Программа учебной дисциплины
1.1. Вводная часть
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Целью дисциплины «Социальная психология» является овладение студентами комплексом знаний о социальных и индивидуально-психологических механизмах общения и взаимодействия людей в жизни общества (теоретический аспект) и получение навыков воздействия на общественное сознание и поведение людей (практический аспект).
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная учебная дисциплина входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла для профиля «Муниципальное управление» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО – 081100.62 – «Государственное и муниципальное управление» квалификация (степень) «бакалавр».
Изучение курса опирается на знания, полученные в школьном курсе «Обществознания». Знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Социальная психология» могут быть использованы при изучении дисциплин: «Деловые коммуникации» (3 семестр), «Основы управления персоналом» (5 семестр), «Теория управления» (3 семестр), «Социология управления» (3 семестр).
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: – основные научные направления и концепции социальной психологии;
– сущность социального восприятия и его психологические эффекты;
– социально-психологические регуляторы межличностных конфликтов;
– механизмы воздействия на партнеров по общению в разных жизненных ситуациях.
Уметь: – использовать и развивать навыки рефлексии, социальной перцепции;
– выявлять смысл межгрупповой коммуникации;
– объяснить природу агрессии и пути регулирования деструктивного поведения.
Владеть: – основными методами и приемами практической работы в области решения конфликтов и социального взаимодействия в малых и больших группах;
– необходимыми социально-психологическими категориями и понимать их содержание;
– навыками социально-психологического анализа и уметь использовать их в профессиональной деятельности.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО – «Государственное и муниципальное управление»:
а) общекультурные (ОК):
– умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
– понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);
– способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);
– способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний;
– способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);
– способность принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15).
б) профессиональные (ПК):
– умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);
– способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);
– способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);
– умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);
– умение готовить информационно-методологические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);
– умение применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды (ПК-24);
– способность применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26);
– способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);
– умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33);
– понимание основных закономерностей и владение базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-36);
– способность разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42).
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы,
общий объем часов 108, в том числе:
- лекции 18 часов;
- практические занятия 36 часов;
- самостоятельная работа 54 часа.
Форма контроля – зачет.
Семестр 2.
Содержание дисциплины:
Социальная психология как наука. Социальная психология личности. Социальная психология малых групп. Социальная психология больших общностей. Социальная психология общества. Социальная психология в профессиональной деятельности.
1.3. Рабочая учебная программа
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля
Таблица 1 – Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля
Номер темы
| Наименование
тем дисциплины
| Cеместр
| Объем в часах
по видам учебной работы
| Формы контроля успеваемости
|
Всего
| Л
| ПЗ
| СРС
|
1.
| Социальная психология как наука. Методология социальной психологии. Феномены социальной психологии
| II
|
|
|
|
| Устный опрос, подготовка к практическому занятию. Защита реферата. Конспектирование
|
2.
| Социальная психология личности. Социализация. Социально-психологическая типология личности
| II
|
|
|
|
| Проведение самостоятельного анализа типа личности по PEN опроснику (Айзенка),
MMPI (Мини-Мульт) или 16PF (тест Кэттела)
|
3.
| Социальная психология малых групп.
Групповая психодинамика. Восприятие и понимание в малых группах. Групповые конфликты. Психология семьи. Стихийное поведение в социальных группах. Психосоциальные патологии
| II
|
|
|
|
| Самостоятельное проведение и анализ результатов социометрического исследования. Устный и письменный опрос. Обсуждение. Подготовка к практическому занятию. Презентации
|
4.
| Социальная психология больших общностей. Особенности развития больших социальных групп. Гендерные группы. Социально-возрастная психология, Психология национально-этнических общностей
| II
|
|
|
|
| Устный опрос. Терминологический диктант. Решение проблемных заданий. Подготовка к практическим занятиям. Заполнение схем и таблиц
|
5.
| Социальная психология общества. Структура психологии общества. Психология социальных изменений. Социальный конфликт и пути его разрешения
| II
|
|
|
|
| Самостоятельный анализ конфликтной ситуации и предложения по пути его решения. Решение проблемных заданий. Участие в групповых ролевых играх
|
6.
| Социальная психология в профессиональной деятельности. Социально-психологическая характеристика профессионализма
| II
|
|
|
|
| Подготовка к практическому занятию. Письменный опрос. Дискуссия. Презентации
|
Итого
|
|
|
|
|
|
| Зачет: контрольные вопросы, индивидуальные собеседования
|
1.3.2. Лекции
Таблица 2 – Темы лекций, их содержание, трудоемкость
Тема лекции
| Содержание
| Количество часов
|
Социальная психология как наука
| Объект, предмет и функции социальной психологии. Связь социальной психологии с другими науками. Структура социальной психологии (психология общения, личности, малых и больших социальных групп, межгрупповые отношения). Методы социальной психологии (качественные и количественные). Социально-психологический эксперимент.
Ключевые положения социальной психологии – социальное познание, социальная ситуация, социальное влияние, механизмы социальной психологии. История развития социальной психологии как науки. Роль социальной психологии в решении практических проблем общества
|
|
Социальная психология личности
| Личность в системе группового и межгруппового взаимодействия. Социализация и ее факторы. Социально-психологические свойства личности: направленность, нравственность, деловитость. Социально-психологическая типология личности. Мотивация. Социальные установки личности. Я – концепция. Локус контроля и самоэффективность личности.
Социальные роли и ролевые отношения. Классификация формальных ролей личности (Т. Парсонс, Э. Берн)
|
|
Социальная психология малых групп
| Понятие и характеристики малых групп. Основные подходы к исследованию малых групп: социометрический (Дж. Морено), социологический (Э. Мэйо) и групповой динамики (К. Левин). Классификация малых групп. Процесс образования и развития малой группы. Общение в малой группе: функции, структуры. Проблема социального восприятия и понимания в группах и при межгрупповом взаимодействии. Классификация межличностных отношений. Характеристика межгрупповой дифференциации: возрастной, половой, региональной и т. д. Конфликты в группах их профилактика и разрешение. Социальная психология семьи – гармонизация межличностных отношений между супругами. Психологические механизмы стихийного поведения. Исследование девиантного поведения в социальной психологии
|
|
Социальная психология больших общностей
| Особенности психологии больших социальных групп. Факторы развития больших социальных групп. Характеристики больших социальных групп выделенных на основе имущественного, политического и религиозного признаков. Социальная психология служебного поведения государственных служащих. Гендерные группы и проблема гендерных отношений. Классификация возрастных и национально-этнических групп. Межэтнические отношения
|
|
Социальная психология общества
| Сущность психологии общества. Структура психологии общества. Специфика социально-психологических изменений и их связь с социальным прогрессом. Отражение политических, правовых и культурных тенденций общественного развития в психологии общества. Психологические аспекты социальных конфликтов и пути их решения
|
|
Социальная психология в профессиональной деятельности
| Психологические концепции управления. Сущность социально-психологического управления. Особенности социальной психологии в различных сферах профессиональной деятельности
|
|
| Итого:
|
|
1.3.3. Практические занятия
Таблица 3 – Состав и объем практического занятия
№ п/п
| Номер темы
| Наименование и краткое содержание занятия
| Цель и характер занятия
| Коли-чество часов
| Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник(ссылка на номер источника)
|
|
| Социально-психологические явления как предмет социальной психологии.
1. Этапы возникновения и развития социальной психологии как самостоятельной дисциплины.
2. Первые социально-психологические теории.
3. Подходы к выделению предмета социальной психологии: социологический, психологический, социально-психологический.
4. Экспериментальные исследования в социальной психологии (Г. Мёде, Ф. Олпорт, Э. Мейо, Ч. Кули и др.).
5. Основные теоретические концепции зарубежной социальной психологии: (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура, В. Байон, В. Беннис, Г. Шепард и др.)
| Цель: рассмотреть основные этапы развития социальной психологии как науки и получить представления об основных теоретических концепциях.
Характер занятия: устные доклады по развернутому плану
|
| 2, 4, 21, 24, 32, 26, 33, 35, 39
|
|
| Методология исследований в социальной психологии.
1. Характеристика понятия «методология» в социальной психологии.
2. Основные требования к научному исследованию в социальной психологии.
3. Общая характеристика методов эмпирического исследования.
4. Метод эксперимента и особенности его применения в социальной психологии.
5. Тесты и условия их применения в социальной психологии
| Цель: получить представления о методах социальной психологии и об особенностях их применения на практике.
Характер занятия: устные доклады по вопросам практического занятия, самостоятельная работа по применению проективных методик и интерпретации результатов
|
| 2, 21, 24, 32, 16, 26, 29, 30, 36, 39
|
|
| Проблема личности всоциальной психологии.
1. Особенности социально-психологического подхода при исследованиях личности.
2. Социально-психологические качества личности.
3. Механизмы «перцептивной защиты». «Имплицитные теории личности». Феномен когнитивной сложности
| Цель: выявить, в чем заключается проблема личности в социальной психологии, получить представления о структуре личности в социальной психологии.
Характер занятия: устные доклады по вопросам практического занятия, исследования и анализ его результатов
|
| 3, 21, 24, 32, 18, 29, 30, 37
|
|
| Феномен социализации в социальной психологии.
1. Понятие социализации. Механизмы и институты социализации.
2. Основные этапы социализации личности.
3. Содержание процесса социализации. Сферы становления личности.
4. «Значимые другие» и личность. Референтные группы.
5. Социализация и детерминация социального поведения личности
| Цель: раскрыть понятие социализации через механизмы, структуру, функции и этапы, определить детерминанты социализации.
Характер занятия: составление конспекта по вопросам практического занятия, определение заявленных в вопросе практического занятия проблемных вопросов
|
| 3, 5, 9, 20, 25, 26, 29, 33, 35
|
|
| Психология малых социальных групп.
1. Структурные и динамические характеристики малой группы. Классификация малых групп.
2. Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии.
3. Динамические процессы в малой группе.
4. Лидерство и руководство в малых группах.
5. Стадии и уровни развития группы
| Цель: получить представление о малой группе как основной категории в социальной психологии, знать ее структуру, особенности, процессы.
Характер занятия: совершенствование навыков публичного выступления, подготовка презентации по вопросам практического занятия
|
| 2, 20, 25, 29, 33, 35, 39
|
|
| Проведение прикладного социометрического
исследования малой группы.
1. Знакомство с социометрическим методом.
2. Обсуждение особенностей его использования в студенческих группах.
3. Проведение подготовительной работы.
4. Проведение прикладного исследования.
5. Обработка и представление результатов исследования группами
| Цель: изучить методы социальной диагностики в малых группах, научиться представлять результаты исследований в графическом и табличном видах.
Характер занятия: подготовка и проведение самостоятельного социометрического исследования и обработка его результатов
|
| 3, 4, 16, 26, 29, 33, 36, 39
|
|
| Взаимопонимание и социальное познание.
1. Механизмы восприятия людей друг друга.
2. Интерактивные стороны общения.
3. Перцептивные стороны общения
| Цель: сформулировать представление о механизмах восприятия познания, применять полученные знания при решении проблемных задач.
Характер занятия: решение проблемных задач на основе изученного материала, поиск альтернативных решений
|
| 1, 2, 4, 11, 25, 29, 33, 39
|
|
| Психология больших социальных групп.
1. Особенности психологии социальных классов.
2. Психологические особенности этнических групп. Этнопсихологические феномены.
3. Стихийные группы и массовые движения. Механизмы поведения толпы.
4. Социальные и этические стереотипы.
5. Межнациональные и межэтнические конфликты
| Цель: сформировать представления о психологических особенностях больших социальных групп (классов, этносов, стихийных групп)
Характер занятия: устные сообщения по вопросам практического занятия, проведение словарного диктанта
|
| 7, 13, 17, 26, 28, 30, 33, 34
|
|
| Феномен межгруппового взаимодействия.
1. Основные направления в изучении проблемы межгрупповых отношений в социальной психологии.
2. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях.
3. Стратегии взаимодействия между группами на уровне социальной стратификации.
4. Взаимодействие малых и больших социальных групп.
5. Интегративные межгрупповые феномены.
6. Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы
| Цель: рассмотреть феномен межгруппового взаимодействия на различных уровнях, выявить основные виды межгрупповых отношений.
Характер занятия: устные доклады по вопросам практического занятия, самостоятельная работа по составлению схемы
|
| 2, 3, 4, 21, 26, 33, 39
|
|
| Социальное влияние.
1. Понятия «влияние» и «власть» в психологическом смысле.
2. Виды социального влияния.
3. Психологические основы социальной власти.
4. Авторитетная личность. Психологический анализ современных политических лидеров
| Цель: сформировать представление о социальном влиянии и его видах.
Характер занятия: провести самостоятельный анализ ситуаций социального влияния в форме ролевой игры и при решении проблемных заданий
|
| 1, 8, 21, 25, 31, 33, 38
|
|
| Закономерности общения и взаимодействия людей.
1. Историческое развитие форм общения. Функции общения и виды общения.
2. Коммуникативная сторона общения. Вербальная и невербальная коммуникация.
3. Место взаимодействия в структуре общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы взаимодействий
| Цель: изучить особенности вербальной и невербальной коммуникации.
Характер занятия: проведение ролевой игры с элементами тренинга по проблемам использования вербальной и невербальной коммуникации
|
| 6, 8, 11, 15, 25, 27, 32, 33
|
|
| Межличностный конфликт.
1. Природами функции конфликта. Определение конфликта. Локализация конфликта.
2. Стадии возникновения и развития конфликта.
3. Индивидуально-типологические различия реагирования на ситуацию конфликта.
4. Стратегия поведения в конфликте.
5. Защитные механизмы личности в ситуации конфликта
| Цель: рассмотреть особенности межличностного конфликта как социального явления, научиться находить пути выхода из конфликтных ситуаций.
Характер занятия: устные ответы на вопросы практического занятия, участие в ролевых играх по проблеме решения межличностных конфликтов
|
| 3, 10, 12, 22, 23, 33, 36
|
|
| Психология социальных изменений.
Динамические процессы в малой группе.
1. Механизмы формирования малых групп.
2. Способы взаимовлияния «большинства» и «меньшинства».
3. Конформизм и конформное поведение.
4. Коллектив как социально-психологический феномен
| Цель: ознакомиться с механизмами формирования малых групп, особенностями поведения человека в малой группе, условиями формирования коллектива.
Характер занятия: подготовка к устным выступлениям по теме практического занятия, участие в ролевой игре по проблеме принятия группового решения в экстремальной ситуации
|
| 2, 3, 4, 13, 15, 20, 26, 27, 33, 35
|
|
| Роль социально-психологических факторов в управленческой деятельности.
1. Социально-психологические концепции управления.
2. Психологический анализ управленческой пирамиды
| Цель: рассмотреть существующие социально-психологические модели управления, выявить их сильные и слабые стороны, рассмотреть их содержание в условиях деятельности государственной и муниципальной службы.
Характер занятия: подготовка презентации и самостоятельный анализ всех аспектов концепций социально-психологического управления
|
| 9, 12, 13, 14, 21, 23, 28, 31, 33, 39
|
|
| Виртуальное пространство – новая форма социальной реальности
| Цель: формирование собственной позиции и ее защита по проблеме управления виртуальным пространством как новой формой социально-психологического пространства.
Характер занятия: проведение диспута по заранее определенным правилам
|
| 19, 28, 33, 35, 36, 39
|
|
|
| Итого:
|
|
|
1.3.4. Самостоятельная работа студентов
Таблица 4 – Тема, объем и литература для СРС
Номер темы
| Тема СРС
| Коли-
чест-во часов
| Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник(ссылка на номер источника)
| Формы контроля успеваемости
|
| Истоки социальной психологии. Концепции: психология народов, психология масс, инстинктов социального поведения
|
| 4, 21, 26, 33
| Конспект
|
| Методы социальной психологии
|
| 2, 4, 24, 26, 32
| Составление схемы
|
| Проективные методы в социальной психологии
|
| 4, 16, 18
| Анализ результатов теста
|
| Методы изучения личности. Тесты и их интерпретация
|
| 2, 21, 26, 32
| Анализ результатов теста по исследованию личности
|
| Процесс социализации как социальное явление
|
| 5, 16, 26, 29
| Конспект по развернутому плану
|
| Лидерство в малых группах
|
| 1, 4, 8, 31, 32, 33
| Подготовка презентации
|
| Социометрическое исследование: цель, технология, результат
|
| 4, 16, 32, 33
| Составление социометрической таблицы, схемы и расчет индексов
|
| Ошибки и особенности восприятия
|
| 4, 6, 11, 26, 27
| Решение проблемных задач
|
| Типология больших социальных общностей
|
| 7, 17, 21, 26, 30, 33
| Составление схемы, устный опрос
|
| Виды социального влияния
|
| 2, 8, 11, 13, 15, 24
| Решение проблемных задач, устный и письменный опрос
|
| Типы взаимодействий в структуре общения
|
| 6, 8, 11, 13, 24, 27
| Устный опрос
|
| Стратегии поведения в конфликте
|
| 10, 12, 22, 23, 31
| Участие в ролевой игре
|
| Социально-психологические концепции управления
|
| 3, 4, 9, 14
| Презентация
|
| Управленческая пирамида
|
| 2, 4, 14, 32
| Анализ сильных и слабых сторон
|
| Виртуальное пространство – новая форма социальной реальности
|
| 15, 19, 32
| Диспут
|
| Итого:
|
|
|
|
1.4. Список литературы
а) Основная литература:
1. *Аминов, И. И. Психология делового общения: учеб. пособие / И. И. Аминов. – 2-е изд. – М: ЮНИТИ, 2007. – 287 с.
2. *Еникеев, М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология / М. И. Еникеев. – М.: Приор, 2002. – 560 с.
3. Социальная психология: учеб. пособие / под ред. А. Н. Сухова. – 7-е изд. перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 615 с.
4. *Социальная психология: учебник для студ. вузов / под ред. А. М. Столяренко. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 511 с.
б) Дополнительная литература:
5. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Вопр. психологии. – 2002. – № 1. – С. 3-17.
6. *Аминов, И. И. Психология делового общения: учеб. для студ. вузов / И. И. Аминов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 287 с.
7. *Арутюнян, Ю. В. Русский этнос: демографические изменения и востребованность межэтнической интеграции / Ю. В. Арутюнян // СоцИс. – 2010. – № 12.
8. *Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие / О. А. Баева. – 2-е изд., исправл. – Мн: Новое знание, 2001. – 328 с.
9. *Бессокирная, Г. П. Динамика ценности и мотивы труда (2000-2007 гг.) / Г. П. Бессокарная // СоцИс. – 2010. – № 2.
10. *Ворожейкин, Н. Е. Конфликтология: учебник / Н. Е. Ворожейкин, А. Л. Кибанов, Д. К. Захаров – М.: ИНФРА-М, 2000. – 224 с.
11. *Горянина, В. Н. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Н. Горянина. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
12. *Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. – 2-е изд., перераб. – СПб: Питер., 201. – 400 с.
13. Знаков, В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении / В. В. Знаков // Вопр. психологии. 2002. – № 6. – С. 45-55.
14. Ильин, Г. Л. Социология и психология управления: учеб. пособие / Г. Л. Ильин. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
15. *Нарицын, Н. Азбука психологической безопасности / Н. Нарицын. – М.: Русский журнал, 2000. – 224 с.
16. *Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3-х кн. / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
17. *Петухов, В. В. Внешнеполитические приоритеты массового сознания россиян / В. В. Петухов // СоцИс. – 2010. – № 11. – С. 3-13.
18. *Психология личности в трудах зарубежных психологов / сост. и общая редакция А. А. Реана. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.
19. *Реутов, Е. В. Эффективность социальных сетей в региональном сообществе / Е. В. Реутов, Л. В. Колпина, М. Н. Реутова, И. В. Бояринова // СоцИс. – 2011. – № 1. – С. 79-89.
20. *Ржаницина, Л. С. Молодые семьи с детьми: кто такие, как живут, чего хотят? / Л. С. Ржаницина // СоцИс. – 2011. – № 3. – С. 85-95.
21. *Руденский, Е. В. Социальная психология: курс лекций / Е. В. Руденский. – М.: ИНТРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ «Сибирское соглашение», 2000. – 224 с.
22. *Смолькин, А. А. Межпоколенческие конфликты в повседневной жизни / А. А. Смолькин // СоцИс. – 2010. – № 11.
23. *Социальная конфликтология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. П. Дедов, А. В. Морозов, Е. Г. Соронина, Т. Ф. Суслова / под ред. А. В. Морозова. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
24. Социальная психология / под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.
25. *Социальная психология и этика делового общения: учеб. пособие для вузов / В. Ю. Дорошенко, П. И. Зотова, Н. А. Нартов и др., под общей ред. проф. В. П. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1993. – 160 с.
26. *Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / А. М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.
27. *Сушков, И. Р. Психология взаимоотношений / И. Р. Сушков. – М.: Академ. проект; ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999 – 448 с.
28. *Тощенко, Ж. Т. Антиномия – новая характеристика общественного сознания в современной России / Ж. Т. Тощенко // СоцИс. – 2010. – № 12. – С. 3-18.
29. Фельдштейн, Д. И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления / Д. И. Фельдштейн // Вопр. психологии. – 2001. – № 5.
30. Хотинец, В. К. Психологические характеристики этнокультурного развития человека / В. К. Хотинец // Вопр. психологии. – 2001. – № 5.
31. *Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. – М.: Академия, 2003. – 272 с.
32. *Шихирев, П. Н. Современная социальная психология / П. Н. Шихирев. – М.: ИП РАН; КСП+; Екатеринбург: Делова книга, – 2000. – 448 с.
33. *Юрчук, В. В. Современный словарь по психологии / авт-сост. В. В. Юрчук. – Мн.: Элайда, 2000. – 704 с.
1.5. Электронная коллекция
34. http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978591180738&at=exc&n=0
35. http://studentbank.ru/view.php?id=18911&p=2
36. http://sbiblio.com/biblio/archive/andreeva_social_psihology/
37. http://www.koob.ru/social_psychology/
38. http://works.tarefer.ru/70/100211/index.html
39. http://scitylibrary.h11.ru/1cosmpsi.htm
Воспользуйтесь поиском по сайту: