Основные виды и жанры народного художественного творчества
Наиболее распространена угловая кадриль в Московской, Тверской, Рязанской, Тульской Саратовской, Самарской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской областях. Кадриль исполняется простым, переменным или шаркающим шагом, перестроения очень быстрые, динамичные, иногда с дробными выстукиваниями. Фигуры в угловой кадрили разнообразны: - движение всех пар к центру и расход на свои места, - пары из противоположных углов меняются местами, - противоположные пары образуют круг, двигаются по - две пары сходятся в центр, один из исполнителей от В линейной, двухрядной кадрили должно принимать участие четное количество исполнителей - от четырех и более. Движение в парах производится «стенкой на стенку» -линейно навстречу друг другу. Бытует линейная кадриль на Урале, в Сибири, на Нижней Волге, в Астраханской области, на Севере России (в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях), а также в Ярославской и Костромской областях. Наиболее популярны следующие фигуры: - перемещение навстречу двух линий одновременно - лары через одну подходят к противоположным парам,
Народная художественная культура парни повторяют все перемещения девушек, а девушки пляшут на своем месте; - обе линии двигаются навстречу друг другу, одна линия проходит под воротами, образованными другой линией, пары кружатся на чужих местах, затем таким же образом возвращаются на свои места. В круговой кадрили может принимать участие любое количество пар — как четное, так и нечетное, но не меньше четырех. Все перемещения происходят по кругу, по часовой стрелке, а перемещения одного из партнеров - против часовой стрелки. Встречается в Московской, Самарской областях, в Сибири, на Урале. Фигуры отличаются разнообразием: - все пары двигаются по кругу, затем вращаются вокруг - девушки перемещаются по кругу, пока не дойдут до - девушки двигаются в центр, образуют круг, повер - парни и девушки двигаются в разных направлениях - пары через одну выходят в центр круга, образуя рису Перепляс Перепляс - один из древнейших видов русского народного танца — первоначально был преимущественно мужским. Смысловое Основные виды и жанры народного художественного творчества назначение перепляса - состязание в ловкости, силе, сообразительности, выносливости. Победителем выходил тот, кто «переплясал» своего соперника, исполнил большее количество «колен», продемонстрировал сложнейшие трюки (хлопушки, прыжки, дроби, вращения).
Традиционный перепляс состоит из проходки (отражающей индивидуальность исполнителя, его эмоциональное состояние) и самого движения («колена») первого исполнителя, а далее — проходки и «колена» второго исполнителя. Так продолжается до полной победы одного из соперников. Правила перепляса устанавливаются заранее: состязаются по количеству «колен», либо на выдержку и невозмутимость во время перепляса при усиленных попытках зрителей рассмешить исполнителей, либо каждый участник должен сначала повторить «колено» своего соперника, а только потом исполнить свое «колено». Повторяющиеся элементы в счет не идут. Зрители являются участниками состязания, переживают за «своего», подсчитывают количество «колен», подбадривают соперников, поддерживают нужный ритм хлопками, притопами. Перепляс исполняется под сопровождение народных музыкальных инструментов, гармошки, баяна, домры, жалейки, балалайки, рожка, ложки, трещотки. Темп сначала умеренный, затем все ускоряется, а в конце перепляса может быть очень быстрым. Движения к концу перепляса все усложняются, самые неожиданные и техничные «колена» «приберегаются» для финальной и решающей схватки соперников. Именно в переплясах формировался и развивался мужской русский народный танец. С изменением уклада жизни народа, появлением кустарных промыслов, развитием ремесел, а впоследствии промышленности возрастает влияние городской культуры на традиционный фольклор. Женщины становятся более активными участницами традиционных гуляний, в женском танце появляются элементы сольной пляски. Женщины - исполни-
?оВсп:лбив°"ДРОбеЙ' ШЗГ0В С ПР гов с подбивкой, синкоп, вращений. Переплясы исполняются под «Барыню» «Камапин скую», «Полянку» „ другие извесТные в народе м лодГв Архангельской области бытует перепляс «Топт^шаТ скои - «Рязаночка», «Елецкого», в Саратовской - «м
Брянской - «Ой, рива, рива», в Астраханской - Литература Авдеев АД. Происхождение танца. М Л 1959-Г 38 81
T"7l"lyC B-r Ф Нескольк° шагов к фольклорному танцу М Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Эгнофафия. - М„ 1982 Бюхер К. Работа и ритм ~ М 1923 -196с ^"Т'11 Юж"орусск""ор<>воли^ Жорницкая М. Северные танцы. М., 1970. Захаров Р.В. Сочинение танца. М: Искусство 1983 Иноземцева Г.В. Народный танец. М. Знание 1971 Казьмин П Сто русских народных песен, М.: Музгиз 1958 Г Климов А.А. Основы русского народиоп) танца" М:' Искусство, SmB1996. РУССКИА НаР0ДНЫЙ таНСЦ СевеР Р^ии: Учеб. по-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|