Основные виды и жанры народного художественного творчества
Князева ОН. Танцы Урала. Свердловск, 1962. Круглова ЮГ. Фольклорная практика. М.: Просвещение, 1979. Методика работы с косвенными источниками по воссозданию утраченных образцов танцевального фольклора: Метод, рек. для руководителей самодеят. хореограф, коллективов. Минск, 1980. Надеждина Н. Русские танцы. М., 1951. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М.: Сов. композитор, 1975. Русские кадрили. М., 1956. Русские народные танцы. М., Госкультпросвет, 1949. Русские народные хороводы и танцы. М., 1948. i Сахаров И. Сказания русского народа. Спб., 1848. -' Смирнов Е. Северная кадриль. Петрозаводск, 1977. Смирнов ИВ., Искусство балетмейстера, М.: Просвещение, 1986, С. 152-166. - Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М„ 1837-1839. I Терещенко А. Быт русского народа. Спб., 1848. * Ткаченко ТС. Народный танец. М.: Искусство, 1967, , Уральская В.И. Эстетические проблемы взаимовлияния народного и профессионального искусства (на материале хореогра- '. фии): Автореф. дис.... канд. филос. наук. М.,1969. Устинова ТА. Беречь красоту русского танца. М.: Молодая I; гвардия, 1959. Устинова ТА. Русский народный танец М.: Искусство, 1976. Устинова ТА. Избранные русские народные танцы. М.: Искусство, 1996. Фаминцын Ал. Скоморохи на Руси. Спб., 1889. ,j Филиппов Э. Русские народные танцы Иркутской области. Ир- ' кутскВост. —Сибирск. кн. изд., 1965. ' Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах..., Спб., 1898. Яницкая М.Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. М.: Всесоюзный науч. — метод, центр народного творчества и культпросветработы, 1981. И
костюм Классификация Крестьянскую одежду классифи-
русского народного «ИРУ107" ™ следующим признакам. костюма -региональный (южнорусский по- и его основные невный и северорусский комплексы сарафанный комплексы и др.); -этнолокальный (местные разновидности региональных комплексов); - половозрастной (детский, молодых и пожилых жен - степень зажиточности владельца; - сословная принадлежность (к однодворцам, казачест - социально-бытовые функции (рабочие, будничные, - практическое назначение (нательная, горничная, Из огромного разнообразия женской русской народной одежды выделяют два основных типа — южнорусский и северорусский. В южнорусский поневный комплекс входят: богато вышитая рубаха, клетчатая понева — набедренная одежда типа юбки, пояс, передник («запан»), а также наплечная одежда типа укороченной рубахи («навершник»), дополнения и украшения, кичкообразный головной убор («сорока»), обувь. В композиции поневного комплекса преобладает принцип симметрии, наличие двух согласованных центров средоточия декора: наверху (головной убор и плечевой пояс) и внизу (подол поневы, рубахи и низ передника). Овальный силуэт южнорусского поневного комплекса, горизонтальность расположения декора, намеренное сокрытие талии и Основные виды и жанры шеи6 придавали женской фигуре подчеркнутую массивность. В южнорусском поневном комплексе зримо воплотилась неисчерпаемая декоративная фантазия народа, источником которой была щедрая южнорусская природа. Созвучность ей рождала мастерство плавной гибкой линии свободно очерчивающей овальный силуэт фигуры, чарующую мощь яркой, радостной колористики; декоративное богатство ювелирную тщательность отделки при сохранении монументальности художественных образов.
Северорусский сарафанный комплекс составляют рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения и дополнения, обувь. В связи с этим примечательно следующее высказывание Б.А.Куфтина о том, что установленный Д Зелениным в качестве северо-великорусского, в противоположность южно-великорусскому комплекс костюма — сарафан кокошник может относиться к слою мещанско-торговой городской культуры в деревне,, так как более древний в северовеликорусской народной среде косоклинный сарафан по существу, не связан с кокошником и в северо-великорусских губерниях еще недавно сопровождался головным убором совершенно аналогичным южновеликорусскому т е кичкой-волосником с твердой основой, сорокой и бисерным поза-тыльником, иногда даже с сохранением этой терминологии. В сарафанном комплексе центр композиционной связи всех элементов костюма, декорировавшийся особенно пышно, приходился на верхнюю часть костюма — головной v6od и плечерой пояс. Комплекс с сарафаном бытовал не только на русском севере, но и в центре, в районах Поволжья, Урала Сибири а также в некоторых южных и западных губерниях России Во второй половине XIX в. сарафан как более модная городская одежда стал проникать в Рязанскую, Тульскую, Калужскую и Вместе с подражанием животным и птицам в формах головных уооров изначально это выступало в качестве своеобразной маскировки, родственной ритуальным маскам, и выполняло роль оберега.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|