Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды и жанры народного художественного творчества




Князева ОН. Танцы Урала. Свердловск, 1962. Круглова ЮГ. Фольклорная практика. М.: Просвещение, 1979. Методика работы с косвенными источниками по воссозданию утраченных образцов танцевального фольклора: Метод, рек. для руководителей самодеят. хореограф, коллективов. Минск, 1980. Надеждина Н. Русские танцы. М., 1951.

Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М.: Сов. композитор,

1975.

Русские кадрили. М., 1956.

Русские народные танцы. М., Госкультпросвет, 1949.

Русские народные хороводы и танцы. М., 1948. i Сахаров И. Сказания русского народа. Спб., 1848. -' Смирнов Е. Северная кадриль. Петрозаводск, 1977.

Смирнов ИВ., Искусство балетмейстера, М.: Просвещение,

1986, С. 152-166.

- Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М„ 1837-1839.

I Терещенко А. Быт русского народа. Спб., 1848.

* Ткаченко ТС. Народный танец. М.: Искусство, 1967,

, Уральская В.И. Эстетические проблемы взаимовлияния народ­ного и профессионального искусства (на материале хореогра-

'. фии): Автореф. дис.... канд. филос. наук. М.,1969.

Устинова ТА. Беречь красоту русского танца. М.: Молодая I; гвардия, 1959.

Устинова ТА. Русский народный танец М.: Искусство, 1976. Устинова ТА. Избранные русские народные танцы. М.: Искус­ство, 1996. Фаминцын Ал. Скоморохи на Руси. Спб., 1889.

,j Филиппов Э. Русские народные танцы Иркутской области. Ир-

' кутскВост. —Сибирск. кн. изд., 1965.

' Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, веро­ваниях, сказках, легендах..., Спб., 1898.

Яницкая М.Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. М.: Всесоюзный науч. — метод, центр народного творчества и культпросветработы, 1981.

И


 




 

Народна, *удожеСтвенная культурд Глава 8. Русский народный

костюм

Классификация Крестьянскую одежду классифи-

русского народного «ИРУ107" ™ следующим признакам.

костюма -региональный (южнорусский по-

и его основные невный и северорусский

комплексы сарафанный комплексы и др.);

-этнолокальный (местные разновидности региональных комплексов);

- половозрастной (детский, молодых и пожилых жен­
щин и мужчин);

- степень зажиточности владельца;

- сословная принадлежность (к однодворцам, казачест­
ву и др.);

- социально-бытовые функции (рабочие, будничные,
праздничные и обрядовые: свадебные, погребальные, траур­
ные, пожнивные);

- практическое назначение (нательная, горничная,
верхняя одежда).

Из огромного разнообразия женской русской народной одежды выделяют два основных типа — южнорусский и се­верорусский. В южнорусский поневный комплекс входят: богато вышитая рубаха, клетчатая понева — набедренная одежда типа юбки, пояс, передник («запан»), а также наплеч­ная одежда типа укороченной рубахи («навершник»), допол­нения и украшения, кичкообразный головной убор («соро­ка»), обувь. В композиции поневного комплекса преобладает принцип симметрии, наличие двух согласованных центров средоточия декора: наверху (головной убор и плечевой пояс) и внизу (подол поневы, рубахи и низ передника). Овальный силуэт южнорусского поневного комплекса, горизонталь­ность расположения декора, намеренное сокрытие талии и


Основные виды и жанры
____________ народного художественного творче ства

шеи6 придавали женской фигуре подчеркнутую массивность.

В южнорусском поневном комплексе зримо воплоти­лась неисчерпаемая декоративная фантазия народа, источни­ком которой была щедрая южнорусская природа. Созвуч­ность ей рождала мастерство плавной гибкой линии свобод­но очерчивающей овальный силуэт фигуры, чарующую мощь яркой, радостной колористики; декоративное богатство юве­лирную тщательность отделки при сохранении монументаль­ности художественных образов.

Северорусский сарафанный комплекс составляют ру­баха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения и до­полнения, обувь. В связи с этим примечательно следующее высказывание Б.А.Куфтина о том, что установленный Д Зе­лениным в качестве северо-великорусского, в противополож­ность южно-великорусскому комплекс костюма — сарафан кокошник может относиться к слою мещанско-торговой го­родской культуры в деревне,, так как более древний в северо­великорусской народной среде косоклинный сарафан по су­ществу, не связан с кокошником и в северо-великорусских губерниях еще недавно сопровождался головным убором совершенно аналогичным южновеликорусскому т е кичкой-волосником с твердой основой, сорокой и бисерным поза-тыльником, иногда даже с сохранением этой терминологии.

В сарафанном комплексе центр композиционной связи всех элементов костюма, декорировавшийся особенно пыш­но, приходился на верхнюю часть костюма — головной v6od и плечерой пояс.

Комплекс с сарафаном бытовал не только на русском севере, но и в центре, в районах Поволжья, Урала Сибири а также в некоторых южных и западных губерниях России Во второй половине XIX в. сарафан как более модная городская одежда стал проникать в Рязанскую, Тульскую, Калужскую и

Вместе с подражанием животным и птицам в формах головных уооров изначально это выступало в качестве своеобразной маски­ровки, родственной ритуальным маскам, и выполняло роль оберега.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...