные инвестиции, в основном государственные ресурсы, направляются в социальную сферу. Возвратные ресурсы включают в себя займы государства (иностранные кредиты и эмиссия ценных бумаг), государственные инвестиционные кредиты и кредиты, предоставляемые под государственные гарантии. Из-за крайне сложного финансового положения региона заемные государственные ресурсы больше не являются перспективным источником. Ввиду ограниченности средств регионального бюджета развития необходимо введение принципа обязательной возвратности и платности в качестве основы формирования бюджета развития региона. Принципами разработки бюджета развития региона являются: 2. четкое определение структурных соотношений между производственным и социальным направлениями инвестирования вэкономику региона; 3. концентрация государственных инвестиционных ресурсовдля реализации стратегически наиболее перспективных проектов; 4. научное обоснование структурных коэффициентов распределения государственных капитальных вложений по районам игородам областного подчинения в целях нивелирования резкихтерриториальных различий в обеспечении социальными благами,а следовательно, и в уровне жизни; 5. более широкое использование инструментов и методов экономико-математического моделирования, которые сейчас практически не применяются государственными органами управленияэкономикой в регионах. Внебюджетные фонды как средство реализация инвестиционной политики в регионе. Деятельность многих внебюджетных фондов, в частности, фонда занятости, фонда социального страхования, департамента пенсионной службы, универсальна для всех регионов России. Вместе с тем в некоторых регионах созданы специальные институты, занимающиеся инвестиционной деятельностью. Так, в Республике Саха (Якутия) создан целевой фонд будущих поколений по образцу регионального фонда развития штата Аляска (США), в 1993—1996 гг. он являлся одним из крупнейших эмитентов собственных ценных бумаг в республике. Цель его деятельности заключалась в приращении выделенных государственных ресурсов и использовании их для прироста благосостояния населения. В 1996 г. за счет средств фонда было профинансировано 14,2% инвестиционной программы Республики Саха (Якутия); в 1997 г. — 5,6; в 1998 г. — 3,5% (87,6 млн руб.). В основном инвестиции целевого фонда будущих поколений направлялись на строительство социальных объектов в сфере народного и высшего образования, культуры и спорта. К важнейшим проблемам разработки региональных бюджетов развития относятся: · недостаточность финансовых ресурсов для покрытия текущей валовой инвестиционной потребности региона; · несовершенство государственного регулирования приаккумуляции источников инвестиционного бюджета — использование преимущественно прямых государственныхинвестиций при низкой возвратности средств, что приводитк постепенному истощению ресурсов; · перегруженность бюджета расходами, выделяемыми на безвозвратной основе, и территориальные различия в распределении инвестиций, которые в долгосрочной перспективе могут привести к ряду негативных тенденций в занятости, расселении и иных социальных аспектах жизнинаселения; · отсутствие социально-экономического критерия осуществления государственной инвестиционной программы; · неэффективное размещение инвестиций и неоправданноепревышение конечных затрат в строительстве за счет государственных средств. Стимулирование частных инвестиций населения В странах с развитой рыночной экономикой население выступают традиционным поставщиком денежных ресурсов на фондовый и кредитный рынки, где спрос на них предъявляют как предприниматели, так и государство. Средства населения, направляемые в инвестиции, по своей сути являются сбережениями. Их можно подразделить на следу- ющие три группы: текущие сбережения, сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимости, сбережения на непредвиденный случай. Текущие сбережения населения имеют наиболее ликвидный характер. К ним относятся наличные денежные средства, счета до востребования, «пластиковые деньги», чековые книжки. Данные виды сбережений по определению не являются потенциальными источниками инвестиций. Сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимости образуются, когда граждане откладывают деньги на покупку товара с ценой, превышающей размер текущего дохода. Для аккумуляции сбережений этого вида они размещаются на сберегательных банковских счетах и срочных депозитах. Сбережения на непредвиденный случай (и старость) долгосрочны по своему характеру, они могут размещаться в виде покупки корпоративных ценных бумаг, акций и облигаций, иных долгосрочных финансовых активов. С точки зрения общественных интересов сбережения населения являются специфическим инвестиционным ресурсом, поскольку потенциал его привлечения и использования в большей части определяется не столько финансовыми параметрами, сколько степенью доверия инвесторов к государственным и частным финансовым структурам. Объектами инвестиций населения являются материальные и финансовые активы. К первым относятся движимое и недвижимое имущество, здания и сооружения, драгоценные металлы, товары длительного пользования, использующиеся как средства производства, например, автомобили, компьютеры и оргтехника и т.д. Финансовые активы включают все виды платежных и финансовых обязательств, в том числе наличные деньги, вклады в текущих счетах, прочие по срочности виды вкладов в банках, различные краткосрочные долговые обязательства, облигации, а также титулы собственности на капитал, например акции, и другие финансовые документы, подтверждающие заключение сделки по поводу движения финансовых ресурсов. Фактическая разница между совокупными денежными доходами населения и конечным потреблением домашних хозяйств весьма существенна. Она складывается из официально неучтенных инвестиций населения, денежной наличности и потребительских расходов за пределами региона, в том числе туристических путевок, транспортных услуг, покупки товаров и валюты. Следо- вательио, значительная часть доходов населения вымывается из региональных финансовых потоков. Это говорит о наличии значительных резервов, лежащих в области развития системы финансовых посредников как инструмента эффективной трансформации сбережений населения в инвестиции в реальный сектор экономики. Для активизации частных инвестиций населения необходима новая региональная политика доходов, которая включает в себя три следующих блока: обеспечение роста номинальных и реальных доходов населения, стимулирование сбережений, управление активами. Первый блок является основополагающим. Повышение уровня доходов непосредственно приводит к росту частных инвестиций. Наиболее реальным шагом в этом направлении было бы снижение налогового бремени на доходы частных лиц. Это в большей степени прерогатива федеральных властей. Однако и региональные власти могут оказать воздействие на повышение уровня доходов в регионе путем установления подоходных налоговых ставок налогообложения, снижения уровня безработицы путем создания новых рабочих мест, привлечения в экономику региона инвестиционных ресурсов. Повышение денежных доходов населения возможно также путем разрешения регионального бюджетного кризиса, решения проблемы неплатежей, проведения своевременной индексации заработной платы, оптимизации структуры занятости. Второй блок призван обеспечить стимулы к созданию долгосрочных сбережений. Здесь, помимо чисто экономических механизмов, политика доходов должна включать определенные пропагандистские установки. Каждый человек должен знать, что государство заинтересовано в его доходах и сбережениях и гарантирует это право, что его деньги могут приносить реальный доход, а его собственность умножаться в результате свободного выбора инвестиций. При этом не стоит стимулировать рост потребительских расходов на предметы роскоши, товары, не имеющие инвестиционной цели. Исходным критерием нормы сбережений должны стать 15—20% годового дохода, что является стандартным показателем для среднего класса США. Третий блок политики доходов — разработка системы управления активами. Это сфера государственных интересов и государственных гарантий. Государство заинтересовано в том, чтобы сбережения направлялись преимущественно в недвижимость, ценные бумаги и банковские депозиты, т.е. были в обороте. Валютные и рублевые «кубышки», золотые украшения, являющиеся традиционными средствами сбережения в России, практически не работают на финансовых рынках и сужают резервы частных инвестиций. Сложной проблемой в рамках этого являются государственные гарантии частным инвесторам, легализующим свои доходы. До тех пор пока условия для официальной институционали-зации теневых капиталов не созданы, они не станут легально инвестироваться в экономику, а следовательно, приносить прибыль собственнику и налоги государству. Данные средства по-прежнему будут уходить на центральные и зарубежные финансовые рынки, фактически обескровливая экономику региона. Успешная реализация инвестиционного бюджета требует определения отраслевых приоритетов инвестирования. A. Структурное соотношение между производственным исоциальным направлениями в инвестиционных программах региона определяет не только структуру государственных инвестиций,но и динамику воспроизводственного процесса. Здесь потенциально существуют два различных подхода. Промышленные круги считают, что государство должно стимулировать развитие местной промышленности, напрямую ее субсидируя. Сторонники поддержки социальной сферы стоят за то, чтобы финансирование затрат на ее развитие полностью перешло в ведение местных органов власти. Поэтому при составлении бюджета развития региона на будущее оба эти направления инвестирования активно лоббируются обеими сторонами. Б. Соотношение в развитии реального и финансового секторов. Курс на приоритетную поддержку и развитие реального сектора крайне важен для региональной экономики, но его реализация, использование преимущественно государственных инвестиций пока не приносят ожидаемых результатов. С другой стороны, в условиях формирующейся рыночной экономики большое значение приобретает проблема поддержки развития институтов финансового сектора. B. Наиболее крупной статьей производственной частиинвестиционной программы должны стать расходы на развитиеобъектов производственной инфраструктуры: ремонт, содержаниеи строительство автодорог, линий электро- и энергоснабжения,складских помещений, линий связи и пр. Нужно отметить, что этонаправление имеет стабильную нормативную базу — транспортный налог. (?)83. Методика отбора приоритетных инвестиционных проектов. Ввиду ограниченности финансовых средств, мобилизуемых на региональное развитие, встает задача отбора инвестиционных проектов для первоочередного финансирования, реализация которых позволяет получить в кратчайший срок максимальный эффект от государственных и частных инвестиций. При этом выбор таких проектов, называемых приоритетными, производится в рамках ресурсных ограничений — ограничений на объем финансирования в первый год реализации программы. По существу задача отбора приоритетных проектов является задачей выбора наилучшего варианта реализации программы, придает ей необходимую ориентацию в рамках приоритетных целей и в конечном итоге определяет наиболее эффективную стратегию их достижения. Задача выбора приоритетных инвестиционных проектов носит многокритериальный характер. Проекты, претендующие на приоритетность, должны анализироваться на базе многосторонней экспертизы. Их качество оценивается при помощи определенного набора количественных показателей эффективности — коммерческой, бюджетной, социальной. Таким образом, задача отбора приоритетных проектов может быть сформулирована как задача многокритериальной дискретной оптимизации:
в которой множеством допустимых альтернатив , является множество порядковых номеров, представленных к рассмотрению инвестиционных проектов, а частными критериями , оценивающими их качество, — отобранные заранее показатели эффективности, сформулированные таким образом, чтобы более предпочтительный по каждому показателю инвестиционный проект характеризовался его большим значением'. Каждый проект характеризуется, таким образом, собственнойвекторной оценкой В работе рассматриваются два подхода к формированию множества приоритетных проектов, каждому из которых, согласно 1 Если для некоторого частного критерия , например «срока окупаемости», имеет место обратное положение, т.е. его желательно минимизировать, то достаточно, например, заменить его на классификации основных задач теории многокритериальной оптимизации, соответствует своя конкретизация задачи (7.1). Первый подход подразумевает поиск искомого множества альтернатив исключительно среди недоминируемых. Подобный подход к формированию оптимального инвестиционного портфеля на основе многокритериального анализа, отражающий общие соображения о важности множества Парето в теории многокритериальной оптимизации, наиболее часто встречается в научных разработках. Применительно к нашей проблеме суть его заключается в том, что приоритетные проекты выбираются исключительно среди недоминируемых на множестве X, поэтому первоначальной задачей, возникающей при таком подходе, является задача поиска всех Парето-оптимальных решений (задача 1)'. Второй подход предполагает поиск приоритетных проектов среди всех представленных в рамках программы. Он часто применяется на практике при разработке федеральных программ, в том числе и специалистами МБРР. При этом подходе возникает задача упорядочения определенным образом всех инвестиционных проектов программы в порядке убывания «предпочтительности» (задача 3), что позволяет отобрать затем в качестве приоритетных первые из наиболее «предпочтительных» проектов, суммарный объем первоочередного финансирования которых не превышает заданную сумму (). Этот же способ использовался и для сужения множества ДУ(Л) в первом подходе — после ранжирования его элементов тем же способом, что и при решении задачи 3, в качестве приоритетных отбирались первые из наиболее «предпочтительных» уже эффективных альтернатив на ту же сумму. Задача ранжирования множества — (задача 2). Порядок формирования множества приоритетных альтернатив при первом и втором подходах показан на рис. 7.1. Задачи 2 и 3 являются многокритериальными задачами принятия решений, поэтому особенностью используемого на практике метода их решения — метода обобщенного критерия — выступает участие специалиста (так называемого лица, принимающего решение). 1 При таком подходе, однако, может возникнуть необходимость «отбраковки» некоторого числа недоминируемых проектов в связи с тем, что найденное множество может оказаться чрезмерно большим и не удовлетворять ограничению на максимально возможный объем финансирования инвестиционных проектов в первый год реализации программы Специалист, располагающий информацией о ситуации в регионе и приоритетных целях программы его развития, формирует некоторый обобщенный критерий путем сворачивания частных критериев в одну сложную функцию , — вектор коэффициентов важности частных критериев, применяемый в том случае, когда необходимо усилить роль одних частных критериев и ослабить роль других. По мнению специалиста, сформулированный им критерий задает наиболее удачное сочетание показателей эффективности проекта, и из двух проектов более предпочтительным будет считаться тот, который имеет большее значение данного критерия: более предпочтительна, чем , если В зависимости от значений обобщенного критерия нужное множество проектов упорядочивается в порядке убывания предпочтительности (ранжируется). Рис. 7.1. Порядок формирования множества приоритетных альтернатив Главными проблемами большинства регионов страны, решение которых было вынесено на федеральный уровень, явились сильная дотационность регионального бюджета и тяжелое положение в сфере занятости. В связи с этим при разработке индикативного плана развития региона может возникнуть необходимость предварительного определения приоритетных задач. Они могут быть сформулированы следующим образом: · быстрое достижение максимального уровня самодостаточности республиканского бюджета путем увеличения налоговых поступлений; · сохранение рабочих
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|