Методы ценообразования, ориентированные на издержки
Глава 4. Затраты предприятия, себестоимость и цена продукции
согласно экономической теории, исповедовавшейся в советский период российской
истории, считалось, что при государственно-плановой системе хозяйствования величина
государственных цен, составлявших подавляющее большинство всего ценового арсенала,
определяется государственными планами, то есть в хозяйстве действуют плановые цены.
В действительности цены не устанавливались планами, а были объектом оперативного
управления со стороны государственных органов ценообразования. В то же время
государственные планы экономического и социального развития составлялись на
определенной ценовой базе, которая была скорее прогнозно-аналитической, чем
плановой. Несомненно, что и в экономике рыночного типа широко используются
прогнозные цены, на основе которых составляются бизнес-проекты, бизнес-планы, планы
фирм, индикативные государственные планы-прогнозы.
Довольно часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором она образуется.
По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены. В России
советского и постсоветского периода было принято говорить и все еще говорят о ценах
так называемого колхозного рынка и о кооперативных ценах (устанавливаемых
кооперативными организациями).
Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к
необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка. Мировые цены
представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары
данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций,
ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары,
установившихся в разных странах и регионах. В советской практике мировые цены имели
крайне ограниченное применение, так как на внутренних рынках действовали только
государственные цены на импортные товары, а хождением иностранной валюты было
запрещено. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. По
мере становления рыночных отношений в России цены на российских рынках приобрели
тенденцию приближаться к мировым, что вызвало рост себестоимости и
неконкурентоспособность многих отечественных товаров.
Ну и особую категорию цен представляют цены неофициального, так называемого
черного или теневого рынка. Чаще всего это цены на запрещенные в открытой продаже
товары либо на дефицитные товары, по разным причинам отсутствующие в данный
момент в свободной продаже.
Методы ценообразования.
Рассмотрим три метода установления цен (рис. 4.7). При методах, основанных на
издержках, определяют затраты, а затем добавляют наценку или расчетную норму
прибыли и устанавливают цену. При методах, ориентированных на спрос, определяют
потребительский спрос при различных уровнях цен и устанавливают цены на уровне,
оптимизирующем прибыль. При методах, ориентированных на конкуренцию, цены
основаны на действиях конкурентов, при этом нередко придерживаются ценовых
стратегий конкурентов, а цены устанавливают на определенный процент выше или ниже
цен конкурентов.
Как видно из рис. 4.7, методы ценообразования, ориентированные на издержки,
используются в 50% случаев. Это обусловлено следующими причинами:
1) данные методы просты — после определения издержек к ним добавляют
некоторый процент или норму прибыли.
2) методы менее рискованны, ибо основаны на известном факторе — затратах.
Альтернативный подход — основанный на потребительском спросе —
сопряжен с большей неопределенностью, так как прогнозы спроса часто
ненадежны.
© ИВАКО Аналитик-
Экономика предприятия
3) методы, ориентированные на издержки, способствуют установлению более
стабильных во времени цен, потому что основаны на внутренних факторах
предприятия - расходах на рабочую силу и доступности материалов.
Методы
ориентиров
на спрос
Рис. 4.7. Методы установления цен
Но эти преимущества свидетельствуют также о принципиальных недостатках
методов, основанных на издержках, поскольку игнорирование потребительского спроса
может привести к установлению цены на нереальном уровне. Основываясь
исключительно на затратах, производитель, имеющий высокие издержки, рискует
установить цены на свои товары выше, чем конкуренты. И наоборот, при низких
издержках цены могут оказаться намного ниже тех, которые готовы платить потребители.
Методы, основанные на издержках (затратный подход), можно применять в
отраслях со стабильными покупательским спросом и конкуренцией. В этих случаях
можно ориентироваться на издержки, уровень прибыли и сумму косвенных налогов в
цене.
Чаще всего применяют два метода ценообразования на основе издержек — метод
на основе надбавки к себестоимости и метод целевой рентабельности.
Методы ценообразования, ориентированные на издержки
Любое предприятие должно иметь упорядоченную методику установления цен на
продукцию. Основной методический прием состоит в расчете базисного уровня цены и
обоснования отклонений (скидок-надбавок), учитывающих цели экономической стратегии
предприятия.
На практике используют три основных подхода к определению цены на продукцию и
услуги предприятия:
ценообразование с ориентацией на спрос;
ценообразование с ориентацией на конкуренцию.
Наиболее широко применяется для расчета цены затратный подход, который
основан на возмещении изготовителю затрат на производство и реализацию продукции и
получении минимальной прибыли:
Ц = С + П + Нц,
где
-©ИВАКО Аналитик
Воспользуйтесь поиском по сайту: