Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды и жанры народного художественного творчества




Наиболее распространена угловая кадриль в Москов­ской, Тверской, Рязанской, Тульской Саратовской, Самар­ской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской областях. Кадриль исполняется простым, переменным или шаркающим шагом, перестроения очень быстрые, динамичные, иногда с дробными выстукиваниями. Фигуры в угловой кадрили раз­нообразны:

- движение всех пар к центру и расход на свои места,
кружения в парах,

- пары из противоположных углов меняются местами,
одна пара образует воротца, другая пара в них проходит, все
кружатся на месте, затем возвращаются на свои места;

- противоположные пары образуют круг, двигаются по
кругу, расходятся на места противоположной пары, затем все
повторяется до возвращения на свои места;

- две пары сходятся в центр, один из исполнителей от­
дает свою партнершу и пляшет перед тройкой кружащихся
исполнителей, затем забирает девушку и возвращается на
свое место.

В линейной, двухрядной кадрили должно принимать участие четное количество исполнителей - от четырех и бо­лее. Движение в парах производится «стенкой на стенку» -линейно навстречу друг другу.

Бытует линейная кадриль на Урале, в Сибири, на Ниж­ней Волге, в Астраханской области, на Севере России (в Ар­хангельской, Вологодской, Ленинградской областях), а также в Ярославской и Костромской областях.

Наиболее популярны следующие фигуры:

- перемещение навстречу двух линий одновременно
или поочередно;

- лары через одну подходят к противоположным парам,
образуя круг, двигаются против часовой стрелки, возвраща­
ются на свое место, пройдя через ворота, образованные па­
рой, с которой кружились, девушки образуют круг в центре,
перемещаются по нему, пока парни пляшут на месте, затем


Народная художественная культура

парни повторяют все перемещения девушек, а девушки пля­шут на своем месте;

- обе линии двигаются навстречу друг другу, одна ли­ния проходит под воротами, образованными другой линией, пары кружатся на чужих местах, затем таким же образом воз­вращаются на свои места.

В круговой кадрили может принимать участие любое количество пар — как четное, так и нечетное, но не меньше четырех. Все перемещения происходят по кругу, по часовой стрелке, а перемещения одного из партнеров - против часо­вой стрелки.

Встречается в Московской, Самарской областях, в Си­бири, на Урале. Фигуры отличаются разнообразием:

- все пары двигаются по кругу, затем вращаются вокруг
себя, затем все повторяется в обратном направлении;

- девушки перемещаются по кругу, пока не дойдут до
своих партнеров, которые пляшут на месте; потом парни по­
вторяют все перемещения девушек;

- девушки двигаются в центр, образуют круг, повер­
нувшись спиной к центру круга, танцуют на месте; затем воз­
вращаются на свои места, обходят своих парней, кружатся с
ними вокруг себя; парни пляшут на месте, потом повторяют
все движения девушек;

- парни и девушки двигаются в разных направлениях
по кругу, пока не дойдут до своих партнеров, кружатся на
месте;

- пары через одну выходят в центр круга, образуя рису­
нок «круг в круге», двигаются зигзагообразно, встречаясь по­
очередно правыми и левыми плечами с двигающимися тоже
зигзагообразно парами (рисунок «шен»).

Перепляс

Перепляс - один из древнейших видов русского народного танца — первоначально был преимущественно мужским. Смысловое


Основные виды и жанры народного художественного творчества

назначение перепляса - состязание в ловкости, силе, сообра­зительности, выносливости. Победителем выходил тот, кто «переплясал» своего соперника, исполнил большее количест­во «колен», продемонстрировал сложнейшие трюки (хлопуш­ки, прыжки, дроби, вращения).

Традиционный перепляс состоит из проходки (отра­жающей индивидуальность исполнителя, его эмоциональное состояние) и самого движения («колена») первого исполни­теля, а далее — проходки и «колена» второго исполнителя. Так продолжается до полной победы одного из соперников.

Правила перепляса устанавливаются заранее: состяза­ются по количеству «колен», либо на выдержку и невозмути­мость во время перепляса при усиленных попытках зрителей рассмешить исполнителей, либо каждый участник должен сначала повторить «колено» своего соперника, а только по­том исполнить свое «колено». Повторяющиеся элементы в счет не идут.

Зрители являются участниками состязания, переживают за «своего», подсчитывают количество «колен», подбадрива­ют соперников, поддерживают нужный ритм хлопками, при­топами.

Перепляс исполняется под сопровождение народных музыкальных инструментов, гармошки, баяна, домры, жалей­ки, балалайки, рожка, ложки, трещотки. Темп сначала уме­ренный, затем все ускоряется, а в конце перепляса может быть очень быстрым. Движения к концу перепляса все ус­ложняются, самые неожиданные и техничные «колена» «при­берегаются» для финальной и решающей схватки соперни­ков. Именно в переплясах формировался и развивался муж­ской русский народный танец.

С изменением уклада жизни народа, появлением кус­тарных промыслов, развитием ремесел, а впоследствии про­мышленности возрастает влияние городской культуры на традиционный фольклор. Женщины становятся более актив­ными участницами традиционных гуляний, в женском танце появляются элементы сольной пляски. Женщины - исполни-


 

Народная художественная культура

Н°ВУЮ С^Ю в исполнение - а ™Г^ За исполняется проходка, затем - частушка а потом - «коленце». В таком соревновании вьшгры^Г не только сила и виртуозность, „о и остроумие В Т" ?ПЛЯС:Г°ДРОбеЙ ШЗ0 ^

Всп:лбив°"ДРОбеЙ' ШЗГ0В С ПР гов с подбивкой, синкоп, вращений.

Переплясы исполняются под «Барыню» «Камапин скую», «Полянку» „ другие извесТные в народе м лодГв Архангельской области бытует перепляс «Топт^шаТ скои - «Рязаночка», «Елецкого», в Саратовской - «м

Брянской - «Ой, рива, рива», в Астраханской -

Литература

Авдеев АД. Происхождение танца. М Л 1959-Г 38 81

песни, М., Л,

T"7l"lyC

B-r Ф Нескольк° шагов к фольклорному танцу М
Всероссийское музыкальное обществ^ 996 СШ 35 "

Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Эгнофафия. - М„ 1982 Бюхер К. Работа и ритм ~ М 1923 -196с

^"Т'11 Юж"орусск""ор<>воли^

Жорницкая М. Северные танцы. М., 1970.

Захаров Р.В. Сочинение танца. М: Искусство 1983 Иноземцева Г.В. Народный танец. М. Знание 1971 Казьмин П Сто русских народных песен, М.: Музгиз 1958 Г Климов А.А. Основы русского народиоп) танца" М:' Искусство,

SmB1996. РУССКИА НаР0ДНЫЙ таНСЦ СевеР Р^ии: Учеб. по-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...