Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Данный вид наказания предусмотрен ст. 51 УК. Его карательное содержание состоит в ограничении права на труд, гарантируемого ст. 41 Конституции Республики Беларусь. При назначении этого наказания осужденный лишается на определенный срок права занимать должность, которую он занимал до осуждения, а также аналогичные этой другие должности, либо заниматься определенным видом деятельности в соответствии со своими способностями, образованием, профессиональной подготовкой. Такое наказание применяется тогда, когда совершенное преступление было непосредственно связано с занимаемой должностью или занятием определенной деятельностью. Оно может быть назначено на срок от одного года до пяти лет. Достаточно длительный период времени, в течение которого осужденный не может занимать соответствующие должности либо заниматься определенной деятельностью, усиливает степень ограничений, содержащихся в этом наказании. Кроме того, в период отбывания данного наказания осужденный претерпевает определенные ограничения, связанные с возложенными на него обязанностями: представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции необходимые документы, сообщать ей о месте работы, его изменении или об увольнении с работы (ст. 35 УИК). Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве, как основного, так и дополнительного наказания во всех случаях, когда оно указано в санкции статьи Особенной части УК. В качестве основного это наказание, как правило, предусматривается наряду с другими (альтернативными) наказаниями. Например, за неоказание помощи больному суд в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 161 УК может назначить указанное наказание либо штраф или ограничение свободы. В качестве дополнительного это наказание устанавливается в санкциях статей УК только как возможное (не обязательное). Например, в санкции ч. 2 ст. 161 УК предусмотрено основное наказание в виде лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения такого права.
В тех же случаях, когда данное наказание не предусмотрено в качестве дополнительного наказания в санкции соответствующей статьи, а суд признает невозможным сохранение за осужденным права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, он может назначить это наказание в дополнение к назначенному основному наказанию. Такое право суду предоставлено ч. 2 ст. 51 УК. В ч.3 ст. 51 УК предусмотрен запрет на присоединение данного наказания к общественным работам и штрафу, назначаемым как основные наказания. Оно может быть назначено как дополнительное к исправительным работам, к аресту, ограничению свободы, лишению свободы, направлению в дисциплинарную воинскую часть, а также при применении иных мер уголовной ответственности (отсрочке исполнения наказания, условном неприменении наказания). При этом, если данное наказание назначается дополнительно к исправительным работам, то срок его исчисляется с начала отбывания исправительных работ. Если же оно назначается в дополнение к аресту, ограничению свободы или лишению свободы, то оно распространяется на все время отбывания основного наказания, а срок его исчисляется с момента отбытия основного наказания. Например, лицо было осуждено за неоказание помощи больному по ч. 2 ст. 161 УК к двум годам лишения свободы с лишением права заниматься медицинской деятельностью на три года. Осужденный не должен заниматься такой деятельностью по месту отбывания наказания (в местах лишения свободы) и в течение трех лет после отбытия наказания в виде лишения свободы.
Исполнение рассматриваемого наказания, назначенного в качестве основного, а также в качестве дополнительного к исправительным работам, при отсрочке исполнения наказания и условном неприменении наказания осуществляется по месту жительства осужденного уголовно-исполнительными инспекциями. Исполнение этого наказания, назначенного в качестве дополнительного к наказанию в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы или направления в дисциплинарную воинскую часть осуществляется учреждением, исполняющим основное наказание, которое не вправе привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено. После отбытия основного наказания данное дополнительное наказание исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного в соответствии с предписаниями ч. 3 ст. 31 УИК. Соответствующие обязанности по исполнению наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью возлагаются и на администрацию организаций по месту работы осужденного ст. 32 УИК. Она обязана не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности или от занятия тем видом деятельности, права на занятие которой он лишен, внести соответствующие записи в трудовую книжку осужденного и направить сообщение о выполнении предписаний приговора в уголовно-исполнительную инспекцию, куда должны в трехдневный срок направляться и сообщения в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным. Предписания приговора суда о лишении осужденного заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, которые правомочны аннулировать разрешение на занятие такой деятельностью. Эти органы не позднее трех дней после получения копии приговора и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие запрещенной судом деятельности, изъять соответствующий документ, предоставляющий право данному лицу заниматься определенным видом деятельности, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию (ст. 33 УИК).
Срок исполнения данного наказания исчисляется: 1) с момента вступления приговора суда в законную силу при назначении его как основного, а также как дополнительного к наказанию, не связанному с лишением или ограничением свободы, либо при отсрочке исполнения наказания и условном неприменении наказания (если исполнение дополнительного наказания не отсрочено); 2) со дня освобождения осужденного от отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или лишения свободы, если данное наказание было назначено в качестве дополнительного к указанным видам наказания. В срок исполнения наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью считается сравнительно мягким наказанием. В качестве основного наказания оно предусмотрено в 91 санкции и в качестве дополнительного наказания — в 120 санкциях, что составляет соответственно 14,1 и 18,5% от общего количества санкций УК Республики Беларусь. Динамику назначения этого наказания судами Республики Беларусь в качестве основного, начиная с 1981 г., можно проследить по нижеприведенным данным. Удельный вес данного наказания от общего количества назначаемых судами наказаний составил: В 1981 г. — 0,14%, в 1982 г.— 0,13, в 1983 г.— 0,07, в 1984 г. — 0,07, в 1985 г.— 0,1, в 1986 г.— 0,2, в 1987 г. — 0,1, в 1988 г.— 2,2, в 1989 г. — 0,2, в 1989 г. — 0,2, в 1990 г.— 0,2, в 1991 г.— 0,2, в 1992 г. — 0,1, в 1993 г.— 0,2, в 1994 г.— 0,4, в 1995 г.— 1,2, в 1996 г.—1,5, в 1997 г. —1,6, в 1998 г.— 0,3, в 1999 г. — 0, 2, в 2000 г. — 0,1, в 2001 г.— 0,6, в 2002 г.— 0,7, в 2003 г.— 0,6, в 2004 г. — 0, 3 %. Сравнительно небольшой процент назначения данного наказания свидетельствует о том, что суды отдают предпочтение другим наказаниям, предусмотренным в альтернативе с указанным наказанием. Значительно шире применяется данное наказание как дополнительное. Однако в отдельные годы наблюдались существенные «скачки» в его применении. В указанный период времени его удельный вес от общего количества назначаемых наказаний ко всем осужденным составил:
В 1981 г.—5,4%, в 1982 г.— 5,6, в 1983 г. — 5, 2, в 1984 г. — 5,9, в 1985 г. — 5,2, в 1986 г.— 8,0, в 1987 г.— 12,5, в 1988 г.— 10, 4, в 1989 г.—11,9, в 1990 г.—10,6, в 1991 г.— 6,4, в 1992 г. — 2,9, в 1993 г.—3,0, в 1994 г. — 2,0, в 1995 г.—1,4, в 1996 г. —1,9, в 1997 г.—1,6, в 1998 г. —2,1, в 1999 г. —1,9, в 2000 г. —1,8, в 2001 г. — 1,0, в 2002 г. —1,3, в 2003 г. —1, 4, в 2004 г.—1, 5 %. Уклонение осужденного от исполнения приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью признается преступлением, предусмотренным ст. 417 УК.
Исправительные работы Исправительные работы регулируются ст. 52 УК. Исправительные работы — это такое наказание, которое отбывается осужденным по месту его работы с удержанием из заработка в доход государства в размере, установленном приговором суда. Главный признак исправительных работ заключается в привлечении осужденного к труду на определенный срок без изоляции от общества и по месту его жительства с ежемесячным удержанием из заработка определенный суммы. Карательное содержание исправительных работ состоит в ограничении права на труд. Осужденный не в полной мере получает положенное ему вознаграждение за работу, поскольку определенная часть заработка ежемесячно удерживается в доход государства. Пределы таких удержаний предусмотрены в ч. 2 ст. 52 УК— от 10 до 25%. Названное ограничение следует рассматривать и как материальное лишение, поскольку осужденный на определенный срок лишается некоторой суммы материального содержания. Кроме этого, осужденные подвергаются дополнительным ограничениям, связанным с отбыванием данного вида наказания. В частности, они состоят на учете в уголовно-исполнительной инспекции, а несовершеннолетние осужденные — в инспекции по делам несовершеннолетних. В период отбывания этого наказания осужденным запрещается прекращать трудовой договор по соглашению сторон или по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции, которая вправе и не выдать такое разрешение. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо стать на учет в органах государственной службы занятости в течение пятнадцати дней со дня оставления прежнего места работы. Он не вправе отказываться от предложенной органами государственной службы занятости работы или переквалификации. При изменении места жительства и места работы он обязан сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию в течение пяти дней. В период отбывания исправительных работ администрация организации, в которой осужденный работает, предоставляет трудовой отпуск по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (ст. 38 УИК).
Все указанные ограничения в совокупности составляют карательное содержание исправительных работ. Исправительные работы относятся к наказаниям, которые могут назначаться только в качестве основных. Это наказание назначается на срок от шести месяцев до двух лет. Срок исправительных работ исчисляется годами, месяцами и днями, в течение которых осужденный работал, и из его заработка производились удержания. Число дней, отработанных осужденным, должно быть не менее числа рабочих дней, приходящихся на каждый месяц установленного судом срока этого наказания. Началом срока отбывания исправительных работ является день получения администрацией организации, где работает осужденный, копии приговора суда и других документов из уголовно-исполнительной инспекции (ч. ч. 1 и 2 ст. 39 УИК). Согласно ч. 6 ст. 39 УИК в срок отбывания наказания не засчитывается время: 1) в течение которого осужденный не работал по неуважительным причинам; 2) болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением либо действиями, связанными с ним; 3) отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также содержания под стражей в качестве меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания. Злостное уклонение от отбывания осужденным наказания в виде исправительных работ признается преступлением, предусмотренным ст. 416 УК. Согласно ч. 4 ст. 43 УИК злостно уклоняющимся от отбывания этого наказания признается осужденный: 1) продолжающий нарушать порядок и условия отбывания наказания после объявления ему официального предупреждения; 2) скрывшийся с места жительства с целью уклонения от отбывания наказания. Официальное предупреждение осужденному может быть вынесено уголовно-исполнительной инспекцией за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ, к которым согласно ч. 1 ст. 43 УИК относятся: 1) непоступление без уважительных причин на работу в течение пятнадцати дней со дня увольнения с прежнего места работы либо уклонение от постановки на учет в органах государственной службы занятости в течение пятнадцати дней, а также отказ от предложенной ему работы без уважительных причин; 2) неявка в уголовно - исполнительную инспекцию без уважительных причин; 3) совершение прогула или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Любое из указанных нарушений в отдельности либо совокупность таких нарушений может служить основанием для вынесения уголовно-исполнительной инспекцией осужденному официального предупреждения. Наряду с ним инспекция может применить к осужденному меры взыскания в виде выговора или установления обязанности на срок до трех месяцев являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию не менее двух раз в месяц. Исправительные работы как вид наказания могут назначаться по общему правилу лишь трудоспособным лицам. Исходя из этого правила, закон (ч. 3 ст. 52 УК) закрепил перечень лиц, которым не могут быть назначены исправительные работы. К ним относятся: 1) лица, не достигшие 16-летнего возраста; 2) женщины в возрасте свыше 55 лет и мужчины в возрасте свыше 60 лет; 3) беременные женщины; 4) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; 5) инвалиды 1 и П группы; Если в период отбывания уже назначенных судом исправительных работ возникнут вышеуказанные обстоятельства, суд освобождает лицо от дальнейшего отбывания этого наказания либо заменяет его неотбытую часть на более мягкое наказание. Исходя из сущности исправительных работ, которые должны отбываться по месту работы и по месту жительства осужденного, закон установил также запрет на их назначение военнослужащим и иностранным гражданам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно в Республике Беларусь. Офицерам и иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ назначается ограничение по военной службе, а военнослужащим, проходящим срочную военную службу, вместо исправительных работ назначается арест на срок до шести месяцев (ч.ч. 4 и 5 ст. 52 УК). Исправительные работы традиционно в уголовном законодательстве занимают значительное место среди всех наказаний. Они предусматриваются в альтернативе с другими видами наказаний в 142 санкциях УК Республики Беларусь, что составляет 22 % от общего количества санкций. Достаточно широко это наказание применяется и на практике, о чем свидетельствуют нижеприведенные данные о его удельном весе среди всех наказаний, назначаемых судами Республики Беларусь, начиная с 1981 г. по настоящее время. Он составил в 1981 г — 24,5 %, в 1982 г.— 25,4, в 1983 г. — 25,1, в 1984 г. — 29,2, в 1985 г. — 28,5, в 1986 г. — 28,3, в 1987 г. — 28,9, в 1988 г. — 31, 0, в 1989 г.— 29,5, в 1990 г. — 27,7, в 1991 г. — 27, 5, в 1992 г. — 27,5, в 1993 г. — 27,3, в 1994 г. — 27,6, в 1995 г.— 23,7, в 1996 г. — 21,5, в 1997 г. —15,7, в 1998 г. —15, 4, в 1999 г. —16,6, в 2000 г. —17,1, в 2001 г.—25,6, в 2002 г. — 27,6, в 2003 г. — 26,2, в 2004 г. — 22, 2 %. Исправительные работы являются гуманным наказанием. Они не связаны с изоляцией от общества. Осужденный к этому наказанию продолжает отбывать его по своему месту работы и по месту жительства. В случае отсутствия места работы он обязан трудоустроиться. Следовательно, цели исправления осужденного, общего и специального предупреждения, поставленные перед уголовной ответственностью, обеспечиваются в процессе участия его в общественно полезном труде. Это наказание, как указывалось в постановлениях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь (а также Пленума Верховного Суда СССР), имеет важное предупредительное и воспитательное значение в отношении лиц, совершивших менее опасные преступления, исправление которых возможно без изоляции от общества. В советское время данному наказанию придавалось большое значение и потому, что участие осужденного в общественно полезном труде сочеталось с контролем и проведением воспитательной работы со стороны трудового коллектива. В настоящее время в УИК прямо закреплены обязанности администрации организации, в которой отбывается это наказание, по осуществлению контроля за поведением осужденных по месту работы и содействию уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с осужденным. За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду уголовно-исполнительная инспекция может применять к осужденному меры поощрения в виде благодарности и досрочного снятия наложенного взыскания. Осужденные, твердо вставшие на путь исправления или доказавшие свое исправление, могут быть представлены уголовно-исполнительной инспекцией к замене неотбытой части наказания более мягким наказанием или к условно-досрочному освобождению от наказания (ст. 42 УИК).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|