Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, виды и цели инвестиционной политики




Инвестиционная политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий вос­производства капитальных ресурсов в регионе.

Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроиз­водственных отраслей, их расширении и модернизации.

Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, сте­пенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредит­ная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и за­нятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад. Амортизационная политика вхо­дит в общую инвестиционную политику. Амортизационная поли­тика, в свою очередь, должна быть увязана с налоговой политикой. В странах развитого рыночного типа при общем по­вышении уровня налогов на прибыль компаний, как правило, в фазе экономического кризиса поощряются методы ускоренной амортизации и вводятся льготы по инвестиционным кредитам. В этом случае ускоренная амортизация применяется только к но­вому оборудованию.

По наличию и характеру правовой базы можно выделить фор­мализованную и неформализованную государственную инвестици-

онную политику. При этом формализованная инвестиционная по­литика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие, как на­логи, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации обо­рудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей присуща высокая степень государственного участия в экономике. Неформализованная инвестиционная политика характеризуется срав­нительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80% от всех хозяй­ствующих субъектов и объемов промышленного производства), свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное — несистематизированной правовой базой.

По форме управления можно выделить следующие типы инвестиционной политики: либеральная и централизованная.. Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимуще­ственно экономические методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство — финансовые институты — бизнесме­ны — мелкие инвесторы), а также разнообразные источники ин­вестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), раз­витая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит в установлении «правил игры» во взаимоотношениях «инвестор — государство», что позволяет экономической системе само­регулироваться и развиваться относительно свободно. Этому типу инвестиционной политики противостоит централизованная инве­стиционная политика, основной чертой которой является ис­пользование преимущественно жестких административных мето­дов управления. Источники инвестиций в этом случае формиру­ются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляет­ся долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе чисто номинальное.

Исходя из этих критериев современную региональную инве­стиционную политику, проводимую большинством регионов Рос­сии, можно оценить как формализованную и централизованную. Роль государственного вмешательства значительна как по объемам контролируемых им инвестиций, так и по степени регулирования данного процесса. Средства государственного инвестиционного бюджета составили чуть больше 60%. Любое решение, касающееся привлечения крупных кредитов государственными или ком-

мерческими предприятиями, так или иначе контролируется государственными ведомствами.

В настоящее время происходит постепенный переход от фор­мализованного централизованного типа государственной инвес­тиционной политики к формализованному либеральному ее типу.

Инвестиционному процессу в регионах Российской Федерации присущи следующие особенности.

Децентрализация инвестиционного процесса. Можно выделить по крайней мере два направления этого процесса: федеральный центр — регион; региональное правительство — региональные про­мышленные и финансовые институты. В первом случае происхо­дит передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении федеральных источников инвестиций. В настоящее время ни в одном регионе России федеральное правительство не осуществляет комплексную инвестиционную политику, поэтому все инвестици­онные потоки формируются на локальном уровне. Во втором слу­чае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных инвестиций в валовых капитальных вложениях незначительна. Следовательно, современный инвестиционный процесс в регио­не характеризуется сокращением доли государственных инвести­ций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных вложений.

Переход к преимущественно экономическим методам воздействия. Государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института и приобретает иные, ранее не прису­щие ему, роли: собственника, равноправного участника, долево­го партнера, финансового агента, гаранта и кредитора.

Для установления принципиально иных взаимоотношений в сфере воспроизводства необходим достаточно большой период времени. Так же как и любой другой развитой системе, экономи­ке присуща инерция, поэтому процесс преобразований встречает сопротивление старой модели управления. К новым формам го­сударственного воздействия на инвестиционный процесс в реги­онах страны можно отнести: формирование инвестиционного бюджета как ключевого элемента государственного планирования, долгосрочное государственное кредитование, государственные

гарантии и регулирование деятельности акционированных пред­приятий посредством управления пакетами акций, принадлежа­щих государству. Существуют значительные резервы во внедрении новых форм государственного управления инвестиционным про­цессом и совершенствовании имеющихся. Так, практически не задействованы механизмы долевого участия государства, вяло сти­мулируется фондовый рынок, нет четкой системы поощрений и преференций для отечественных инвесторов. Поэтому в настоя­щий момент процесс смены системы управления сопровождается падением управляемости системы.

Появление новых участников инвестиционного процесса. На уп­равляемость инвестиционным процессом воздействует и его структурное развитие, которое характеризуется появлением боль­шого числа новых субъектов. Примитивная система воспроизвод­ственных отношений «государство — промышленное предприя­тие» перерастает в разветвленную структуру участников инвести­ционного процесса. Изменение количественных и качественных параметров, с одной стороны, усложняет реализацию инвестици­онной политики, с другой — позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств и интересов иным участ­никам.

В настоящее время инвестиционное проектирование выступает основным средством реализации инвестиционной политики реги­она.

Под «проектом» понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направлен­ных на достижение сформулированной цели. Разработка инвес­тиционного проекта предполагает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий по их осуществлению.

Классифицирующийпризнак Содержаниеклассификации Основное'предназначение классификации
По типам деятельности Техническая, организационная, экономическая, социальная, смешанная Специфичность аспекта анализа проекта
По структуре Монопроект, мультипроект, мегапроект Сложность иерархической структуры управления проектом
По размеру Мелкие, средние, крупные, очень крупные Уровень детализации информации
По масштабу Межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные проекты одного предприятия Специфичность разработки и управления проектом
По длительности Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные Структурирование жизненного цикла проекта
По сложности Простые, сложные, очень сложные Специфичность процесса управления проектамы
По характеру предметной области Инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образова­тельный, смешанный Специфика жизненного цикла проекта и учета выгод
По признаку внедрения 1. Внедряется в действующее предприятие 2. Создает новое предприятие Правильное исчисление и сравнение приростных потоков доходов и затрат
Смешанный — по доминирующему признаку а) малые; б) мегапроекты; в) краткосрочные; г) моно- и мультипроекты Специфика использования стандартных процедур проектного управления и контроля

 

Инвестиционные проекты можно классифицировать следую­щим образом (табл. 7.1).

В соответствии с этой классификацией к инвестиционным проектам регионального масштаба относятся такие проекты, реализация которых влияет в первую очередь на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе.

Цели инвестиционной политики региона. В осуществлении соб­ственной инвестиционной политики каждый регион России мо­жет преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам как внутренней региональной экономической политики, так и глобальной цели экономическо­го развития страны.

Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоя­тельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, эк-спортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвести­ционных проектов, исходя из интересов регионального хозяй­ственного комплекса.

Разработка обоснованной инвестиционной политики региона на перспективу проистекает из глобальной целевой установки по раз­витию данного региона. Большинство регионов страны (особен­но национальные образования) ставят своей стратегической целью создание структурно и технологически развитой экономики с ус­тойчивым типом воспроизводства. В соответствии с этим опреде­ляются принципы инвестиционной политики региона.

Для большинства регионов России в настоящее время актуаль­на проблема разработки и реализации промышленной политики, которая была бы нацелена на более эффективное развитие реаль­ного сектора, выделение приоритетных направлений индустриаль­ного роста, активизацию вложения в них инвестиционных и фи­нансовых ресурсов.

Промышленная политика региона должна включать три блока: политики обновления и модернизации производительных сил; финансово-кредитной политики совместного участия; инноваци­онной политики. Основная задача первого блока — укрепление и развитие промышленности региона, своеобразное закрепление су­ществующих позиций. Второй блок должен быть нацелен, прежде всего, на более эффективное использование традиционных источ­ников производственных инвестиций, а также на привлечение но­вых финансовых ресурсов. Задача третьего блока — качественное обновление индустриальной базы на основе внедрения новых ре­сурсосберегающих и эффективных технологий в промышленность.

Инновационный характер инвестиций. Одно из важнейших тре­бований современности — инновационный характер развития эко­номики регионов.

Инновации становятся важнейшим условием экономическо­го подъема страны. Обеспечение необходимого уровня инноваци-

онной активности в экономике региона — ключевая экономичес­кая проблема успешности его развития.

В то же время инновационная активность в российский эко­номике пока еще достаточно низка, что вызвано слабой прорабо­танностью организационно-экономических моделей деятельнос­ти экономических агентов.

Политика инноваций состоит в предвидении изменений про­изводственной функции хозяйствующего субъекта и выработке решений, обеспечивающих устойчивое развитие. Инновационная стратегия региона формируется исходя из целевых экономических установок, принимаемых предприятиями на долгосрочный пери­од. Инновационная стратегия, опираясь на стратегический марке­тинг, должна опережать рыночный спрос и в определенной сте­пени формировать его в будущем.

Механизм эффективной реализации инновационных проектов включает в себя:

· разработку стратегии реализации проекта;

· создание специальной бизнес-оболочки;

· формирование инновационного климата на предприятии;

· стратегию продвижения проекта и его активный маркетинг;

· новые способы финансирования проекта;

· контроль и мониторинг.

Принципами формирования обоснованной региональной инве­стиционной политики являются: эффективность, структурное рав­новесие, целенаправленность, общенациональная значимость.

1. Ориентир на эффективное инвестирование. Инвестиции, на­правляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами. Целесообразно вкладывать средства в проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков. Следова­тельно, инвестиции должны направляться в первую очередь на создание новых некапиталоемких или стратегически важных про­изводств, ориентированных на конкретные внутренние и внешние рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной промышленной базы. Следует отказаться от финансирования и поддержки безнадежно убыточных предприятий, а также от созда­ния новых производств, продукция которых будет неконкурентос­пособна по сравнению с аналогичными завозимыми товарами или ресурсами.

2. Стремление к достижению структурного равновесия. В реги­ональной экономике инвестиционные потоки имеют определен­ные ограничения структурного характера. Каждое структурноесоотношение нуждается в установлении некоторых предельныхуровней развития или текущего состояния. Предельные значениядолжны устанавливаться взвешенно, в зависимости от тактичес­ких условий реализации того или иного этапа программы и воз­можности вмешательства государства в решение этих проблем,поскольку возможно сознательное манипулирование подобнымисоотношениями.

3. Целенаправленность инвестирования. Необходимость этогопринципа связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов.Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числапроектов, имеющих конкретное обоснование и практическуюпользу.

4. Общенациональная значимость. Проведение инвестиционнойполитики в регионах (особенно в национальных республиках) непредполагает осуществление той или иной национальной идеоло­гии, оно аккумулирует материализацию корпоративных, группо­вых и частных интересов сторон, лишь опосредованно представляясобой реализацию интересов общества в целом. В этом ее уязви­мость. Интересы различных групп пересекаются и зачастую тор­мозят развитие экономики. Поэтому основными условиями реа­лизации инвестиционной политики должны стать концентрацияи общая направленность финансовых и иных интересов основныхсубъектов инвестиционного процесса, их ответственность в при­нятии решений и реализации тех или иных программ. Формиро­вание такого подхода должны взять на себя государственные орга­ны региона.

82. Источники и структура государственных инвестиций.

Основными источниками региональных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

К государственным инвестициям в регионе относятся: • средства государственного бюджета развития (федерально­го и регионального);

· инвестиции государственных предприятий и организаций,министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществ­ляемые вне плановой инвестиционной программы;,

· налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предостав­ляемые предприятиям и иным экономическим субъектам,а также кредиты государственных финансовых структур.

Региональный бюджет развития является ключевым институ­том государственного участия в сфере региональных воспро­изводственных отношений.

В бюджете развития региона источники инвестиций подраз­деляются на безвозмездные и возвратные. Безвозмездные инвести­ции, в основном государственные ресурсы, направляются в соци­альную сферу. Возвратные ресурсы включают в себя займы госу­дарства (иностранные кредиты и эмиссия ценных бумаг), государственные инвестиционные кредиты и кредиты, предо­ставляемые под государственные гарантии. Из-за крайне сложного финансового положения региона заемные государственные ресур­сы больше не являются перспективным источником. Ввиду огра­ниченности средств регионального бюджета развития необходи­мо введение принципа обязательной возвратности и платности в качестве основы формирования бюджета развития региона.

Принципами разработки бюджета развития региона являются:

2. четкое определение структурных соотношений между про­изводственным и социальным направлениями инвестирования вэкономику региона;

3. концентрация государственных инвестиционных ресурсовдля реализации стратегически наиболее перспективных проектов;

4. научное обоснование структурных коэффициентов распре­деления государственных капитальных вложений по районам игородам областного подчинения в целях нивелирования резкихтерриториальных различий в обеспечении социальными благами,а следовательно, и в уровне жизни;

5. более широкое использование инструментов и методов эко­номико-математического моделирования, которые сейчас практи­чески не применяются государственными органами управленияэкономикой в регионах.

Внебюджетные фонды как средство реализация инвестицион­ной политики в регионе. Деятельность многих внебюджетных фондов, в частности, фонда занятости, фонда социального стра­хования, департамента пенсионной службы, универсальна для всех регионов России. Вместе с тем в некоторых регионах созданы

специальные институты, занимающиеся инвестиционной деятель­ностью. Так, в Республике Саха (Якутия) создан целевой фонд бу­дущих поколений по образцу регионального фонда развития шта­та Аляска (США), в 1993—1996 гг. он являлся одним из крупней­ших эмитентов собственных ценных бумаг в республике. Цель его деятельности заключалась в приращении выделенных государ­ственных ресурсов и использовании их для прироста благососто­яния населения. В 1996 г. за счет средств фонда было профинан­сировано 14,2% инвестиционной программы Республики Саха (Якутия); в 1997 г. — 5,6; в 1998 г. — 3,5% (87,6 млн руб.). В ос­новном инвестиции целевого фонда будущих поколений направ­лялись на строительство социальных объектов в сфере народного и высшего образования, культуры и спорта.

К важнейшим проблемам разработки региональных бюджетов развития относятся:

· недостаточность финансовых ресурсов для покрытия теку­щей валовой инвестиционной потребности региона;

· несовершенство государственного регулирования приаккумуляции источников инвестиционного бюджета — ис­пользование преимущественно прямых государственныхинвестиций при низкой возвратности средств, что приводитк постепенному истощению ресурсов;

· перегруженность бюджета расходами, выделяемыми на без­возвратной основе, и территориальные различия в рас­пределении инвестиций, которые в долгосрочной перспек­тиве могут привести к ряду негативных тенденций в заня­тости, расселении и иных социальных аспектах жизнинаселения;

· отсутствие социально-экономического критерия осуществ­ления государственной инвестиционной программы;

· неэффективное размещение инвестиций и неоправданноепревышение конечных затрат в строительстве за счет госу­дарственных средств.

Стимулирование частных инвестиций населения В странах с развитой рыночной экономикой население выс­тупают традиционным поставщиком денежных ресурсов на фон­довый и кредитный рынки, где спрос на них предъявляют как предприниматели, так и государство.

Средства населения, направляемые в инвестиции, по своей сути являются сбережениями. Их можно подразделить на следу-

ющие три группы: текущие сбережения, сбережения на приобре­тение товаров длительного пользования или недвижимости, сбе­режения на непредвиденный случай.

Текущие сбережения населения имеют наиболее ликвидный характер. К ним относятся наличные денежные средства, счета до востребования, «пластиковые деньги», чековые книжки. Данные виды сбережений по определению не являются потенциальными источниками инвестиций.

Сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимости образуются, когда граждане откладывают день­ги на покупку товара с ценой, превышающей размер текущего дохода. Для аккумуляции сбережений этого вида они размещаются на сберегательных банковских счетах и срочных депозитах.

Сбережения на непредвиденный случай (и старость) долгосроч­ны по своему характеру, они могут размещаться в виде покупки корпоративных ценных бумаг, акций и облигаций, иных долго­срочных финансовых активов.

С точки зрения общественных интересов сбережения населе­ния являются специфическим инвестиционным ресурсом, по­скольку потенциал его привлечения и использования в большей части определяется не столько финансовыми параметрами, сколь­ко степенью доверия инвесторов к государственным и частным финансовым структурам.

Объектами инвестиций населения являются материальные и финансовые активы. К первым относятся движимое и недвижи­мое имущество, здания и сооружения, драгоценные металлы, то­вары длительного пользования, использующиеся как средства производства, например, автомобили, компьютеры и оргтехника и т.д. Финансовые активы включают все виды платежных и фи­нансовых обязательств, в том числе наличные деньги, вклады в текущих счетах, прочие по срочности виды вкладов в банках, раз­личные краткосрочные долговые обязательства, облигации, а так­же титулы собственности на капитал, например акции, и другие финансовые документы, подтверждающие заключение сделки по поводу движения финансовых ресурсов.

Фактическая разница между совокупными денежными дохо­дами населения и конечным потреблением домашних хозяйств весьма существенна. Она складывается из официально неучтен­ных инвестиций населения, денежной наличности и потребитель­ских расходов за пределами региона, в том числе туристических путевок, транспортных услуг, покупки товаров и валюты. Следо-

вательио, значительная часть доходов населения вымывается из региональных финансовых потоков. Это говорит о наличии зна­чительных резервов, лежащих в области развития системы финан­совых посредников как инструмента эффективной трансформации сбережений населения в инвестиции в реальный сектор эко­номики.

Для активизации частных инвестиций населения необходима новая региональная политика доходов, которая включает в себя три следующих блока: обеспечение роста номинальных и реаль­ных доходов населения, стимулирование сбережений, управление активами.

Первый блок является основополагающим. Повышение уров­ня доходов непосредственно приводит к росту частных инвести­ций. Наиболее реальным шагом в этом направлении было бы сни­жение налогового бремени на доходы частных лиц. Это в боль­шей степени прерогатива федеральных властей.

Однако и региональные власти могут оказать воздействие на повышение уровня доходов в регионе путем установления подо­ходных налоговых ставок налогообложения, снижения уровня безработицы путем создания новых рабочих мест, привлечения в экономику региона инвестиционных ресурсов.

Повышение денежных доходов населения возможно также путем разрешения регионального бюджетного кризиса, решения проблемы неплатежей, проведения своевременной индексации за­работной платы, оптимизации структуры занятости.

Второй блок призван обеспечить стимулы к созданию долгосрочных сбережений. Здесь, помимо чисто экономических механизмов, политика доходов должна включать определенные пропагандистские установки. Каждый человек должен знать, что государство заинтересовано в его доходах и сбережениях и гаран­тирует это право, что его деньги могут приносить реальный до­ход, а его собственность умножаться в результате свободного вы­бора инвестиций. При этом не стоит стимулировать рост потре­бительских расходов на предметы роскоши, товары, не имеющие инвестиционной цели. Исходным критерием нормы сбережений должны стать 15—20% годового дохода, что является стандартным показателем для среднего класса США.

Третий блок политики доходов — разработка системы управ­ления активами. Это сфера государственных интересов и государ­ственных гарантий. Государство заинтересовано в том, чтобы сбе­режения направлялись преимущественно в недвижимость, ценные

бумаги и банковские депозиты, т.е. были в обороте. Валютные и рублевые «кубышки», золотые украшения, являющиеся традици­онными средствами сбережения в России, практически не рабо­тают на финансовых рынках и сужают резервы частных инвести­ций. Сложной проблемой в рамках этого являются государствен­ные гарантии частным инвесторам, легализующим свои доходы.

До тех пор пока условия для официальной институционали-зации теневых капиталов не созданы, они не станут легально ин­вестироваться в экономику, а следовательно, приносить прибыль собственнику и налоги государству. Данные средства по-прежне­му будут уходить на центральные и зарубежные финансовые рын­ки, фактически обескровливая экономику региона.

Успешная реализация инвестиционного бюджета требует оп­ределения отраслевых приоритетов инвестирования.

A. Структурное соотношение между производственным исоциальным направлениями в инвестиционных программах регио­на определяет не только структуру государственных инвестиций,но и динамику воспроизводственного процесса.

Здесь потенциально существуют два различных подхода. Про­мышленные круги считают, что государство должно стимулиро­вать развитие местной промышленности, напрямую ее субсиди­руя. Сторонники поддержки социальной сферы стоят за то, что­бы финансирование затрат на ее развитие полностью перешло в ведение местных органов власти. Поэтому при составлении бюд­жета развития региона на будущее оба эти направления инвести­рования активно лоббируются обеими сторонами.

Б. Соотношение в развитии реального и финансового секторов. Курс на приоритетную поддержку и развитие реального сектора крайне важен для региональной экономики, но его реализация, использование преимущественно государственных инвестиций пока не приносят ожидаемых результатов. С другой стороны, в условиях формирующейся рыночной экономики большое значе­ние приобретает проблема поддержки развития институтов финан­сового сектора.

B. Наиболее крупной статьей производственной частиинвестиционной программы должны стать расходы на развитиеобъектов производственной инфраструктуры: ремонт, содержаниеи строительство автодорог, линий электро- и энергоснабжения,складских помещений, линий связи и пр. Нужно отметить, что этонаправление имеет стабильную нормативную базу — транспорт­ный налог.

(?)83. Методика отбора приоритетных инвестиционных проектов.

Ввиду ограниченности финансовых средств, мобилизуемых на региональное развитие, встает задача отбора инвестиционных про­ектов для первоочередного финансирования, реализация которых позволяет получить в кратчайший срок максимальный эффект от государственных и частных инвестиций.

При этом выбор таких проектов, называемых приоритетными, производится в рамках ресурсных ограничений — ограничений на объем финансирования в первый год реализации программы. По существу задача отбора приоритетных проектов является задачей выбора наилучшего варианта реализации программы, придает ей необходимую ориентацию в рамках приоритетных целей и в ко­нечном итоге определяет наиболее эффективную стратегию их достижения.

Задача выбора приоритетных инвестиционных проектов носит многокритериальный характер. Проекты, претендующие на при­оритетность, должны анализироваться на базе многосторонней экспертизы. Их качество оценивается при помощи определенно­го набора количественных показателей эффективности — коммер­ческой, бюджетной, социальной.

Таким образом, задача отбора приоритетных проектов может быть сформулирована как задача многокритериальной дискретной оптимизации:

в которой множеством допустимых альтернатив ,

является множество порядковых номеров, представленных к рассмотрению инвестиционных проектов, а частными критери­ями , оценивающими их качество, — отобранные зара­нее показатели эффективности, сформулированные таким обра­зом, чтобы более предпочтительный по каждому показателю ин­вестиционный проект характеризовался его большим значением'. Каждый проект характеризуется, таким образом, собственнойвекторной оценкой

В работе рассматриваются два подхода к формированию мно­жества приоритетных проектов, каждому из которых, согласно

1 Если для некоторого частного критерия , например «срока окупа­емости», имеет место обратное положение, т.е. его желательно ми­нимизировать, то достаточно, например, заменить его на

классификации основных задач теории многокритериальной оп­тимизации, соответствует своя конкретизация задачи (7.1).

Первый подход подразумевает поиск искомого множества аль­тернатив исключительно среди недоминируемых. Подобный под­ход к формированию оптимального инвестиционного портфеля на основе многокритериального анализа, отражающий общие сооб­ражения о важности множества Парето в теории многокритери­альной оптимизации, наиболее часто встречается в научных раз­работках. Применительно к нашей проблеме суть его заключает­ся в том, что приоритетные проекты выбираются исключительно среди недоминируемых на множестве X, поэтому первоначальной задачей, возникающей при таком подходе, является задача поис­ка всех Парето-оптимальных решений (задача 1)'.

Второй подход предполагает поиск приоритетных проектов среди всех представленных в рамках программы. Он часто при­меняется на практике при разработке федеральных программ, в том числе и специалистами МБРР. При этом подходе возникает задача упорядочения определенным образом всех инвестиционных проектов программы в порядке убывания «предпочтительности» (задача 3), что позволяет отобрать затем в качестве приоритетных первые из наиболее «предпочтительных» проектов, суммарный объем первоочередного финансирования которых не превышает заданную сумму ().

Этот же способ использовался и для сужения множества ДУ(Л) в первом подходе — после ранжирования его элементов тем же способом, что и при решении задачи 3, в качестве приоритетных отбирались первые из наиболее «предпочтительных» уже эффек­тивных альтернатив на ту же сумму. Задача ранжирования мно­жества — (задача 2).

Порядок формирования множества приоритетных альтернатив при первом и втором подходах показан на рис. 7.1.

Задачи 2 и 3 являются многокритериальными задачами при­нятия решений, поэтому особенностью используемого на практике метода их решения — метода обобщенного критерия — выступает участие специалиста (так называемого лица, принимающего ре­шение).

1 При таком подходе, однако, может возникнуть необходимость «от­браковки» некоторого числа недоминируемых проектов в связи с тем, что найденное множество может оказаться чрезмерно большим и не удовлетворять ограничению на максимально возможный объем финансирования инвестиционных проектов в первый год реализа­ции программы

Специалист, располагающий информацией о ситуации в реги­оне и приоритетных целях программы его развития, формирует некоторый обобщенный критерий путем сворачивания частных критериев в одну сложную функцию ,

— вектор коэффициентов важ­ности частных критериев, применяемый в том случае, когда не­обходимо усилить роль одних частных критериев и ослабить роль других. По мнению специалиста, сформулированный им крите­рий задает наиболее удачное сочетание показателей эффективно­сти проекта, и из двух проектов более предпочтительным будет счи­таться тот, который имеет большее значение данного критерия: более предпочтительна, чем , если

В зависимости от значений обобщенного критерия нужное множество проектов упорядочивается в порядке убывания пред­почтительности (ранжируется).

Рис. 7.1. Порядок формирования множества приоритетных альтернатив


Главными проблемами большинства регионов страны, реше­ние которых было вынесено на федеральный уровень, явились

сильная дотационность регионального бюджета и тяжелое поло­жение в сфере занятости. В связи с этим при разработке индика­тивного плана развития региона может возникнуть необходимость предварительного определения приоритетных задач. Они могут быть сформулированы следующим образом:

· быстрое достижение максимального уровня самодостаточ­ности республиканского бюджета путем увеличения нало­говых поступлений;

· сохранение рабочих

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...