Глава 5. Продукция предприятия
радиоэлектронной и электрической бытовой техники, автомобилей, медицинского обору-
дования и других товаров: продукция не выдержала конкуренции с европейскими и япон-
скими аналогами, заполнившими российский рынок.
Существуют и примеры маркетинговых просчетов западных фирм на российском
рынке. Один из них связан с недавними претензиями фирмы Microsoft к российским пира-
там и пользователям, которые не покупали лицензии на ее программные продукты. При
этом не учитывалось состояния российского компьютерного парка (для большинства
пользователей версия Windows-95 не являлась тогда предметом первой необходимости),
ни языковой фактор (немногие были готовы покупать англоязычную версию, чтобы потом
платить и за перевод). В результате -конкурентоспособная продукция не продавалась на
российском рынке.
/Оценка конкурентоспособности и рыночной привлекательности выпускаемой про-
дукции основывается на анализе: емкости рынка выпускаемой продукции; конкуренто-
спрсобности изделий; ассортимента выпускаемой продукции; определении соответствия
отпускных цен на продукцию ее конкурентным характеристикам.
I Оценка емкости рынка выпускаемой продукции характеризуется двумя показателя-
ми:
- общая емкость рынка продукции;
- доля предприятия на рынке выпускаемой продукции,
При проведении анализа рынка (маркетинговых исследований) общая емкость рынка
по конкретному товару может быть оценена:
Сi= Pi + ri+ Ii - Еi + (-)Мi - Eoi + Ioi
где Ci - общая емкость рынка по i - товару (нат. ед.);
pi - объем продаж i-го товара национального производителя (нат.ед.);
Ri- остаток i - товара на складах (нат.ед.),
Ii - импорт i - товара (нат.ед.);
Еi - экспорт i - товара (нат.ед.),
Мi - изменение i - товара на складах (нат.ед.);
Eoi - косвенный экспорт i - товара (нат.ед.);
I0i - косвенный импорт i - товара (нат.ед.).
Чтобы составить динамику оценки возможного изменения рынка в будущем, необхо-
димо проследить тенденции развития производства и спроса. Реально складывающиеся
емкость рынка, которая определяется личными и общественными потребностями отража-
ет адекватный им объем реализации товара.
Спрос на товар (услугу) определяется платежеспособностью населения.) Наглядно
это определение иллюстрирует ситуация в народном хозяйстве России в условиях кризиса
платежей. Производство продукции на многих предприятиях снижается не потому, что
нет потребностей в данных товарах, а потому что на них нет платежеспособного спроса:
потребители не могут оплачивать приобретение необходимой им продукции. Объем ры-
ночного спроса в каждый конкретный момент времени составляет некоторую долю емко-
сти рынка. Таким образом расчет емкости рынка с учетом платежеспособного спроса
должен ответить на вопрос: сколько и каких товаров необходимо иметь на рынке, чтобы
наиболее полно удовлетворять существующие и возможные потребности покупателей.
Доля предприятия на рынке i - товара, которая характеризует успешность продаж
продукции предприятия, может быть определена как:
Dji=Cji/ Сi х 100%,
© ИВАКО Аналитик-
Экономика предприятия
где Dji - доля j - предприятия на национальном (региональном) рынке i - товара
в (%);
Сi - общая емкость рынка по продажам i - товара (нат. ед.)
Cji - среднегодовой объем продаж i -товара на j-м предприятием (нат.ед.)
Базой для определения конкурентоспособности продукции является исследование по-
требностей покупателя и требований рынка.
Анализ конкурентоспособности продукции основывается на понимании конкуренто-
способности изделия (товара, услуги, работы) как совокупности характеристик данного
изделия, отличающих его от изделий-аналогов предприятий-конкурентов по степени
удовлетворения конкурентных потребностей покупателя и по уровню затрат на его покуп-
ку и последующую эксплуатацию.
- Оценка конкурентоспособности продукции включает следующие этапы:
а) анализ рыночной ситуации и выбор наиболее конкурентоспособной продукции в
качестве базы для сравнения. Сравнивать конкурентоспособность можно по изделиям,
входящим в один и тот же класс по техническому назначению и параметрам;
б) определение перечня групп сравниваемых параметров по товарам-конкурентам;
в) определение значимости (удельного веса) каждого параметра,
г) определение сводного параметрического индекса;
з) определение интегрального показателя конкурентоспособности.
Алгоритм оценки конкурентоспособности продукции производственно-технического
назначения представлен на рис.5.2.
Сравниваемые параметры товаров-конкурентов классифицируются по трем группам:
технические, экономические, маркетинговые.
К техническим параметрам относятся:
1) показатели, характеризующие качество товара: назначение; производительность;
надежность; безопасность; ремонтопригодность и т.д.
2) нормативные показатели, характеризующие соответствие стандартам, патентную
чистоту и т.д.
К экономическим параметрам относятся: отпускная цена; себестоимость продукции;
затраты на эксплуатацию; затраты на установку и т.д.
К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия (торговая марка), рек-
лама, организация технического (гарантийного) обслуживания, условия оплаты, сроки по-
ставки и т.д.
В сегодняшних условиях маркетинговые характеристики играют особую роль, отра-
жая рыночную привлекательность продаваемой продукции, условия оплаты, например:
организацией фирменной торговой сети и стимулированием продаж путем создания сис-
темы скидок (за выполнение условий по оплате товара, наличие дистрибьютерного дого-
вора о бизнес-партнерстве по продаже товара в регионе, за размер партии).
-О ИВАКО Аналитик
Воспользуйтесь поиском по сайту: