Классификация психических явлений
Стр 1 из 14Следующая ⇒ БИЛЕТ 1 Предмет психологии и её задачи. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе". Психология — это академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. поведение и деятельность человека выступают в качестве основных объектов психологии. Предметом психологии является изучение закономерностей развития психики, т.е. психического явления. Психические явления принято подразделять на три группы: 1)Психические процессы – ощущения, восприятие, память, мышление,воображение, эмоции и др.; • 2)Психические состояния – активность, бодрость, пассивность,усталость, тревожность, радость и др.; • 3)Психические свойства личности – характер, темперамент, способности и др Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека). 1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).
2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.
БИЛЕТ 2 Методы психологической науки. Метод - это путь научного исследования или способ познания любой реальности. Методы психологической науки обычно разделяют на 4 группы: 1)Методы теоретического исследования - Они применяются на первом и втором этапе общего методики психологического исследования и помогают мысленно познавать сущность определенного психического явления. К этой группе методов относятся моделирование, реконструкция, типизация. 2)Моделирование имеет целью создание аналога определенного явления, в котором акцентировано главные закономерности этого явления и исключено второстепенные, случайные факторы. 3)Реконструкция заключается в содержательной или структурной перестройке явления с целью лучшего его понимания. 4)Типизация направлена на определение вариантов данного явления соответствии определенным признакам. Методы эмпирического исследования - Они применяются на третьем этапе общего методики психологического исследования и помогают реальной взаимодействия исследователя с проявлениями психического явления. Эти методы направлены на получение фактического материала и применяются к определенным носителей психических явлений: к людям - испытуемых, иногда к животным, иногда - к самому исследователя (при применении метода самонаблюдения. К этой группе относятся методы наблюдения, эксперимента, опрос, беседы, тестов, анализа продуктов деятельности и др., которые более подробно рассмотрены в следующем параграфе. Аналитические методы - Они применяются на четвертом этапе общей методики психологического исследования и служат объективации полученных результатов. Аналитические методы делятся на качественные и количественные.
Качественные методы анализа направлены на выяснение причин высокого или низкого уровня достижений, развития способностей, зависимость их от индивидуальных и возрастных проявлений личности, условий жизни и деятельности, отношений в коллективе, отношение к деятельности и т.д. (к ним можно отнести контент- анализ, который применяется в работе с психологически содержательными текстами и заключается в переводе содержательной информации в количественную. Количественные методы анализа направлены на вычисления коэффициентов правильного решения задач, частоты повторения наблюдаемого психического явления и других характеристик (это такие методы математической статистики, как вариационный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ и др.). Методы организации исследования составляют отдельную группу методов, они имеют отношение не только цо определенного этапа общей методики психологического исследования, но и к познавательного цикла в целом. К этой группе относятся лонгитюдний исравнительный методы. Лонгитюдний метод предусматривает изучение различных стадий развития определенного психического явления на одном и том же испытуемому в течение длительного времени (на разных возрастных этапах развития личности и т.д.). Этот метод широко используется в детской и возрастной психологии. Лонгитюдне исследование является наиболее эффективным, когда оно базируется на исследовании различных вариантов развития. Организация лонгитюдного исследования предусматривает одновременное применение других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др. БИЛЕТ 3 Отрасли психологии. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д.
Социальная психология постигает закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.
Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология.
Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).
Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная. Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства.
Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология.
Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.
Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология. Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований. Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.
БИЛЕТ 4 Классификация психических явлений Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.
Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.
Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.
I. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности. Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы. Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним. Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные. Психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
II. Психическое состояние – временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей. Все психические состояния подразделяются на: 1) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти; 2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности); 3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация); 4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия). Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.
III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности.
Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей. БИЛЕТ 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|