Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Затраты предприятия, себестоимость и цена продукции




С - затраты на производство и реализацию одного изделия, р.;

П - прибыль в цене изделия, р.;

Нц - сумма косвенных налогов в цене изделия, р.

Затраты на производство и реализацию изделия можно устанавливать различными
методами. Традиционно они принимаются равными полной себестоимости изделия (метод
полных издержек). Однако, если речь идет об увеличении выпуска продукции, цена на
дополнительную продукцию может устанавливаться не на основе ее полной
себестоимости (включающей переменные и условно-постоянные расходы), а лишь на
части себестоимости - переменных расходах (метод предельных издержек).

Прибыль определяется исходя из норматива рентабельности, принятого
предприятием. Обычно она рассчитывается в процентах от полной себестоимости
изделия. Но может рассчитываться и по отношению к заработной плате, прямым
материальным затратам в себестоимости и другими методами.

Иногда государство регулирует величину прибыли в цене, устанавливая прямые или
косвенные ограничения на рентабельность продукции. Косвенные ограничения могут
вводится через систему налогообложения прибыли. Например, предусматривается резкое
увеличение ставки налога при превышении показателем рентабельности определенного
уровня.

Косвенные налоги в цене изделия в настоящее время имеют форму налога на
добавленную стоимость и акциза. В общем случае косвенные налоги могут принимать и
другие формы: налога с оборота, с продаж и др.

Затратный метод является наиболее распространенным, простым и универсальным из
всех методов ценообразования. Его основой является реальная величина,
характеризующая затраты на производство и реализацию изделия. Затратный метод
используется для определения нижнего предельного уровня цены, ниже которого
производителю не выгодно продавать изделие.

Для определения верхнего предельного уровня цены изделия (лимитной цены)
используются следующие методы:

а) метод, учитывающий экономическую эффективность изделия:

Ц=Цб+а • Э,

где

цб - цена базового изделия, р.;

Э - экономический эффект от замены базового изделия новым, р.;

а - доля экономического эффекта, включаемая в цену изделия (0<а<1).

Базовое - это изделие-аналог, выполняющее ту же функцию, что и новое изделие.

Экономический эффект рассчитывается по любой методике, согласованной между
продавцом и покупателем. Доля эффекта, включаемая в цену, также устанавливается по
соглашению продавца и покупателя.

Эту модель целесообразно применять для установления цены на новую
высокоэффективную продукцию производственно-технического назначения.

б) метод, учитывающий технический уровень изделия:

ц=цб * кту,

где

кту - коэффициент технического уровня.

Это величина, характеризующая относительное изменение характеристик нового
изделия по сравнению с базовым. Единого метода расчета этого коэффициента не
существует. Часто он рассчитывается по формуле:

© ИВАКО Аналитик-


Экономика предприятия

где

Xi, Хбi - значение i-той характеристики соответственно нового и базового изделия;

аi - весовой коэффициент, характеризующий относительную важность i-ой
характеристики.

Состав характеристик и значения весовых коэффициентов устанавливаются
экспертными методами. Весовые коэффициенты должны быть положительными, а их
сумма равняется единице.

Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда характеристики нового
изделия существенно повышаются по сравнению с базовым.

Существуют различные модификации рассмотренных моделей цены. На практике
также используются и другие виды моделей - статистические, балльные и др.

В процессе ценообразования рассмотренные и другие методы используются в
комплексе. Нижний уровень - минимальное значение цены устанавливается затратным
методом. Верхний уровень - максимальное значение цены определяется эффективностью
использования продукции у потребителя, платежеспособным спросом, другими
факторами. Для его расчета может использоваться, в частности, метод ценообразования,
учитывающий технический уровень или экономическую эффективность изделия. Реальная
(договорная) цена должна, как правило, находиться между верхним и нижним пределами.

Ценообразование с ориентацией на спрос не всегда успешно применяется на
практике. Спрос сложнее определить и выразить в количественных показателях по
сравнению с затратами. Поэтому на практике обычно анализируется изменение спроса на
продукцию за прошедшие периоды и на этой базе строится прогноз цены. При
определении цены на новую продукцию, достоверное представление о кривой спроса по
которой отсутствует, предприятие анализирует спрос на аналогичную продукцию.
Оценка спроса ведется обычно при помощи статистических методов, а также путем
проведения опросов, интервью.

Ценообразование с ориентацией на конкуренцию принято обычно среди крупных
производителей, которые приглашаются к участию в торгах на поставку определенных
видов изделий. Предложения на тендеры с указанием наименьшей цены предприятия-
поставщики представляют заранее в запечатанном конверте к определенному сроку. Такая
форма представления цены необходима для соблюдения условий и правил
добросовестной конкуренции. Победитель тендера - предприятие, предложившее
минимальную цену поставки изделия, не имеет права увеличивать первоначальную цену.
Поэтому при установлении наименьшей цены предприятия основываются на собственных
затратах и анализе возможностей конкурентов.

/4.4.4. Корректировка базисных цен

При формировании ценовой политики предприятия обычно выделяют два этапа:

1 этап - Определение базисной цены, т.е. цены без скидок, наценок, транспортных,
страховых, сервисных компонентов.

2этап-Корректировка базисной цены.
Необходимость корректировки базисных цен определяется:

- обеспечением приспособления предприятия к меняющимся условиям рынка
(пассивная ценовая политика);

- возможностью активного воздействия на рынок, завоеванием лидерства по
показателям доли рынка, качеству товара (активная ценовая политика).

Цель корректировки - установление цен, позволяющих в максимальной степени
достичь цели экономической политики (стратегии и тактики) предприятия на рынке. В

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...