Основные виды и жанры народного художественного творчества
На рубеже XIX и XX вв по всей территории России распространилась парочка — комплекс из юбки и кофты (или цельного платья), сшитый из фабричной ситцевой ткани. Парочка дополнялась платком, завязанным под подбородком. Деревенские модницы к парочке надевали белые чулки и красные козловые ботинки на резинках («полсапожки»). Мужской костюм русских крестьян отличался однотипностью и состоял из рубахи, пояса, портов, верхнего и нижнего кафтанов, головного убора и обуви — лаптей или сапог. Детская одежда и покроем, и орнаментом почти полностью повторяла взрослую, но изготавливалась из более дешевых материалов и состояла из меньшего количества деталей. Деревенские мальчики и девочки ходили летом в длинных подпоясанных рубахах из льняного или конопляного («посконного») полотна. Подростки же носили как длинные рубахи, так и комплекты из рубахи с сарафаном (или с юбкой) и рубахи со штанами. Характерной особенностью русской крестьянской культуры являлось одновременное бытование костюмных комплексов, сложившихся в разное время.
Большое символическое значение в структуре традиционного костюма имели их прически, головные уборы и грим. «Девичья коса — всему миру краса», — говорилось в народе. До замужества в будни девушки чаще всего заплета-
ли волосы в одну косу в три пряди, спускавшуюся по спине, и вплетали в нее тряпочки или простые ленты, по которым следили за ростом волос. В праздничные дни в косу вплетали яркую шелковую ленту, разнообразные парчовые косники и даже колокольчики. О том, как украшали косу невесты в северных губерниях, крестьянки вспоминают: «Лента голуба да ала, нависят много, снопом, к одной приколят, а ету бантом надо всеми. Висят наравне с подолом». У Б.Л. Богаевского читаем: «Со вниманием наблюдая за хлебными полями и находясь с ними в тесных отношениях, человек рано задумал сопоставить свои волосы с хлебным полем... а затейливая и красивая работа природы, заплетавшая незримыми путями косы колосьев, также рано подала мысль человеку и свои волосы заплести в форме колосьев».' Довольно распространенным праздничным убранством волос было эаплетание «сложных» кос (до 12 прядей). Символика волос (косы) играла большую роль в девичьих гаданиях: «замыкание косы» на замок («суженый, приди - расчеши»). В Вологодской губернии девушки плели в канун рождественского сочельника 12 кос и на каждую загадывали имя возможного жениха: при совершении гадания на перекрестке «жених брался за косу». В Костромской губернии девушки при гадании на Андрея (30.11) единственный раз в году заплетали косы по-бабьи. Отрезать косу у девушки означало обесчестить ее. В одной народной песне девица жалуется на жену своего милого. Хочет девушку бесчестить в глаза — Русу косыньку отрезать у меня. В былые времена помещики так наказывали своих сенных девушек, не устоявших против внушений любви. Представления о косе (волосах) как об одном из символов девичь-, ей красоты, невинности, возможностей породили разнообра-,г зие магических приемов стимуляции ее роста (включая вер-.*.
Основные виды и жанры бально-музыкальные формы); коса символизировала девичье «Я» — красу (красоту), волю и стала персонифицированным объектом молодежных весенних обрядов под названиями Коса, Красота, Девушка, Невеста. Эти обряды являлись важной частью календарных праздников, и в то же время в них можно предполагать трансформированные признаки молодежных и женских переходных обрядов. В северных губерниях при нарядном головном уборе девушки распускали волосы. Эта старинная прическа считалась особо торжественной. Именно таким образом причесывались девицы при венчании, во время причащения в церкви, при похоронах родителей. «Особым образом причесывались согрешившие до брака девушки «покрытки» (распущенные волосы повязывая платком), а также старые девы и вдовы». Замужние крестьянки в отличие от девиц обычно заплетали волосы в две косы на висках и завязывали их надо лбом, образуя «рога», или закручивали узлом на затылке. Иногда волосы, не заплетая, прятали под головной убор. Согласно древнему обычаю, девичьи головные уборы не закрывали темени и представляли собой жесткий обруч или мягкую повязку, которые скреплялись на затылке лентами. Иногда эти ленты завязывали бантом или заменяли одной шелковой либо бархатной полосой, сплошь расшитой золот-ными нитками. Повсеместно девушки носили красные узорные платки, сложенные по диагонали в несколько рядов, что называлось «в складку». Спереди подкладывали картон, а концы завязывали сзади под косой. На юге такой убор мог быть дополнен воткнутыми цветами, птичьими крашеными перьями. Столь же популярным было среди русских девиц ношение платков, сложенных «на уголок» по диагонали с повязанными под подбородком концами. Южнорусские головные уборы отличались яркостью и насыщенностью декора. Для их создания использовались самые различные отделочные материалы: позумент, блестки, тесьма, пуговицы, бисер, птичьи перья, шерстяная бахрома помпоны и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|