Направление в дисциплинарную воинскую часть
Согласно ч. 1 ст. 56 УК направление в дисциплинарную воинскую часть — это такое наказание, которое назначается в качестве основного военнослужащим срочной службы в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК, либо в случаях целесообразности его применения вместо лишения свободы на срок до двух лет. Карательное содержание данного вида наказания состоит в лишении осужденного свободы с отбыванием в отдельном дисциплинарном батальоне или дисциплинарной роте, в котором установлен соответствующий режим, предполагающий дополнительные ограничения прав осужденного. В частности, осужденные обязаны соблюдать требования режима, установленные в дисциплинарной воинской части, все они, независимо от их воинского звания и характера предыдущей службы находятся на положении солдат (матросов) и носят единую установленную для данной части форму одежды. Предусмотрены ограничения, касающиеся использования и хранения вещей и предметов, общения с родственниками, получения посылок, передач, бандеролей и др. Направление в дисциплинарную воинскую часть может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет. 2 года являются максимальным сроком этого наказания и в тех случаях, когда оно назначается вместо лишения свободы на срок до двух лет. Данное наказание относится к специальным видам наказания, поскольку оно может назначаться только военнослужащим срочной службы или приравненным к ним лицам. Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении от 21 декабря 2001 г. «О судебной практике по применению уголовного наказания в виде направления в дисциплинарную воинскую часть» разъяснил, что к лицам, приравненным к военнослужащим срочной службы, относятся: курсанты военных учебных заведений, находящиеся на положении военнослужащих срочной службы, а также отчисленные из этих заведений и направленные в воинские части для прохождения срочной военной службы; военнослужащие срочной службы, перешедшие на военную службу по контракту, при досрочном расторжении контракта и переводе их вновь на положение военнослужащих срочной службы[88].
Данный вид наказания назначается к военнослужащим срочной службы и приравненным к ним лицам в следующих случаях: 1) если они совершили воинские преступления, за которые в санкции соответствующей статьи УК предусмотрено наказание в виде направления в дисциплинарную воинскую часть. Если законом предусмотрено наряду с данным наказанием и другие, более мягкие наказания, то суд должен обсудить вопрос о возможности применения к обвиняемому таких наказаний[89]. 2) если они совершили иные преступления, но суд, учитывая обстоятельства дела и личность осужденного, найдет целесообразным применить это наказание вместо лишения свободы на срок до двух лет. Принимая такое решение, суд должен мотивировать его в приговоре[90]. Направление в дисциплинарную воинскую часть вместо лишения свободы не может быть применено: 1) к лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы и имеющим судимость; 2) к лицам, совершившим особо тяжкие преступления. Рассматриваемый вид наказания предусмотрен в 23 санкциях статей, устанавливающих ответственность за воинские преступления, что составляет от всех санкций, установленных за указанные преступления, 41,8%. Исполнение рассматриваемого наказания регулируется ст. ст. 148-164 УИК. К осужденным военнослужащим, содержащимся в дисциплинарной воинской части, применяются основные средства исправления, предусмотренные для достижения целей уголовной ответственности, а именно: установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа, общественно полезный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение, общественное воздействие. Кроме этого, военнослужащие осужденные проходят воинское обучение, обусловленное военной службой.
Лишение свободы Лишение свободы регулируется ст. 57 УК. Лишение свободы — это такой вид наказания, применяемого только в качестве основного, который состоит в принудительной изоляции осужденного от общества с помещением его в специальное исправительное учреждение на установленный приговором суда срок. Минимальным сроком лишения свободы является срок в шесть месяцев. Максимальные сроки этого наказания установлены в зависимости от тяжести совершенного преступления. Ими являются следующие сроки: 7 лет — максимальный срок лишения свободы, который может быть назначен за преступления, совершенные по неосторожности. 10 лет — максимальный срок лишения свободы, который может быть назначен за тяжкие преступления; 15 лет —максимальный срок лишения свободы, который может быть назначен за особо тяжкие преступления; 25 лет — максимальный срок, который может быть назначен за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека. Карательное содержание данного вида наказания состоит в лишении осужденного свободы с содержанием его в исправительном учреждении с соответствующим режимом. Лишение свободы является одним из самых строгих наказаний, включенных в систему наказаний в УК Республики Беларусь. Кроме того, что осужденный лишается свободы как одного из важнейших человеческих благ, он подвергается иным ограничениям, связанным с отбыванием этого наказания в условиях соответствующих режимов, установленных в исправительных учреждениях. Чем строже режим, тем больше ограничений испытывает осужденный. Отбывание наказания в исправительном учреждении ставит осужденного в определенные рамки поведения, связанные с выполнением целого ряда обязанностей, как правило, нежелательных для этого лица. Осужденный должен соблюдать правила внутреннего распорядка, установленные в исправительном учреждении, выполнять по указанию администрации исправительного учреждения ту или иную работу, участвовать в проводимых в этих учреждениях воспитательных мероприятиях.
Осужденный к лишению свободы ограничивается в общении с людьми, находящимися на свободе (семья, родственники, друзья, знакомые) и в то же время вынужден общаться с теми, кто находится в местах лишения свободы. Это—чаще всего другие осужденные, общение с которыми нередко воспринимается как нежелательное. Даже среди осужденных, которые не в первый раз находятся в местах лишения свободы, обнаруживается 14-15 % лиц, у которых вынужденное пребывание в среде преступников вызывает наибольшие страдания [91]. Осужденные к лишению свободы носят одежду установленного образца, они ограничены в использовании и хранении предметов и вещей. Их корреспонденция подлежит цензуре (за исключением предложений, заявлений и жалоб, адресованных в органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за деятельностью исправительных учреждений), а посылки, передачи и бандероли—досмотру. Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а их вещи — досмотру (ст. 73 УИК). Осужденные подвергаются и другим ограничениям, установленным в УИК. Все это свидетельствует о весьма объемном карательном содержании лишения свободы как вида наказания. Поэтому оно назначается, как правило, за совершение тяжких или особо тяжких преступлений. Тем не менее, санкции, предусматривающие это наказание, в УК Республики Беларусь составляют большинство, хотя оно часто и предусматривается в альтернативе с другими наказаниями, не связанными с лишением свободы. Так, всего санкций, предусматривающих наказание в виде лишения свободы, в УК 536, что от общего количества санкций составляет 83,7%, в том числе 192 (29,7%) санкции, в которых лишение свободы предусмотрено как единственно возможный вид наказания (без альтернативы), 330 (51,0%) санкций, в которых лишение свободы названо наряду с другими, более мягкими наказаниями, и 14 (2,2%) санкций, в которых лишение свободы предусмотрено в альтернативе с пожизненным заключением и смертной казнью.
Большой объем санкций в УК, предусматривающих наказание в виде лишения свободы, сказывается и на практике его назначения. Средний удельный вес этого наказания среди всех иных назначаемых судами наказаний составляет примерно 30%. По годам, начиная с 1981 г., в Республике Беларусь к лишению свободы было осуждено: в 1981 г.— 44,1, в 1982 г.— 43,3,в 1983 г. —42,6, в 1984 г. — 38,8, в 1985 г. —35,8, в 1986 г. — 25,6, в 1987 г. — 22,5%, в 1988 г. — 22,8, в 1989 г. — 30,1, в 1990 г. — 29,8, в 1991 г. — 27,8, в 1992 г. — 29,9, в 1993 г. —32,1, в 1994 г. — 32,3, в 1995 г. — 33,3, в 1996 г.—34,2, в 1997 г.— 37,5, в 1998 г. — 36,3, в 1999 г. — 36,0, в 2000 г. —34,0, в 2001 г. — 32,5, в 2002 г. —35,7, в 2003 г. —31,0, в 2004 г. — 27, 2 % лиц от общего количества осужденных. Вместе с тем, в ч. 2 ст. 62 УК содержится важное положение, ориентирующее суды на ограничение использования этого наказания. Оно состоит в том, что наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при условии, что цели уголовной ответственности не могут быть достигнуты применением более мягкого наказания, предусмотренного в соответствующей статье Особенной части УК. На этот акцент обращается внимание и Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. В частности, в постановлении от 26 марта 2002 г. «О назначении судами уголовного наказания» Пленум подчеркнул, что если наряду с лишением свободы санкция закона, по которому лицо признается виновным, предусматривает и другие, более мягкие виды наказания, при постановлении приговора необходимо обсуждать вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. Лишение свободы за такие преступления может быть назначено, если суд, исходя из конкретных обстоятельств дела и личности виновного, придет к выводу, что достижение целей уголовной ответственности и, прежде всего, предупреждение новых преступлений со стороны виновного невозможно без изоляции его от общества[92]. Суд, назначая наказание в виде лишения свободы, обязан определить вид исправительного учреждения, в котором осужденный должен отбывать это наказание. В ст. 57 УК предусматриваются виды таких учреждений и определяется, какие категории осужденных должны отбывать это наказание в соответствующем исправительном учреждении. Лишение свободы подлежит отбыванию совершеннолетними[93] осужденными в следующих исправительных учреждениях: 1) исправительных колониях-поселениях; 2) исправительных колониях общего, усиленного, строгого и особого режима; 2) тюрьме. В соответствии с ч. 3 ст. 115 УК несовершеннолетние отбывают лишение свободы в воспитательных колониях. Наличие исправительных колоний с различными видами режимов обусловлено необходимостью раздельного содержания осужденных, во- первых, в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений (категорий преступлений), во-вторых, в зависимости от пола и возраста осужденных, а также от формы вины лица, совершившего преступление. Наличие различных режимов в колониях обусловлено и необходимостью дифференциации в исправительном воздействии на осужденных.
В исправительных колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности, отбывают лишение свободы: 1) мужчины, осуждаемые к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности; 2) женщины, осуждаемые к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности; В исправительных колониях общего режима отбывают лишение свободы: 1) мужчины, осуждаемые впервые к лишению свободы за умышленные преступления, не представляющие большой общественной опасности, или менее тяжкие преступления; 2) женщины, осуждаемые к лишению свободы за умышленные преступления, при отсутствии особо опасного рецидива. В исправительных колониях усиленного режима отбывают лишение свободы мужчины, осуждаемые впервые к лишению свободы за тяжкие или особо тяжкие преступления. В исправительных колониях строгого режима отбывают лишение свободы: 1) мужчины при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы; 2) женщины, осуждаемые к лишению свободы при особо опасном рецидиве. В исправительных колониях особого режима отбывают мужчины, осуждаемые к лишению свободы при особо опасном рецидиве. В тюрьме могут отбывать не более пяти лет совершеннолетние как мужчины, так и женщины: 1) совершившие преступления при особо опасном рецидиве; 2) совершившие особо тяжкие преступления, осуждаемые за них к лишению свободы на срок свыше пяти лет.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и другие обстоятельства дела, суд вправе назначить осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, отбывание наказания в исправительных колониях общего режима. Он вправе также определять по своему усмотрению отбывание наказания в исправительных колониях общего, усиленного или строгого режима (при отсутствии особо опасного рецидива), назначая при этом более строгий или более мягкий режим отбывания этого наказания, но с указанием мотивов принятого решения (ч. 6 ст. 57 УК). Если лицо осуждено к лишению свободы на срок свыше двадцати пяти лет, то по отбытии им двадцати лет срока этого наказания суд вправе с учетом поведения осужденного, состояния его здоровья или возраста освободить это лицо от отбывания части наказания, превышающей двадцать пять лет (ч. 8 ст. 57 УК). Исполнение наказания в виде лишения свободы регулируется разделом 1У УИК (ст.ст. 63-135).
§ 8. Пожизненное заключение и смертная казнь
Пожизненное заключение регулируется ст. 58 УК. Оно было введено в уголовное законодательство Республики Беларусь в декабре 1997 г.[94] Пожизненное заключение — это такое наказание, назначаемое в качестве основного, которое заключается в изоляции осужденного от общества без определения срока его отбывания с помещением лица в исправительную колонию особого режима или тюрьму. Карательное содержание пожизненного заключения состоит в лишении осужденного свободы с помещением его в специальное исправительное учреждение с самым строгим режимом — особым либо в тюрьму на длительный период времени без определения срока (пожизненно). Пожизненное заключение является исключительной мерой наказания и выступает в роли альтернативы смертной казни. Его применение допускается лишь за преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. Этот вид наказания предусмотрен в 14 санкциях статей Особенной части УК Республики Беларусь, в которых также предусматриваются в качестве альтернативы смертная казнь и лишение свободы на срок до 25 лет. Пожизненное заключение может быть назначено за развязывание либо ведение агрессивной войны (ч. 2 ст. 122), убийство представителя иностранного государства или международной организации с целью провокации международных осложнений или войны (ч. 2 ст. 124), международный терроризм (ст. 126), геноцид (ст. 127), преступления против безопасности человечества (ст. 128), применение оружия массового поражения (ст. 134), нарушение законов и обычаев войны, сопряженное с умышленным убийством (ч. 3 ст. 135), убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 139), терроризм, сопряженный с убийством человека, либо совершенный организованной группой (ч. 3 ст. 289), измену государству, сопряженную с убийством (ч.2 ст. 356), захват или удержание государственной власти неконституционным путем, повлекшие гибель людей либо сопряженные с убийством (ч.3 ст. 357), террористический акт (ст. 359), диверсию, совершенную организованной группой либо повлекшую гибель людей или иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 360), убийство работника милиции (ст. 362). Количество санкций, предусматривающих пожизненное заключение, составляет 2,2% от общего количества санкций УК Республики Беларусь. Применяется оно на практике также в небольшом объеме. В 1998 г. к пожизненному заключению было осуждено 3 человека (0,005 %), в 1999 г. — 29 человек (0,05%), в 2000 г. —18 человек (0,03%), в 2001 г. — 11 человек (0,02 %), в 2002 г. —15 человек (0,03%), в 2003 г. —12 человек (0,02%). Осужденные к пожизненному заключению — это в основном лица, совершившие убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст. 139 УК). В ч. 2 ст. 58 УК содержится перечень лиц, которым не может быть назначено данное наказание. К ним относятся: 1) лица, совершившие преступления в возрасте до 18-ти лет; 2) женщины; 3) мужчины, достигшие ко дню постановления приговора 65-ти лет. Лица, осужденные к пожизненному заключению, отбывают наказание в исправительных колониях особого режима или тюрьме. В этих же колониях отбывают лица, которым смертная казнь в порядке помилования заменена на пожизненное заключение. По отбытии 20 лет этого наказания суд может с учетом поведения осужденного, состояния его здоровья или возраста заменить дальнейшее его отбывание лишением свободы на определенный срок, но не свыше пяти лет. Исполнение наказания в виде пожизненного заключения регулируется разделом УП УИК (ст.ст. 172 -173). Осужденные к этому наказанию содержатся отдельно от других осужденных, отбывающих наказание в данной колонии. Они отбывают наказание в помещениях камерного типа, в которых содержатся, как правило, не более чем по два человека. По просьбе осужденного и в иных необходимых случаях они могут содержаться в одиночных камерах. По отбытии не менее чем десяти лет наказания осужденные могут быть переведены в обычные жилые помещения, но при злостном нарушении установленного в них порядка переводятся в помещения камерного типа. В УИК предусмотрены соответствующие (более жесткие) ограничения в расходовании денежных средств, в предоставлении свиданий, получении посылок или передач и т.п. Другим исключительным видом наказания является смертная казнь, которая предусмотрена в ст. 59 УК. Смертная казнь — это такая исключительная мера наказания, которая заключается в лишении жизни осужденного посредством расстрела, применение которой допустимо лишь за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. Смертная казнь предусмотрена в 14 санкциях статей Особенной части УК в альтернативе с пожизненным заключением и лишением свободы на срок до 25 лет. Это те же преступления, которые названы выше. Применяется же на практике данное наказание длительный период времени, за исключением лишь того периода, когда смертная казнь отменялась (последняя отмена была в 1947 г. общесоюзным законом). Удельный вес смертной казни среди других наказаний за последние 20 с небольшим лет составил: в 1981 г.— 0,06% (25 человек), в 1982 г. — 0,07 (26 человек), в 1983 г. — 0,75 (43 человека), в 1984 г. — 0,09 (34 человека), в 1985 г. — 0, 05 (21 человек), в 1986 г. — 0,02 (10 человек), в 1987 г. — 0,04% (12 человек), в 1988 г. — 0,05 (12 человек), в 1989 г. — 0,02 (5 человек), в 1990 г. — 0,06 (20 человек), в 1991 г. — 0,06 (21 человек), в 1992 г. — 0,06 (24 человека), в 1993 г. — 0,04 (20 человек), в 1994 г. — 0,04 (25 человек), в 1995 г. — 0,06 (37 человек), в 1996 г. — 0,04 (29 человек), в 1997 г. — 0,08 (46 человек), в 1998 г.— 0,08 (47 человек), в 1999 г. — 0,02 (13 человек), в 2000 г. — 0,007 (4 человека), в 2001 г. — 0,01 (7 человек), в 2002 г. — 0,007 (4 человека), в 2003 г. — 0,006 (4 человека), в 2004 г. — 0, 00 (1 человек). В ч.2 ст. 59 УК предусматривается перечень лиц, которым смертная казнь не может быть назначена. Это те же категории лиц, которым не может быть назначено и пожизненное заключение: 1) лица, совершившие преступления в возрасте до 18 лет; 2) женщины; 3) мужчины, достигшие ко дню постановления приговора 65 лет. Смертная казнь может быть заменена в порядке помилования пожизненным заключением. Смертная казнь, как и пожизненное заключение, в основном назначается за убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 139 УК). Пленум Верховного Суда Республики Беларусь неоднократно обращал внимание судов на исключительный характер этого наказания и ориентировал их на его применение лишь в крайних, исключительных случаях. Эту позицию он вновь подтвердил в постановлении от 17 декабря 2002 г. № 9 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 139 УК)», которая относится и к другому исключительному наказанию в виде пожизненного заключения. В частности, в пункте 27 указанного постановления Пленум обратил внимание судов на то, что исключительные меры наказания — смертная казнь и пожизненное заключение — могут применяться за совершение убийства при отягчающих обстоятельствах лишь тогда, когда необходимость их назначения обусловливается особыми обстоятельствами, отягчающими ответственность, и, наряду с этим, данными, характеризующими виновного как лицо, представляющее исключительную опасность для общества. Применение смертной казни, указывается в постановлении Пленума Верховного Суда, должно быть во всех случаях мотивировано в приговоре на основе установленных обстоятельств совершенного преступления и данных, с исчерпывающей полнотой характеризующих обвиняемого. При назначении виновному пожизненного заключения в приговоре должны быть указаны мотивы применения этого наказания как альтернативы смертной казни[95]. Исполнение наказания в виде смертной казни регулируется разделом УШ УИК (ст.ст. 174 -175). Приговор к смертной казни, вступивший в законную силу, обращается к исполнению после получения официального сообщения об отклонении жалоб, направленных в порядке надзора, и ходатайства о помиловании. Смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. При исполнении смертной казни присутствует прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач. По разрешению прокурора в исключительных случаях допускается присутствие и других лиц. Смерть осужденного констатируется врачом. Об исполнении приговора составляется акт. Администрация учреждения, в котором исполняется смертная казнь, обязана уведомить об исполнении суд, постановивший приговор. Суд же должен известить одного из близких родственников осужденного. Тело для захоронения не выдается, о месте захоронения не сообщается (ст. 175 УИК). Для всего мирового сообщества характерна тенденция к отмене смертной казни. В настоящее время не применяют смертную казнь свыше ста государств и территорий. Особенно негативное отношение к этому наказанию проявляют европейские государства, что официально закреплено в Протоколе № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанном государствами — членами Совета Европы 28 апреля 1983 г. в Страсбурге, провозгласившем отмену смертной казни в мирное время, и в протоколе № 13 к указанной Конвенции, подписанном 3 мая 2002 г. в Вильнюсе, провозгласившем полную отмену смертной казни, в том числе и за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны. В настоящее время абсолютное большинство европейских государств отказались от применения смертной казни. В их числе и большинство государств — членов Содружества Независимых Государств. 11 марта 2004 г. Конституционный Суд Республики Беларусь принял Заключение «О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни», в котором отметил, что часть статьи 24 Конституции Республики Беларусь, установившая возможность применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания впредь до ее отмены, позволяет принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания. Принятие решения по данному вопросу находится в компетенции Главы государства и Парламента[96].
Дополнительные наказания
В систему наказаний по УК Республики Беларусь входят и такие наказания, которые могут назначаться только в качестве дополнительных наказаний. К таким наказаниям относятся: лишение воинского или специального звания; конфискация имущества. Лишение воинского или специального звания регулируется ст. 60 УК. Лишение воинского или специального звания — это такое дополнительное наказание, которое может быть применено к лицу, осуждаемому за тяжкое или особо тяжкое преступление, имеющему воинское или специальное звание. Карательное содержание этого наказания состоит в лишении осужденного соответствующих прав и льгот, которые он имел благодаря воинскому или специальному званию (например, доплата за воинское или специальное звание и др.). В целом это наказание связано как с моральными, так и с материальными ограничениями. Данное наказание не предусмотрено в санкциях статей Особенной части УК. Поэтому суд может назначить его в любом случае, если лицо, имеющее воинское или специальное звание, совершило тяжкое или особо тяжкое преступление. Порядок исполнения этого наказания предусмотрен ст. 165 УИК. Суд, постановивший приговор о лишении осужденного воинского или специального звания, после вступления его в силу направляет копию приговора органу или должностному лицу, присвоившим осужденному это звание. После получения копии приговора орган или должностное лицо вносят в соответствующие документы запись о лишении воинского или специального звания, а также принимают меры по лишению осужденного прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующее звание. Копия приговора о лишении воинского звания военнослужащего, находящегося в запасе, направляется в военный комиссариат по месту воинского учета. Другим дополнительным наказанием является конфискация имущества, которая регулируется ст. 61 УК. Конфискация имущества — это такое дополнительное наказание, которое состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Карательное содержание этого наказания состоит в имущественных ограничениях, которым подвергается осужденный. Особенностью данного вида наказания является то, что оно может быть назначено: 1) только лицу, совершившему из корыстных побуждений тяжкое или особо тяжкое преступление; 2) только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями УК. Конфискация имущества предусмотрена в 71 санкции статей Особенной части УК, что составляет от общего количества санкций 11%. При этом в большинстве санкций она предусмотрена как возможная мера (с конфискацией или без конфискации) и как обязательная мера она предусмотрена в 11 санкциях, что составляет 1,7% от общего количества санкций и 22, 4 % от количества санкций, предусматривающих конфискацию имущества. В качестве обязательного наказания конфискация имущества предусмотрена за хищения имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.4 ст. 205, ч. 4 ст. 206, ч. 3 ст. 208, ч.4 ст. 209, ч.ч. 3 и 4 ст. 210, ч. 4 ст. 211), за разбой (ст. 207) и др. Из наказаний, которые могут назначаться в качестве дополнительных, конфискация имущества является наиболее часто применяемым наказанием. От общего количества осужденных ее удельный вес составил: в 1981 г. 1,2% (461 человек), в 1982 г — 1,3 (507 человек), в 1983 г. — 3,0 (1182 человека), в 1984 г. — 6,0 (2270 человек), в 1985 г. — 5,8 (2278 человек), в 1986 г.— 5,2 (1774 человек), в 1987 г. — 5, 2 (1322 человека), в 1988 г. —7,3 (1593 человека), в 1989 г. — 7,0 (1696 человек), в 1990 г. — 7,9 (2327 человек), в 1991 г. — 8,2 (2635 человек), в 1992 г.— 8,6% (3184 человека), в 1993 г. — 10,0 (4780 человек), в 1994 г.—11,7 (6224 человека), в 1995 г. —15,2 % (8931 человек), в 1996 г. —14, 9 % (9246 человек), в 1997 г. — 12,1 (6787 человек), в 1998 г. — 9,5 (5657 человек), в 1999 г. — 9,5 (5681 человек), в 2000 г. — 8,7 (4972 человека), в 2001 г. — 5,9 (2985 человек), в 2002 г. — 6,0 (3224 человека), в 2003 г. — 4, 9 (3226 человек), в 2004 г. — (). Конфискация имущества может быть двух видов: 1) полная конфискация и 2) частичная конфискация. Назначая полную или частичную конфискацию, суд должен указать в приговоре, какое имущество или какая его часть подлежит конфискации, или перечислить предметы, подлежащие конфискации. В приложении к УИК предусмотрен перечень имущества, не подлежащего конфискации. К такому имуществу относятся предметы и вещи, жизненно необходимые для осужденного и лиц, находящихся на его иждивении: например, жилой дом, квартира или отдельные их части, если осужденный и его семья постоянно в них проживают, земельные участки, на которых расположены дом и хозяйственные постройки, а также земельные участки, необходимые для ведения сельского или подсобного хозяйства, предметы домашней обстановки, утвари, одежды, указанные в перечне, и др. В ч. ст. 61 УК предусмотрен запрет на применение конфискации имущества в качестве дополнительного наказания к штрафу или исправительным работам. Исполнение данного наказания регулируется ст.ст. 166 -171 УИК. Его исполнение осуществляется судебным исполнителем по месту нахождения имущества осужденного. Судебный исполнитель после получения копии приговора суда, исполнительного листа и копии описи имущества осужденного проверяет наличие имущества, указанного в описи, выявляет другое имущество, подлежащее конфискации, и включает его в опись. Опись имущества, составленная судебным исполнителем, утверждается судьей. После удовлетворения в соответствии с законодательством всех предъявленных к осужденному требований производится передача конфискованного имущества финансовым органам в порядке, определяемом Министерством юстиции Республики Беларусь совместно с Министерством финансов Республики Беларусь. В ч. 6 ст. 61 предусматривается специальная конфискация, не являющаяся видом наказания. Она состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства: орудий и средств совершения преступления, принадлежащих осужденному; вещей, изъятых из оборота; имущества, приобретенного преступным путем; предметов, которые непосредственно связаны с преступлением, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу.
Литература
Багрий – Шахматов, Л.В. Уголовная ответственность и наказание. Мн., 1976. Гальперин, И.М. Наказание: социальные функции. Практика применения. М., 1983. Дементьев, С.И. Лишение свободы как мера уголовного наказания. Краснодар, 1977. Дементьев, С.И. Лишение свободы: уголовно-правовые и исправительно - трудовые аспекты. Ростов- на Дону, 1981. Зубкова, В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М., 2002. Карпец, И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М.,1973. Крахмальник, Л.Л. и др. Исправительные работы без лишения свободы. М., 1977. Когда убивает государство…Смертная казнь против прав человека. М., 1989. Кузнецов, А. Конфискация имущества как кумулятивный вид наказания в уголовном законодательстве // Уголов. право. 1999. № 2. С. 39 - 43. Кучвальская, И. Штраф в системе мер уголовного наказания // Судовы веснiк. 1994. № 1. С. 37- 40. Меркушов, А. Назначение судами вида исправительного учреждения лицам, осужденным к лишению свободы // Рос. юстиция. 2002. № 2. С. 2-5. Махоткин, В.П. Наказания, не связанные с лишением свободы по советскому уголовному праву и уголовному праву других социалистических стран: учеб. пособие. М., 1978. Михаль, О. Принципы классификации наказаний по характеру и степени их строгости // Уголов. право. 2001. № 1. С. 25 - 29. Ной, И.С. Теоретические вопросы лишения свободы. Саратов, 1965. Полубинская, С.В. Цели уголовного наказания. М., 1990. Саркисова, Э.А. Уголовно-правовые средства предупреждения преступлений. Мн., 1975. Саркисова, Э.А. Роль наказания в предупреждении преступлений. Мн., 1990. Смертная казнь: за и против. М., 1989. Смолькова, И.В. Штраф как мера наказания по советскому уголовному праву: учеб. пособие. Иркутск, 1979. Сундуров, Ф.Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности. Казань, 1980. Упоров, И. Целеполагание отдельных видов наказания в российском уголовном праве // Уголов. право. 2001. № 3. С. 45-51. Упоров, И. Развитие уголовного наказания в первые годы советской власти // Уголов. право. 2000. № 4. С. 36 - 40. Хомич, В.М. Формы реализации уголовной ответственности. Мн., 1998. Цветинович, А.Л. Дополнительные наказания в советском уголовном праве. Калиниград, 1980. Что такое пожизненное лишение свободы? (международные стандарты) // Рос. юстиция. 2002. № 4. С. 20 - 23. Чучаев, А., Смышляев, В. Проблемы совершенствования уголовно-правового механизма реализации лишения свободы // Уголов. право. 2000. № 2. С. 68 -71. Шаргородский, М.Д. Наказание, его цели и эффективность. ЛГУ, 1973. Шидловский, А. Система наказаний в Уголовном кодексе Республики Беларусь // Юстыцыя Беларусi. 2001. № 3. С.40 - 43.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|