Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды эмоциональных явлений




Эмоции - эмоциональные процессы средней продолжительности, отражающие субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Виды:

Аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть) — форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы (страх, гнев), которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально.

Настроение – эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются – стеническими, вторые – астеническими.

Чувства (англ. sentiments) – устойчивые длительные эмоциональные отношения человека к другим людям, к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т.е., имеющие строго причинно – обусловленную природу. Чувства, так или иначе, субъективны, поскольку одни и те же явления могут иметь различное значение.

1. нравственные – сравнение своих чувств с общественными нормами

2. интеллектуальные – в процессе познания

3. эстетические - эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе,в жизни людей и в искусстве

Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события,но и на вероятные или воспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия

Виды эмоций:

1. Гнев (досада, недовольство, возмущение, разочарование, раздражение, злость, ярость)

2. Страх (растерянность, беспокойство, испуг, тревога, боязнь, паника, ужас)

3. Печаль (грусть, тоска, огорчение, сожаление, покинутость, уныние, страдание, горе, мучение, отчаяние)

4. Радость (довольство, умиротворение, веселье, удовольствие, восторг)

 

БИЛЕТ 18

Значение эмоций в регуляции поведения и состояния человека

1. Они создают оптимальные условия для выполнения различных потребностей, которые на фоне эмоций выполняются более легко. Установлена даже прямая зависимость между степенью эмоционального напряжения и степенью выполняемой потребности. Причем, эмоции позволяют не просто способствовать выполнению потребностей, а оценивать ее мозгом в перспективе (человек покупает машину не для того, чтобы она стояла в гараже, а чтобы использовать ее для своих нужд). Из этого вытекает, что эмоция - это средство оценки биологических и социальных потребностей, побуждающей в последующем человека к целенаправленной деятельности. Однако, было бы неправильно отождествлять потребности и эмоции потому, что одна и та же эмоция может возникать по поводу разных потребностей. И далее, известно, что выполнение потребностей не всегда сопровождается эмоциональным состоянием.

2. Эмоции играют большую роль в умственной деятельности человека. Они обуславливают ее творческий и поисковый характер. Это фактически фермент, без которого нет творчества. По этому поводу академик Симонов пишет: “… Эмоциональное возбуждение играет важную роль в преодолении консерватизма, стереотипных реакций. …”. Это одно из важнейших средств прогнозировать события. Эмоции дают возможность извлечь больше информации из событий, которые в обычных условиях являются малозначительными. Однако следует помнить, что есть немало ученых, которые продуктивно работают без значительных эмоциональных напряжений, а в некоторых случаях они даже создают определенные трудности в умственной деятельности, что зависит, наверное, от индивидуальных свойств НС человека.

3. Эмоции играют большую роль в процессе усвоения информации (запоминания). В ЦНС есть эмоциональная система памяти. На фоне эмоционального состояния информация фиксируется быстрее и надолго. Эмоционально окрашенное событие запоминается человеком на всю жизнь (удачно поставленный спектакль с участием выдающихся артистов, содержательная и удачно поставленная кинолента, художественно и жизненно написанный роман, трагические и счастливые жизненные ситуации и др.).

4. Большое значение имеют эмоции в формировании волевых реакций организма. (рефлекс свободы по И. П. Павлову). С одной стороны, эмоции способствуют воспитанию волевых качеств человека, с другой стороны - препятствуют чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и тем самым способствуют удержанию их на определенном уровне.

5. Эмоции рассматриваются многими учеными как надежное средство общения между людьми. П. К. Анохин считал, что эмоционально окрашенная беседа или прочитанная лекция всегда с большей теплотой и благодарностью оценивается людьми.

6. Эмоция является средством быстрой оценки повреждающих организм факторов и тем самым рассматривается как защитное явление. Например, боль позволяет больному занять более безболезненное положение и тем самым обеспечивает лучшую выживаемость организма.

7. Эмоции придают жизненный тонус человеку, благодаря чему улучшается настроение, увеличивается работоспособность, появляется интерес к жизни и др.

8. Огромное значение имеют эмоции и в поведенческой деятельности организма и приспособлении его к меняющимся условиям окружающей среды. При этом имеют значение как положительные, так и отрицательные эмоции. Одними положительными эмоциональными состояниями не сохранишь организм в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Так, отрицательные эмоции имеют определенное защитное значение, они позволяют человеку избавиться от не желаемого конфликта, уберечь себя от стрессовых ситуаций. Самое главное, чтобы, отрицательные эмоции не переходили в устойчивую форму и не приводили к эмоциональным стрессам. И далее, при определенных ситуациях отрицательные эмоции могут переходить в положительные, в частности, если риск оправдывает себя.

 

 

БИЛЕТ 19-20

Эмоции.

Функции и роль эмоций.

Функция эмоций – это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме. Предопределена природой быть только положительной.

Роль – это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения. Оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т.д.

Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций.

Отрицательные эмоции играют более важную биологическую роль по сравнению с положительными эмоциями.

Отрицательная эмоция – это сигнал тревоги, опасности для организма.

Положительная эмоция – это сигнал возвращенного благополучия.

Главная функция эмоций – их участие в управлении поведением человека.

Роль эмоций:

· Отражательно-оценочная роль эмоций - Эмоции возникли в процесс эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. Роль проявляется за счёт субъективного компонента эмоционального реагирования (переживания) и в основном на начальном этапе произвольного управления (при возникновении потребности и развертывание на ее основе мотивационного процесса) и на конечном этапе (при оценке достигнутого результата).

· Результативно-оценивающая роль – аффективные волнения и сопровождающие их телесные изменения.

· Мотивационная роль – Оценка значимости внешнего раздражителя, сигнализация о возникшей потребности и оценка её значимости, прогнозирование возможности удовлетворения потребности, выбор цели.

· Побудительная роль

· Активационно-энергетическая роль – проявляется за счёт физиологического компонента: изменение вегетативных функций и уровня возбуждения корковых отделов мозга.

· Деструктивная роль – приводит к дезорганизации поведения и деятельности человека.

· Коммуникативная роль – участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними, в воздействии на них.

· Оздоровительная роль - поддержание постоянства внутренней среды организма, предупреждая человека и животных от возникновения многих заболеваний и от гибели.

Функции эмоций.

· Сигнализировать о пользе или вреде для организма того или иного стимула, явления, которые метятся определенным знаком ещё прежде тем как они будут подвергнуты осознанной. Логической оценке.

· Отражение биологической и личностной значимости внешних стимулов ситуаций событий для человека, т.е. того что его волнует.

· Ориентировочная – Эмоции способствуют ориентированию человека в различных ситуациях.

· Предвосхищающая – Опережение осознания человеком ситуации, сигнализируя о возможном приятном или неприятном её исходе.

· Компенсаторная - состоит в замещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо.

· Прогностическая – помощь в оценивании будущих событий.

· Эвристическая – облегчают поиск правильного выхода из ситуации

· Санкционирующая (переключающая направление и интенсивность активности) – идти на контакт с объектом или нет. Максимизировать свои усилия или прервать возникшее состояние.

· Активационная – ускорение или усиление реакций, поддерживающих индивидуальное и видовое существование живых систем.

· Сигнальная – Оказание определённого влияния на того кто является субъектом восприятия эмоций.

· Регулирующая – координация очерёдности высказываний.

Классификация эмоций.

По виду контакта с живых существ.

Величина потребности Оценка вероятности удовлетворения Контактное взаимодействие с объектом Дистанционные действия
Овладение, обладание объектом Защиты, сохранения объекта Преодоления, борьбы за объект
Нарастает Превышает имеющийся прогноз Наслаждение, удовольствие Восторг, радость, счастье Бесстрашие, смелость, уверенность Торжество, воодушевление, бодрость
Небольшая Высокая Безразличие Спокойствие Расслабление Невозмутимость
Нарастает Нападает Неудовольствие, отвращение страдание Беспокойство, печаль, горе, отчаяние Настороженность, тревога, страх, ужас Нетерпение, негодование, гнев, ярость, бешенство

 

В связи с потребностями

Первичные - радость, страх.

Вторичные – интерес, волнение

Б.И. Додонов

1. Альтруистические эмоции – возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость.

2. Коммуникативные эмоции – на основе потребности в общении. Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями найти им отклик.

3. Глорические эмоции (от лат. Gloria – cлава) – связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет.

4. Праксичесие эмоции – возникают в связи с деятельностью, её успешностью или не успешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей.

5. Пугнические эмоции (от лат. Pugna – борьба) – связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции – связаны со стремлением ко всему необычному, таинственному и неизведанному.

7. Гностические эмоции – интеллектуальные чувства. Связаны с потребностью в получении любой новой информации

8. Эстетические эмоции – чувство красоты.

9. Гедонистические эмоции – связаны с удовлетворением потребности в душевном и телесном комфорте.

10. Акзитивные эмоции - возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей.

Ведущие (переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающие непосредственно относящиеся к ним предметы) и ситуативные (эмоциональные явления, порождаемые универсальным механизмом мотивации и направленные на обстоятельства. Опосредующие удовлетворению потребностей, т.е. выражают мотивационную значимость условий, благоприятствующих ее осуществлению или затрудняющих его)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...