Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к практическому занятию 14. Роль социально-психологических факторов в управленческой деятельности.




При подготовке к практическому занятию необходимо изучить предложенную литературу и подготовить ответы на вопросы практического занятия. Первый вопрос необходимо представить в виде презентации. Подготовку презентации можно осуществлять в подгруппах (6 подгрупп). Второй вопрос практического занятия выполняется каждым студентом самостоятельно (письменно в тетради).

 

План

1. Социально-психологические концепции управления.

1.1. Концепция личности и управленческой деятельности руководителя (Ф. Тейлор, В. И. Терещенко, А. И. Китов).

1.2. Концепция личностного потенциала работников (Д. Макгрегор, В. И. Чернилов).

1.3. Доктрина человеческих отношений (Э. Мэйо).

1.4. Организационная психология (Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломовой).

1.5. Организационно-деятельностная концепция управления (А. И. Папкин, А. Л. Свенцицкий, А. М. Столяренко).

1.6. Концепция организационности (А. Н. Занковский).

2. Психологический анализ управленческой пирамиды.

2.1. Достоинства (положительные стороны).

2.2. Недостатки.

2.3. Возможные психологические напряжения и их источники.

2.4. Факторы, способствующие налаживанию психологических отношений в управленческой пирамиде.

Основные термины: управленческая деятельность, личностная концепция управления, социально-психологическая концепция управления, менеджмент, пирамида управления, делегирование полномочий, «управленческая тень», механизм саморегуляции, текущее управление.

 

Методические рекомендации к практическому занятию 15.Виртуальное пространство – новая форма социальной реальности

Данное практическое занятие предполагается провести в форме «дебатов». «Дебаты» – это ролевая игра, итогом которой является решение данной проблемы.

Для проведения игры группе необходимо разделиться на 2 команды. Защита своей позиции каждой командой может проходить в любой форме (в том числе с использованием экспертных мнений, подготовке презентаций и т. д.).

Игра проводится по следующим правилам:

Риторический турнир («Дебаты»)

Ролевая игра «Дебаты» – публичный спор по правилам на данную тему, позволяющую «да» и «нет» решение, с экспертной оценкой.

Цель данной игры – освоение законов дискуссии и правил корректного ведения спора. Результаты игры определяются по заранее известным параметрам в баллах.

В игре три раунда. На словесный поединок выходят представители каждой из команд (поочередно) с монологом по теме и отвечают на вопросы команды противника.

Раунд первый. Монологи объемом по 4 минуты.

• Обязанности ритора 1 команды А: создать психологический фон к цели высказывания, определить ключевые понятия, обосновать аспекты проблемы, сформулировать пункт разногласий, привести аргументы своей команды, закончить четкой формулировкой своей позиции (тезиса утверждения).

• Обязанности ритора 1 команды Б: создать психологический фон к цели высказывания, сформулировать тезис отрицания; принять (отвергнуть, уточнить) определения ключевых понятий, принять выдвинутые аспекты проблемы (и/пли предложить свои), принять формулировку пункта разногласий или предложить свою;

1. привести аргументы своей команды, закончить четкой формулировкой своей позиции (тезиса отрицания);

2. направление вопросов – на уточнение определений и формулировки пункта разногласий, па слабые аргументы команды-противника.

Раунд 2. Монологи – объемом по 3 минуты. Полностью связаны с ситуацией спора, требуют быстрой реакции и полемического напора Широков.

3. Обязанности ритора 2 команды А: восстановить тезис утверждения и опровергать позицию команды-противника. Допускаются только аргументы против, новые аргументы в пользу своей позиции не приводятся. В конце четко формулируется общая линия своей команды.

• Обязанности ритора 2 команды 1: – восстановить тезис отрицания и опровергать позицию команды-противника. Допускаются только аргументы против, новые аргументы в пользу своей позиции не приводятся. В конце четко формулируется общая линия своей команды.

4. Направление вопросов – на слабые аргументы команды-противника.

Раунд 3. Монологи объемом по 4 минуты. Призваны акцентировать основные моменты спора, сопоставить аргументы сторон и сделать вывод. Требуют от игроков логических навыков сравнения и обобщения. Обязанности ритора 3 команды А: выделить узловые пункты спора и наиболее уязвимые места в позиции отрицания, сравнивать аргументы сторон и объяснять, почему свои аргументы предпочтительнее, завершить линию утверждения (новые аргументы при этом не приводятся).

• Обязанности ритора 3 команды Б: выделить узловые пункты спора и наиболее уязвимые места в позиции утверждения, сравнивать аргументы сторон и объяснять, почему свои аргументы предпочтительнее, завершить линию отрицания (новые аргументы при этом не приводятся).

• Вопросы в этом раунде не задаются.

Словарь основных терминов

 

Авторитет – общественное доминирование какого-либо лица или организации в определенной сфере общественной жизни; преимущественное влияние лица в межличностных отношениях; способность лица оказывать непринудительное воздействие на других лиц. Утверждения авторитетных людей принимаются на веру в условиях сложной окружающей действительности, ограниченности возможностей рационального разрешения жизненных проблем; считается, что носитель авторитета способен обосновать свои требования.

Агрессия – любая форма поведения, наносящая вред или имеющая
целью причинения вреда другим.

Атрибуция каузальная – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Вербальная система знаков – речь (смысл слов, характер их использования, подбор выражений, правильность речи, жаргон).

Взаимодействие – всеобщая форма связи предметов и явлений действительности и отражение взаимосвязей действительности в сознании человека; В. вызывает изменение взаимодействующих объектов, лежит в основе движения материи.

Внутригрупповая пристрастность – тенденция благосклонного отношения к собственной группе.

Внушение – механизм общения в стихийной группе, проявляющийся в сознательном неаргументированном воздействии на группу, которое имеет целью изменение состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

Враждебная агрессия – поведение, побуждаемое злостью, которая является самоцелью.

Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения для женщин и мужчин.

Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как ведут себя мужчины и женщины.

Глубинное интервью – это неструктурированное личное интервью с респондентом для определения его основных мотивов, убеждений, чувств по отношению к определенной теме.

Групповая аффилитация – стремление человека быть в обществе определенной группы, быть принятым в ней и установить эмоционально значимые отношения с ее членами.

Групповая открытость – социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в удалении межгрупповых взаимодействий и возможности принятия в группу новых членов.

Групповая поляризация – психологический эффект малой группы, проявляющийся в усилении ранее существующих мнений членов группы, смещение средней тенденции к своему полюсу во время дискуссии.

Групповая референтность – один из видов межгрупповых отношений, в которых обуславливается их взаимная значимость.

Девиантное поведение – личность, демонстрирующая социальное поведение, отклоняющееся от общепринятых норм поведение в обществе или в социальном контексте.

Деиндивидуализация – психологический эффект группы, проявляющийся в утрате самосознания и боязни оценки, возникает в ситуациях, когда обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном индивиде.

Делегирование полномочий – передача управленческой функцией вниз.

Детерминизм (в психологии) – закономерная, необходимая зависимость психических проявлений от порождающих их причин, факторов. Причинно-следственные отношения в психологии в большинстве случаев опосредованы и усложнены. Различаются системный детерминизм – зависимость компонентов системы от свойств целостной системы, статистический детерминизм – подчиненность исследуемых психических явлений статистическим закономерностям, генетический детерминизм – обусловленность психического явления особенностями его формирования и целевой детерминизм – цель определяет процесс ее достижения.

Децентрализация– или деволюция, передача полномочий от центрального правительства местным властям. Противоположное понятие – централизация – означает, что по закону центральное правительство наделено властью, а местные правительства действуют просто как его представители.

Дифференциация – социально-психологический процесс предполагающий разделение общества на группы по разнообразным признакам.

Игра психологическая – бессознательно совершаемая манипуляция, чаше всeго взаимная.

Идентификация – психологический механизм межличностного восприятия, состоящий в отождествлении индивидом себя с другим человеком.

Индивидуализация – социально ценные индивидуализированные способы деятельности, процесс самореализации, обретения индивидуальности.

Инструментальная агрессия – поведение, причиняющее вред, но являющееся средством достижения какой-либо иной цели.

Интеграция – объединение и структурирование ранее неупорядоченных явлений, повышение интенсивности взаимодействия между элементами системы, упорядоченное функционирование частей целого. Интеграционные процессы могут происходить на уровне психических свойств личности, социальной общности и социальной системы.

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей.

Интеракционизм – направление в современной западной социальной психологии, связанное с разработкой межличностного взаимодействия в социальной группе, проблем социально-ролевого поведения.

Интернализация – психический процесс, благодаря которому люди оказываются под социальным влиянием, когда «внешние» требования субъекта влияния подкрепляются требованиями индивида к самому себе (возникает чувство доверия).

Интроверсия – дихотомическое различие между индивидами (противоположное психическое качество – экстраверсия), означающее тип психической деятельности индивида, характеризующийся его преимущественной направленностью в свой внутренний мир. Интро-вертированный тип сдержан, отдален от других людей, склонен к повышенному самоанализу, любит размеренность, порядок, не терпит суеты и поспешных решений. Термин интроверсия введен К. Юнгом и широко используется в типологии личности, предложенной Айзенком. Предполагается, что интроверт отличается слабой нервной системой и повышенной возбудимостью.

Кaтарсис – эмоциональная разрядка.

Кинетика – область исследования системы жестов, мимики и пантомимики.

Когнитивный диссонанс – чувство психического дискомфорта в сознании индивида, возникающее при столкновении двух информации (кoгниций), относящихся к одному вопросу, но несовместимых между собой.

Коллектив – которой сочетаются общественные, групповые и индивидуальные интересы; сплоченная общность людей, характеризующаяся отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, общими ценностными ориентациями, установками и нормами поведения; высшая ступень развития социальной группы.

Команда – ограниченное объединение работников с идентифицируемым членством, взаимозависимостью и четко определяемой задачей.

Коммуникация – 1) процесс передачи информации, ее кодирование, дешифровка, особенности восприятия и понимания; 2) обмен информацией любого вида между различными системами связи; 3) акт общения между людьми посредством знаковых систем, смысловой аспект социального взаимодействия. Коммуникативные действия – действия, ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми.

Конкуренция – поведение в конфликтной ситуации, предполагающее доминирующую позицию и использование манипулирование.

Контент-анализ – метод сбора данных, содержащихся в текстах (книгах, статьях, телевизионных выступлениях, официальных документах, рекламных сообщениях и т. д.) об изучаемом социально-психологическом явлении или процессе.

Конфликт с социально-психологической точки зрения – это процесс резкого обострения противоречий двух или более сторон-участников в решении проблем имеющих для них значимость (воспринимаемая несовместимость действий или целей).

Конформность – готовность индивида уступать реальному или воображаемому давлению со стороны другого человека или группы людей.

Кооперация – готовность учитывать интересы другой стороны в конфликтной ситуации.

Лидерство – процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой других.

Личность – человек, включенный в систему социальных отношений, с целостностью социальных и индивидуальных свойств, причинно связанных с oтноситeльно устойчивым специфическим поведением.

Локус контроля – степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую «изнутри» посредством собственных усилий и действий или контролируемую «извне» случаем или внешними силами.

Малая группа – небольшая по размеру группа, основанная на непосредственных и регулярных личных контактах, влиянии друг на друга и чувстве «мы».

Манипуляция – скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решения и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором собственных целей.

Межгрупповые отношения – особенности взаимодействия социальных групп, обусловленные тенденциями их взаимовосприятия и взаимооценки, стереотипная оценка всех членов чужих групп. Негативное отношение к иным группам снижается по мере развития данной группы.

Межличностная аттракция – формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга.

Менеджмент – разработка, создание и максимально эффективное управление социально-экономическими системами управления.

Менталитет – особенности склада ума, умонастроение (националистическое, либеральное, консервативное, прогрессивное, маргинальное и т. п.). Отражает уровень сознания и интеллекта его носителей.

Наблюдение – преднамеренное систематическое восприятие предметов и явлений в целях разрешения какой-либо познавательной задачи. В научном наблюдении используются методы количественного анализа (шкалирование, факторизация данных и др.). Результаты наблюдения в значительной мере зависят от установок и ожиданий наблюдателя.

Направленность личности – это система устойчиво характеризующих человек побуждений.

Невербальная коммуникация – воздействие, осуществляемое при помощи жестов, мимики, пантомимы.

Нонконформизм – антоним конформности; устойчивое отрицание групповых требований, неприятие норм, идей, стандартов, существующих в данном обществе (форма девиантного, отклоняющегося поведения).

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

Ольфакторные сигналы – система запахов (тела, косметики и др.).

Опрос – метод получения информации о свойствах личности в письменной или устной форме.

Оптико-кинетическая система – это система знаков, включающая общую моторику всех частей тела – жесты, мимику, пантомимику.

Отношения независимости – отсутствие подчиненности в отношениях между социальными группами.

Перцептивная защита – способ избегания тревоги, чувства вины или ощущения неполноценности путем игнорирования их источника.

Пластичность – черта личности, характеризующаяся способностью подстраиваться под изменившуюся ситуацию, изменить точку зрения.

Подражание – психологический механизм общения в стихийной группе, проявляющийся в воспроизведении слов, поступков, действий вожака.

Проективные методики – методы изучения личности, предполагающие интерпретацию реакций испытуемого на стимульный материал.

Предрассудок – неоправданно негативная установка по отношению к социальным группам и индивидам.

Регидность – черта личности, характеризующая неспособность человека изменить программу своих действий или точку зрения в изменившейся ситуации.

Реактивное сопротивление – мотивация защиты или восстановления собственного ощущения свободы.

Референтная группа – малая группа, чьи ценности служат своеобразным эталоном для индивида, который не является непосредственным ее членом.

Рефлексия социальная – процесс познания субъектом психического состояния партнера по общению, предвосхищение его возможных действий. В процессе рефлексии социальной при взаимоотражении субъектов возникает минимум шесть позиций: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому; и эти же три позиции со стороны другого субъекта.

Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем. Психическая саморегуляция человека осуществляется в единстве энергетических, психодинамических и содержательно-смысловых компонентов деятельности и имеет следующую структурную организацию: принятие цели, удовлетворяющей актуализированную потребность (мотивацию), формирование психической модели наличных и необходимых условий деятельности, формирование и принятие программы действий и критериев их успешности, получение и критический анализ текущих результатов исполнения действий, текущая коррекция деятельности, достижение и оценка итогового результата.

Социализация – процесс приобщения к культуре общества – усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей.

Социальная идентичность – осознание принадлежности к социальной группе или социальной категории (жизненный путь, тендер, религия, занятие), являющееся результатом категоризации и сравнения.

Социальная ленность – психологический эффект воздействия группы, состоящий в тенденции членов группы прилагать меньше усилий ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

Социальная норма – воспринятые всеми образ мыслей, чувств и повеления, которые одобряются.

Социальная перцепция (восприятие) – активное отражение в сознании человека других людей, событий, информации при их непосредственном воздействии на органы чувств. Происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы.

Социальная психология – это попытка понять и объяснить, как на мысли, чувства и поведение индивидов влияет действительное, воображаемое или предполагаемое поведение других.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на статус человека в соответствии с ожиданиями людей.

Социальная ситуация – это специфическая для каждого момента система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Социальная фасилитация – усиление доминантных реакций в присутствии других людей в группе.

Социальное влияние – процесс, посредством которого люди прямо или косвенно изменяют мысли, чувства или поступки других.

Социальные представления – идеи, мысли, образы и знания «здравого смысла», разделяемые людьми и формирующиеся в социальном взаимодействии.

Социальный стереотип – образ социального явления или процесса, обладающий следующими признаками: эмоциональностью, схематичностью, упрощенностью, символичностью.

Социометрия – метод сбора и анализа информации в процессе социально-психологических исследований, с помощью которого изучаются межличностные отношения и статус личности в малой группе.

Сплоченность – состояние малой группы, когда возникает чувство «мы» и степень связи членов группы высока.

Стихийное поведение – спонтанные и неорганизованные действия массы индивидов.

Теория атрибуции – система идей о том, как люди объясняют поведение других.

Тестирование – метод стандартизованного измерения с целью выявления сформированности у индивида определенных свойств и состояний.

Толерантность – (от лат. tolerantia – терпение) – 1) способность переносить трудности, пониженная чувствительность к неблагоприятным воздействиям, повышенный порог эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, способность переносить неблагоприятные условия без снижения эффективности деятельности; 2) терпимость к позиции оппонента.

Толпа – стихийная группа, условием образования которой является непосредственное взаимодействие индивидов на основе остро переживаемого фактора.

Управление социальное – направление общества или социальных организаций на достижение запланированных социально-положительных результатов. Управление социальное состоит в формировании критериев и показателей социального развития.

Управленческая тень – передача основной рутинной работы от руководителя к первому заместителю с целью увеличения времени первым для творческой деятельности.

Фокус-группа – метод сбора и анализа информации в процессе социально-психологических исследований, полустандартизованное интервью в виде групповой дискуссии.

Фрустрация – конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживанием крупной неудачи. Устойчивость к фрустраторам, перенесению трудностей называется толерантностью.

Фундаментальная ошибка атрибуции – переоценка диспозиционных причин наблюдаемого поведения.

Харизма – психологическая притягательность, способность вызывать у людей приверженность своим целям и энтузиазм в их достижении.

Циркулярная реакция – психический механизм, способствующий возникновению и развитию стихийного поведения, состоящий в подхватывании эмоции, ее кружении в массе.

Эксперимент – общенаучный метод получения в управляемых и контролируемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями.

Экстраверсия – преимущественная направленность индивида на внешние или внутренние субъективные события. Экстраверсия содержит элемент отчужденности личности от самой себя, принижение значимости ее внутреннего мира, выдвижение на передний план социальной коммуникабельности.

Экстралингвистическая система знаков – темп речи, включение в речь пауз, различных вкраплений (покашливание, смех, междометия «гм», «ну», «э-э-э» и т. п.).

Эмпатия – психологический механизм восприятия, состоящий в сопереживании чувствам другого человека.

Этноцентризм – способ восприятия собственной социальной группы как эталона, зачастую как более ценной и значимой, чем другие культурные группы.

Эффект восприятия – шаблонные неточности или ошибки восприятия.

Я-концепция – динамическая система эмоционально окрашенных представлений человека о себе (образов, схем, теорий), ответственная за осмысление и организацию переживаний, мыслей и действий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...