Итоги переписи населения 2002
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Серьёзные изменения в нац. составе, связанные с полит., эконом. и соц. реформами, произошли в 90-ые: резкий подъём нац. самосознания, образование суверенных гос-в, демограф. кризис. Анализ переписи показал следующие результаты: 1) в регионе несущественно изменялся удельный вес нерусского населения; 2) расширился список национальностей, проживающих в крае, с 124 до 137. Перепись не выявила 7 национальностей, но появилось 19 новых. Причина всплеска нац. самосознания – либерализация в деле определения этноса; 3) существенно изменились численность и удельный вес этносов внутри края, кол-во старожильческих диаспор уменьшилось вследствие уменьшения естественного прироста. За счёт активной миграции и рождаемости стало больше: корейцев и китайцев на 24 %, киргизов в 2 раза, таджиков в 3 раза, а армян в 4; 4) небольшой рост коренных малочисленных народов. Причины: · высокая рождаемость; · самоидентификация метисов в связи с соц. поддержкой по ДЦП; 5) высокие темпы урбанизации: прибывшие мигранты стараются закрепиться в крупных городах, формируются крупные анклавы по этническому признаку. В целом нерусское население, проживающее во всех городах и районах края, составляет до 30 %. В Норильске и Казачинском районе – 30-40 %, в Дудинке, Байките и Кировском районе – до 50 %, в Хатанге – 60 %, в Усть-Енисейске -80 %.
Национальные образовательные учреждения Общественные объединения Системное обучение в крае началось в 1920. До революции в Енисейской губернии насчитывалось 15 нац. школ: 8 хакасских, 3 латышских, 3 эстонских, 1 татарская. 1925 – число нац. школ возросло до 86. В конце 30-х гг. все учебные заведения западных национальностей переведены на русский язык обучения.
1941 – в крае работали 171 нац. школа, среди них 67 хакасских, 42 татарских, 16 эвенкийских, 11 якутских. 1950 – закон «Об образовании» и переход к обязательному основному образованию привели к расширению места русского языка в нац. школах. Ситуация усугубилась в связи с ухудшением мелких колхозов и совхозов и ликвидацией небольших поселений, поэтому многие нац. школы были закрыты. Исключение составили школы Хакасии, где в 1989 изучение хакасского языка велось в 77 школах из 255. Положительные изменения произошли в 90-х гг.: резкий подъём нац. самосознания, вследствие чего увеличился интерес к возрождению родного языка, литературы и культуры. 2005 – в Красноярске в 20 образ. учреждениях преподают с этнокомпонентом. По одной школе имеют латыши, немцы, тувинцы, эвенки, эстонцы. В 18 образ. учреждениях созданы классы языковой адаптации, открытые классы для детей цыган. Применяются широкие формы языкового обучения: языковые школы, лингвистические лагеря, воскресные школы иностранных языков. Наибольшую активность проявляют немцы, евреи, поляки. Национальные культурные объединения 1988 – появление первых нац. сообществ. Только в 2006 в крае их насчитывалось уже 60. В работе этих объединений принимает активное участие 50 национальностей. Большое кол-во культурных объединений имеют малочисленные народы. Координирование функций НКО выполняет правительство края и совет молодых нац. объединений. Развитие национальных культур в крае Главная цель – сохранение нац. обычаев, традиций, культуры. 1) 2003 – впервые проводился фестиваль нац. культур «Сроднила нас Сибирь»; 2) ежегодно в пос. Шушенское проводится международный этнический фестиваль «Саянское кольцо»; 3) ежегодные праздники и нац. дни культуры; 4) трад. нац. праздники: русская масленица, праздник рыбаков и оленеводов севера, татаро-башкирский сабантуй, праздник народов Азии Наврус, немецкий праздник весны, ежегодный украинский праздник Шевченковские дни, межнац. конкурс «Мисс Азия-Сибирь», спортивный турнир «Кубок нации», фестиваль казачьей песни «Енисейский меридиан».
Численность и расселение По данным переписи 2002, в крае проживает 33 коренных национальности: 1) хакасы (Новосёловский, Шарыповский районы – 4,5 тыс. чел.); 2) чулымцы (охота, рыбалка)– компактное монопоселение (Тюхтетский, Бирюсский районы – 200 чел.); 3) эвенки (Эвенкия, Енисейский, Туруханский районы – 4,6 тыс. чел.); 4) якуты (Ессей – единственный в крае посёлок – 1370 чел); 5) кеты (село Байкит Туруханского района – 1,2 тыс. чел.); 6) селькупы (пос. Фарково Туруханского района – 415 чел.); 7) долганы (юг Таймыра – 5,8 тыс. чел.); 8) ненцы (северо-запад Таймыра, берег Енисея – 3,2 тыс. чел.); 9) энцы (пос. Воронцово и Потапово – 215 чел.); 10) нганасаны (центральный Таймыр – население уменьшается).
Этногенез К приходу русских на Енисей в конце XVI начале XVII коренные народы проживали в различных племенах, несвязанных между собой. С течением времени мелкие этнические группы исчезли, причинами чего стали: 1) ассимиляция с русским и хакасами; 2) вымирание; 3) консолидация с местными племенами. С карты Енисейского края исчезли юги, бахтинцы, асаны. Имелся обратный процесс, когда русское население растворялось среди местных народов, и сложилась новая этнографическая группа – затундренные крестьяне. В целом наблюдается этническая консолидация: 1) этнические группы юга слились в единую хакасскую народность; 2) многочисленные тунгусские племена, жившие раздельно и воевавшие с собой, после 1917 стали называться эвенками; 3) племена среднего Енисея образовали кетскую народность; 4) племена центрального Таймыра слились и образовали народ нганасаны; 5) на Таймыре в XIX сформировался новый этнос (долганы) путём слияния русских сторожил – эвенков и якутов. Из 3 языков победил якутский, который преобразовался в долганский. Таким образом, термин «коренные народы севера» приобретает относительный смысл. После революции 1917 новые народы получили новые имена, образ жизни, быт и традиции: 1) тунгусы стали эвенками; 2) минусинские татары стали хакасами.
Современные этнические процессы в Красноярском крае Самое сильное изменение трад. хозяйств вызвала коллективизация. Образование колхозов и промхозов в 30-50-ые гг. привели к тому, что многие оленеводы стали жителями посёлков, из-за чего поголовье оленей уменьшилось в десятки раз, а в отдельных посёлках полностью. Серьёзные изменения у коренных народов произошли в соц. сфере: 1) повышение образовательного уровня; 2) появление нац. интеллигенции; 3) появились свои учителя, врачи, учёные, письменность; 4) стали открываться нац. школы; 5) образование нац. СМИ; 6) освоение нетрад. занятий привело бывших оленеводов, охотников и рыболовов в новые сферы деятельности. Изменения носили противоречивый характер: 1) создание школ-интернатов привело к отрыву от семей и забвению родного языка и культуры; 2) стало невозможным освоение трад. профессий; 3) перепись 2002 показала изменения образа жизни и культуры. Традиционный образ жизни
Чум на жилище используют 20 % жителей. Проживание в многонац. посёлках привело к смешанным бракам и повсеместному переходу на русский язык. Многонац. поселения есть у 3 наций: эвенки, долганы, ненцы. Многие из них живут вне поселений по 1-3 семьи, так называемых рыбточка, где они занимаются рыболовством на своих закреплённых участках. Несмотря на отход от родного языка и культуры, смешанные браки, представители этноса не собираются менять свою нацию, следовательно, коренные народы увеличивают свою численность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|