Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические средства влияния




Психологические средства = вербальные сигналы + паралингвистические сигналы + невербальные сигналы.

Вербальные сигналы – слова, и прежде всего их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные виды ее неправильности.

Паралингвистические сигналы – особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков.

Невербальные сигналы – взаимное расположение собеседников в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи.

 

 

БИЛЕТ 33

Классификация малых групп.

Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены определенным видом деятельности и находящиеся в непосредственном личном общении.

Черты группы:

1) Определенный способ взаимодействия

2) Чувство принадлежности к этой группе

3) Идентичность группы с точки зрения посторонних.

От 2-3, до 50 (примерно)

 

Диады (группы 2 человека):

1. Очень хрупкие

2. Требуют устойчивые отношения между партнерами

3. Отношения между партнерами должны быть упорядоченными и позитивными

4. В таких группах создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения.

 

В триадах устанавливаются более сложные отношения, потому что со временем двое из группы переходят на более высокий уровень эмоциональных отношений и третий остается лишним.

 

Группы с четным числом участников распадаются чаще, им сложнее поддерживать гармонию в отношения, здесь в большей степени проявляются разногласия, нежели в нечетных.

Классификация малых групп:

1. Форма организации группы:

i) Формальные – это группы, возникающие для реализации целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена малая группа. В формальной группе строго распределены статусы и соответствующие им роли в системе подчинения структуры власти (студенческая группа, производственная бригада).

ii) Неформальные – это группы, которые зарождаются непроизвольно, стихийно как в недрах организационных групп, так и вне их, как результат взаимных психологических (эмоциональных) предпочтений. Статусы и соответствующие им роли не задаются изначально, а формируются в процессе взаимодействия. Сформированная в результате взаимодействия система норм и ценностей неформальной группы является устойчивым эталоном приемлемого и неприемлемого поведения участников группы.

2. Степень психологического принятия со стороны личности:

i) Референтные группы - группа людей, мнение и оценка которой значима для индивида и к которой он добровольно себя причисляет. При этом не обязательно, чтобы он являлся членом данной группы, достаточно его желание стать таковым. Нормы и ценности референтной группы выступают в роли эталона поступков и суждений того человека, для которого группа является референтной.

ii) Группа членства – это реальная группа, членом которой является данный индивид.

3. Уровень развития группы:

i) – слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования;

ii) – высокоразвитые группы – это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т. д.

 

Малая группа обладает существенными признаками, а именно:

1. Внутренняя организация, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций.

2. Групповые ценности, на основе которых развивается социальные чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы.

3. Собственный принцип обособления, отличающий ее от других, «чужих» групп.

4. Групповое давление, т. е. воздействие на поведение членов группы.

5. Общие цели и задачи деятельности.

6. Закрепление традиций, символики (знаки, одежда, флаги и т. д.)

7. Стремление к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающих между людьми в ходе решения групповых задач.

 

Основными функциями малой группы являются:

а) функция социализации проявляется в том, что именно в малой группе индивид знакомится с нормами, традициями, ритуалами и прочими законами жизни, принятыми в обществе. В такой малой группе как семья человек целенаправленно готовится к будущей жизни, познает окружающий мир, овладевает первичными навыками коллективного труда и т. д.

б) существование таких групп, как рабочая бригада, экипаж самолета, научная лаборатория, учительский коллектив и проч., обусловлено необходимостью выполнения определенной работы. Эти группы называют «инструментальными». Их основной функцией является достижение целей, осуществление тех дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку.

в ) экспрессивная функция группы, т. е. удовлетворение стремления участников группы к социальному одобрению, уважению и доверию. В группе люди делятся своей радостью, отмечают то или иное событие, нередко избавляются от неприятных чувств.

г) функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в своем признании и ценности, человек ищет точку опоры в других.

д) функция поддержки особенно ярко проявляется в трудовой солидарности рабочих бригады, корпоративности представителей научных школ, круговой поруке преступной группировки и т. д.

 

БИЛЕТ 34

Психология толпы.

Психология толпы — раздел социальной психологии, изучающий поведение групп людей и отличия поведения групп от поведения отдельных индивидуумов.

 

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, во времени оно не устойчиво и распадается также самопроизвольно (стихийно), как и возникает.

Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств — циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи.

 

Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:

- публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

 

- контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

 

- совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

 

Классификация толпы

 

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы.

 

Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

 

Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

 

Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.

 

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.

 

Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

 

Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

 

Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

 

Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).

 

Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

 

1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

 

2. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

 

3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).

 

Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.

 

БИЛЕТ 35

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...