Методические рекомендации к практическому занятию 10. Социальное влияние.
При подготовке к практическому занятию необходимо изучить предложенную литературу и раскрыть содержание всех вопросов практического занятия. После этого необходимо выполнить предложенные проблемные задания. Для их успешного выполнения необходимо привлечь собственный жизненный опыт. Выполняя 4 вопрос, анализируя психологический портрет политических лидеров, необходимо разделится на группы (по желанию) 4–5 человек и представить портрет современного политического лидера в любой творческой форме (коллаж, пантомима, презентация и т. д.). В процессе практического занятия предполагается проведение ролевой игры «Манипулирование» (с помощью технологии «зигзаг»). Проблемные задания 1. Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда Вы после совершения определенного поступка осознали, что кто-то манипулировал Вами: объявил одну цель, в то время как преследовал другую. Как Вы догадались об этом? Почему Ваш партнер так поступил? 2. Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда Вы сознательно пошли на то, чтобы ввести Вашего партнера в заблуждение: объявили ему одну цель, в то время как преследовали другую. Почему Вы это сделали? 3. При определенной привычке к самоанализу каждый человек может признать, что во многих случаях он пытается убедить других людей в чем-либо или склонить их к определенной линии поведения потому, что это отвечало его собственным интересам. Проанализируйте приведенный ниже пример.
Собственные эмоции выступают в качестве значимых сигналов, информирующих о манипуля гивных действиях со стороны других. «Преувеличенные» эмоции являются признаком того, что активизировалась иррациональная идея. Звучание душевных струн может быть столь сильным, что нарушается естественная способность человека воспринимать и анализировать информацию, делать выводы и предположения, реагировать па. аргументы и (формулировать контраргументы. Согласно исследованиям социальных психологов, в российском обществе получили распространение следующие иррациональные идеи: я должен (должна)... брать ответственность на себя; помочь, если тебя просят; сочувствовать и понимать; отблагодарить; вести себя правильно; быть мужчиной; все делать быстро; нравиться; контролировать; устранить несправедливость; быть оригинальной; быть смелым; быть великодушной. я не должен (не должна)... отказываться; терять самообладание; ссориться, ругать; платить за любовь, другие должны... быть справедливыми, честными; любить меня: считать меня порядочным. другие не должны... просить у меня денег взаймы; критиковать меня, все должны помнить... «авось пронесет»; если я больше работал, я больше заслужил; идея важнее человека; если у нас что-то плохо, то это все равно хорошо, потому что это наше: надо подчиняться мнению большинства. Сформулируйте собственные иррациональные идеи и попытайтесь выяснить когда и как Вы становились объектом манипуляции. План 1. Понятия «влияние» и «власть» в психологическом смысле.
2. Виды социального влияния. 3. Психологические основы социальной власти. 4. Авторитетная личность. Психологический анализ современных политических лидеров. Основные термины: социальное влияние, социальная власть, социальные нормы, идентификация, интернационализация, авторитет, харизма, социальная роль, социальное влияние, предрассудок, подражание.
Методические рекомендации к практическому занятию 11. Закономерности общения и взаимодействия людей. При подготовке к практическому занятию необходимо изучить предложенную литературу и подготовить ответы к вопросам практического занятия. Вторая часть занятия предполагает проведение элементов психологического тренинга по проблемам использования вербальных и невербальных средств общения. Для тренинга вам понадобится повязка на глаза (шарф или платок). План 1. Историческое развитие форм общения. Функции общения и виды общения. 1.1. Понятие общения. 1.2. Иисторическое развитие форм общения. 1.3. Функции и виды общения. 2. Коммуникативная сторона общения. Вербальная и невербальная коммуникация. 2.1. Структура общения. 2.2. Характеристика коммуникативной стороны общения. 2.3. Понятие коммуникации. 2.4. Вербальная и невербальная коммуникация. 3. Место взаимодействия в структуре общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы взаимодействий. 3.1. Взаимодействие в структуре общения. 3.2. Теория взаимозависимости. 3.3. Типы взаимодействий. Основные термины: общение, вербальная коммуникация, не вербальная коммуникация, взаимодействие, оптико-кинетическая система знаков, паралингвистические сигналы, экстралингвистическая система знаков.
Методические рекомендации к практическому занятию 12. Межличностный конфликт. При подготовке к практическому занятию необходимо изучить предложенную литературу и подготовить ответы к вопросам практического занятия. Вторая часть занятия предполагает проведение тренинга по проблеме: «Межличностный конфликт – пути выхода». План 1. Природами функции конфликта. Определение конфликта. Локализация конфликта. 1.1. Понятие конфликта. 1.2. Природа конфликта и его функции. 1.3. Ими конфликтов.
1.4. Локализация конфликта. 2. Стадии возникновения и развития конфликта. 3. Индивидуально-типологические различия реагирования на ситуацию конфликта. 3.1. Индивидуально-типологические различия реагирования на ситуацию конфликта. 3.2. Понятие «конфликтной личности». 4. Стратегия поведения в конфликте. 5. Защитные механизмы личности в ситуации конфликта. Основные термины: конфликт, кооперация, конкуренция, конструктивный конфликт, деструктивный конфликт, агрессия, конфликтное восприятие, враждебная агрессия, инструментальная агрессия, «конфликтная личность».
Методические рекомендации к практическому занятию 13. Психология социальных изменений. При подготовки к практическому занятию необходимо изучить предложенную литературу подготовить ответы к вопросам практического занятия. План 1. Механизмы формирования малых групп. 2. Способы взаимовлияния «большинства» и «меньшинства». 3. Конформизм и конформное поведение. 4. Коллектив как социально-психологический феномен. Основные понятия: команда, коллектив, групповые эффекты, конформизм, конконформизм. Вторая часть занятия предусматривает проведения ролевой игры по проблеме «Групповое принятие решения в экстремальной ситуации».
Студенты делятся на малые группы по пять человек. При выборе членов группы желательно обеспечить ее межполовой состав, не включать в нее подруг и друзей. сразу нескольких наиболее инициативных или наиболее пассивных студентов. Сценарий игры предусматривает следующие этапы: 1. Изучение инструкции. 2. Заполнение «Списка вещей» сначала индивидуально каждым членом группы без обсуждения, а затем в ходе дискуссии и принятия общего решения. 3. Проверка правильности заполнения по «Ключу» (преподаватель раздает после завершения дискуссии). 4. Совместный анализ результатов работы команды по предложенной схеме. 5. Отчеты групп о достоинствах и недостатках работы по принятию решения. Инструкция Группа составляет «команду малого космического корабля», которая, согласно плану, должна встретиться с «кораблем-маткой» на освещенной стороне поверхности Луны. Из-за неполадки двигателя малый корабль совершает вынужденную посадку в месте, удаленном от места стоянки корабля-матки примерно на 300 км.
Во время вынужденной посадки большая часть снаряжения вышла из строя. Поскольку ваше выживание зависит от способности дойти до корабля-матки, вы должны принять критическое решение: какие из сохранившихся предметов снаряжения взять с собой в 300-километровый пеший марш. Группе дается список из 15 исправных предметов снаряжения.
Теперь ваша задача организовать этот список в определенном порядке приоритетов в соответствии с целью группы: дойти до пункта назначения. Самый важный предмет должен идти в вашем списке под номером 1, следующий по важности – под номером 2 и т. д., вплоть до номера 15 – наименее важного предмета. По условиям игры все предметы, даже, на первый взгляд, бесполезные, необходимо включить в список. Каждое решение в группе должно основываться на полном согласии ее членов. Это значит, что определенный порядок предметов в списке должен быть принят каждым членом группы, прежде чем решение будет представлено. Такой консенсус труднодостижим, и каждый член группы в принципе не может настоять на своем порядке. Тем не менее, попытайтесь коллективно определить такой порядок 15 предметов в списке, который хотя бы частично устраивал всех. Вот некоторые правила, которые могут быть применены для достижения согласия в группе: 1. Не увлекайтесь отстаиванием собственной точки зрения. К этой ролевой игре следует подойти с холодной логикой. 2. Не меняйте собственного мнения только для привлечения поддержки других или для ухода от конфликта.
3. Старайтесь не прибегать к таким методам «сдерживания конфликтов» как вычисление средней ценности того или иного предмета и т. п. 4. Отнеситесь к различиям во мнениях как к подспорью, а не как к препятствию в принятии решения.
Схема анализа работы группы 1. Какие социальные роли сложились в группе? 2. Выделился ли лидер или лидеры (социальный, интеллектуальный, эмоциональный)? 3. Какие психологические эффекты имели место в процессе дискуссии? 4. Проявилось ли у всех членов группы чувство ответственности за работу или происходящее воспринималось как игра? 5. Каков был характер общения членов группы (грубость, доброжелательность, деловитость, угодничество)? 6. Какова была степень требовательности к работе и поведению членов группы (попустительство, норма, придирчивость)? 7. Проявилось ли творчество, формулировались ли новые оригинальные идеи? 8. Имела ли место критика, и если «да», то каков был характер ее восприятия (обидчивость, норма, равнодушие)? 9. Какова была степень погрешности в знаниях, информированности? 10. Как было организовано пространство дискуссии (расстояние по горизонтали и вертикали между членами группы)? Для ответа на первый вопрос можно использовать следующую информацию о работе эффективных команд. Результативные команды состоят из людей, роли которых различны и определяются специфическим стилем мышления и личностными качествами. Команда может иметь определенный ролевой набор. Организатор – ориентирован на достижение цели любой ценой, стремится структурировать результаты деятельности, но может быть зачинщиком конфликтов. Координатор эффективно использует потенциал команды, способен воодушевлять и мотивировать работу коллег. Исполнитель – ответственный и надежный работник, лоялен команде, отличается консерватизмом. Перфекционист – отличается преданностью конкретной задаче, стремится все довести до совершенства. Общественник – способен оказывать смягчающее воздействие на ситуацию общения, предотвращать конфликты, но не может принимать решения в моменты кризиса. Генератор идей – ярко выраженный индивидуалист, чье мышление и поведение отличается большой оригинальностью и независимостью. Критик – способен трезво анализировать чужие предложения, имеет иммунитет к энтузиазму. Разведчик – общителен и любознателен, успешно ведет переговоры, залаем хорошо продуманные вопросы. Эксперт – обладаем редкими знаниями и навыками, в работе проявляем большую самостоятельность и не терпит вмешательства, предан своей узкой области.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|