Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Продукция предприятия




радиоэлектронной и электрической бытовой техники, автомобилей, медицинского обору-
дования и других товаров: продукция не выдержала конкуренции с европейскими и япон-
скими аналогами, заполнившими российский рынок.

Существуют и примеры маркетинговых просчетов западных фирм на российском
рынке. Один из них связан с недавними претензиями фирмы Microsoft к российским пира-
там и пользователям, которые не покупали лицензии на ее программные продукты. При
этом не учитывалось состояния российского компьютерного парка (для большинства
пользователей версия Windows-95 не являлась тогда предметом первой необходимости),
ни языковой фактор (немногие были готовы покупать англоязычную версию, чтобы потом
платить и за перевод). В результате -конкурентоспособная продукция не продавалась на
российском рынке.

/Оценка конкурентоспособности и рыночной привлекательности выпускаемой про-
дукции основывается на анализе: емкости рынка выпускаемой продукции; конкуренто-
спрсобности изделий; ассортимента выпускаемой продукции; определении соответствия
отпускных цен на продукцию ее конкурентным характеристикам.

I Оценка емкости рынка выпускаемой продукции характеризуется двумя показателя-
ми:

- общая емкость рынка продукции;

- доля предприятия на рынке выпускаемой продукции,

При проведении анализа рынка (маркетинговых исследований) общая емкость рынка
по конкретному товару может быть оценена:

Сi= Pi + ri+ Ii - Еi + (-)Мi - Eoi + Ioi

где Ci - общая емкость рынка по i - товару (нат. ед.);

pi - объем продаж i-го товара национального производителя (нат.ед.);

Ri- остаток i - товара на складах (нат.ед.),

Ii - импорт i - товара (нат.ед.);

Еi - экспорт i - товара (нат.ед.),

Мi - изменение i - товара на складах (нат.ед.);

Eoi - косвенный экспорт i - товара (нат.ед.);

I0i - косвенный импорт i - товара (нат.ед.).

Чтобы составить динамику оценки возможного изменения рынка в будущем, необхо-
димо проследить тенденции развития производства и спроса. Реально складывающиеся
емкость рынка, которая определяется личными и общественными потребностями отража-
ет адекватный им объем реализации товара.

Спрос на товар (услугу) определяется платежеспособностью населения.) Наглядно
это определение иллюстрирует ситуация в народном хозяйстве России в условиях кризиса
платежей. Производство продукции на многих предприятиях снижается не потому, что
нет потребностей в данных товарах, а потому что на них нет платежеспособного спроса:
потребители не могут оплачивать приобретение необходимой им продукции. Объем ры-
ночного спроса в каждый конкретный момент времени составляет некоторую долю емко-
сти рынка. Таким образом расчет емкости рынка с учетом платежеспособного спроса
должен ответить на вопрос: сколько и каких товаров необходимо иметь на рынке, чтобы
наиболее полно удовлетворять существующие и возможные потребности покупателей.

Доля предприятия на рынке i - товара, которая характеризует успешность продаж
продукции предприятия, может быть определена как:

Dji=Cji/ Сi х 100%,

© ИВАКО Аналитик-

 


Экономика предприятия

где Dji - доля j - предприятия на национальном (региональном) рынке i - товара

 

в (%);

Сi - общая емкость рынка по продажам i - товара (нат. ед.)
Cji - среднегодовой объем продаж i -товара на j-м предприятием (нат.ед.)
Базой для определения конкурентоспособности продукции является исследование по-
требностей покупателя и требований рынка.

Анализ конкурентоспособности продукции основывается на понимании конкуренто-
способности изделия (товара, услуги, работы) как совокупности характеристик данного
изделия, отличающих его от изделий-аналогов предприятий-конкурентов по степени
удовлетворения конкурентных потребностей покупателя и по уровню затрат на его покуп-
ку и последующую эксплуатацию.

- Оценка конкурентоспособности продукции включает следующие этапы:
а) анализ рыночной ситуации и выбор наиболее конкурентоспособной продукции в
качестве базы для сравнения. Сравнивать конкурентоспособность можно по изделиям,
входящим в один и тот же класс по техническому назначению и параметрам;
б) определение перечня групп сравниваемых параметров по товарам-конкурентам;

в) определение значимости (удельного веса) каждого параметра,

г) определение сводного параметрического индекса;

з) определение интегрального показателя конкурентоспособности.

Алгоритм оценки конкурентоспособности продукции производственно-технического
назначения представлен на рис.5.2.

Сравниваемые параметры товаров-конкурентов классифицируются по трем группам:
технические, экономические, маркетинговые.

К техническим параметрам относятся:

1) показатели, характеризующие качество товара: назначение; производительность;
надежность; безопасность; ремонтопригодность и т.д.

2) нормативные показатели, характеризующие соответствие стандартам, патентную
чистоту и т.д.

К экономическим параметрам относятся: отпускная цена; себестоимость продукции;
затраты на эксплуатацию; затраты на установку и т.д.

К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия (торговая марка), рек-
лама, организация технического (гарантийного) обслуживания, условия оплаты, сроки по-
ставки и т.д.

В сегодняшних условиях маркетинговые характеристики играют особую роль, отра-
жая рыночную привлекательность продаваемой продукции, условия оплаты, например:
организацией фирменной торговой сети и стимулированием продаж путем создания сис-
темы скидок (за выполнение условий по оплате товара, наличие дистрибьютерного дого-
вора о бизнес-партнерстве по продаже товара в регионе, за размер партии).

-О ИВАКО Аналитик

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...