Волевые качества и их развития
Воля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Волевые качества и их развитие: Развитие волевых качеств поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. 1.преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; 2. обретение человеком контроля над своим поведением; 3.выработка волевых качеств личности. Все эти процессы подсознательно начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: например упрямство интенсивность, или силу воли, которая заключается в умении преодолевать встречающиеся препятствия на пути к достижению поставленной цели.
в понятии воли мы различаем выносливость и настойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.. необходимо различать принципиальную последовательность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Эта принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из единого руководящего принципа его жизни, которому человек подчиняет все побочное и второстепенное различают критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокритической оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обоснованной аргументации. различают решительность, заключающуюся в отсутствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь. волю характеризуют по умению подчинять свои личные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.
БИЛЕТ 23 Темпрамент имеет два компонента: 1. Активность. Характеризует степень энергичности,стремительности, быстроты или наоборот медлительности и инертности. 2. Эмоциональность Характеризует протекание эмоциональных процессов,определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость,горе, страх,гнев и др.) Типы темперамента различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Всего четыре типа: 1. Холерестический тип – быстро возникающие сильные чувства
2. Сангвинистический тип – быстро возникающие,но слабые чувства 3. Меланхолический тип0 медленно возникающие, но сильные чувства 4. Флегматический тип – медленно возникающие слабые чувства. Холерестичекий и Сангвинитический стили быстро реагируют и это заметно в их подвижности в их выражении чувств. Меланхолический и Флегматический медленные движения и слабое выражение чувств.
Разделение типов по бытовой психологии:
1.Холерик- человек быстрый,порывистй, с сильными и быстро загорающимися чувствами,ярко выражающимися в речи,мимике,жестах. Нередко вспыльчивый,склонный к бурным эмоциональным реакциям. 2. Сангвиник – человек быстрый,подвижный,дающий эмоциональный отклик на все впечатления. Чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении,но они не сильные и легко сменяют одно другое. 3. Меланхолик – человек,отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний,но большой силой и длительностью ихю Он откликается далеко не на все,но когда откликается,то переживает сильно,хотя мало ввыражает свои чувства. 4. Флегматик – человек медлительный,уровновешанный и спокойный,которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывезти из себя. Чувства его внешне почти никак не прроявляются.
Людей нельзя разделить по этим четырем темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями. У большинства мы наблюдаем смешение темпераментов. Нельзя ставить вопрос,какой из темпераментов лучше. Все они хороши по своему.
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку. Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого
Влияние темперамента
От темперамента человека зависят: скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.); пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения; темп и ритм деятельности; интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли); направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|