Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции, компоненты и свойства речи




Человеческая речь выполняет в процессе общения несколько функций (рис. 11.6).

 

В каждой конкретной ситуации они представлены в разной степени. Например, в деловом общении больше представлена информационная функция («сообщение»), в конфликтах — «выражение», во время церковной проповеди — «воздействие» и т. д. Но бывают ситуации, где может реализоваться каждая функция речи.

 

Например, предприниматель нанял нового работника, знакомит его с оборудованием своей мастерской и говорит ему: «В этой мастерской вы будете работать с 9 до 18 часов с перерывом на обед (сообщение). Надеюсь, что вы будете трудиться хорошо, так как я очень не люблю недисциплинированных работников (выражение). Вот чертежи, согласно которым вы будете вытачивать детали мебельной фурнитуры (обозначение). Ну а теперь, если все понятно, — за работу! (воздействие)».

 

Выделяют следующие компоненты (стороны) речи:

§ содержательная — передача определенной информации посредством словесных значений;

§ эмоциональная — отношение к передаваемой информации в виде вербальных и невербальных символов;

§ контекстная — наличие в речи явного или скрытого смыслового контекста, которое зависит от конкретной ситуации и часто отражает интересы или потребности собеседников.

 

Свойства речи — близкое, но несколько другое понятие (рис. 11.7). К ним относятся:

ü содержательность речи — определяется удельной насыщенностью ее мыслями, понятиями и суждениями или чувствами;

ü понятность речи — выражается в использовании небольших, синтаксически простых предложений и терминов, понятных слушателям;

ü выразительность речи — определяется ее эмоциональной окраской и ее невербальным сопровождением.

 

Рис. 11.7 Рис. 11.8. Нарушения речи

 

 

В результате различных деструктивных воздействий на мозг человека (травм, инфекционных заболеваний и т. п.) речевые функции могут быть нарушены (рис. 11.8)

ПСИХОСЕМАНТИКА

 

Психосемантика (от греч. semantikos — обозначающий) — раздел психологии, изучающий развитие и функционирование системы значений индивида. Это направление психологии исходит из современных представлений о тесной взаимосвязи сознания человека и языка, на котором он говорит. Трудно представить себе жизнь человека вне языка и той системы понятий, которой он пользуется в повседневной жизни. Однако при этом люди, как правило, не отдают себе отчета о том, какие признаки понятий являются наиболее существенными. Обычно таких признаков немного меньше, чем нам кажется, и именно они являются измерениями, задающими в нашем сознании семантическое пространство.

 

Основные проблемы, которые ставит психосемантика, — это исследование существования значений в индивидуальном сознании в виде образов, знаков, символов, символических действий, влияния на них эмоциональных и мотивационных факторов. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических пространств.

 

Следует отметить, что этот подход направлен на изучение личности, а не индивида. При этом речь идет о личности, обладающей развитой, семантически организованной картиной мира, способностью к рефлексии и регулирующей свое поведение на основе речевых процессов. В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя, а также изучение ее генезиса (происхождение, возникновение, (за)рождение), строения и функционирования.

 

Примером успешного применения этого принципа может служить метод репертуарных решеток Джорджа Келли, позволяющий определить, по каким скрытым критериям человек оценивает других людей: испытуемый выделяет несколько десятков признаков, по которым люди, по его мнению, отличаются друг от друга, и оценивает набор знакомых ему людей по каждому из этих признаков.

 

БИЛЕТ 17

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...