Методические рекомендации к практическому занятию 14. Роль социально-психологических факторов в управленческой деятельности.
Рекомендуется обсуждение вопросов практического занятия в устной форме, представление докладов по темам, обозначенным в плане занятия. Обязательно провести работу по усвоению категориального аппарата социальной психологии (устный опрос по терминам, использованным в ходе занятия). Первый вопрос студентам предлагается представить в виде презентаций и выполняется в подгруппах. Необходимо обеспечить технические средства для проведения практического занятия. Второй вопрос практического занятия проверяется преподавателем по ходу занятия в письменном виде.
Методические рекомендации к практическому занятию 15.Виртуальное пространство – новая форма социальной реальности Заключительное практическое занятие рекомендуется провести в форме ролевой игры «Дебаты». Правила ее проведения изложены на стр. 92 в разделе 3 Методические рекомендации студентам. Тему игры можно изменить в соответствии с пожеланиями студентов и преподавателя. После подведения итогов игры рекомендуется провести словарный диктант по курсу «Социальная психология». В словарный диктант могут войти следующие термины: Основные термины: дифференциация, интеграция, межгрупповые отношения, групповая аффилитация, групповая открытость, межгрупповая референтность, кооперация, конкуренция, межгрупповый конфликт, отношения независимости.
Дополнительно преподавателям на практических занятиях могут быть использованы следующие игры и упражнения. 1. Тренировка умения «отзеркаливать». Слушатели разбиваются на пары и располагаются произвольно. В каждой паре определяются ведущий и ведомый. Преподаватель начинает медленно, с паузами читать какой-нибудь текст, который легко сопровождать выразительными жестами, например, басню Крылова «Ворона и Лисица». Ведущий пары сопровождает слова басни жестикуляцией. Ведомый повторяет его движения. Преподаватель читает текст еще раз. Роли в парах меняются.
Задание можно повторить с другим текстом.
2. Тренировка контроля над телодвижениями и выражением лица во время рассказа о книге, которую не читали. Преподаватель раскладывает на столе библиографические карточки (текстом вниз) с описанием книг или журнальных статей, не знакомых слушателям. Слушатели должны по очереди подойти к столу, взять карточку, рассказать о «прочитанной» книге, ответить на возможные вопросы, касающиеся обстоятельств «приобретения» книги и ее содержания. Во время выполнения задания остальные внимательно следят за: 1) походкой подошедшего к столу; 2) выражением его лица, когда он читает текст на карточке; 3) положением его рук, выражением лица и глаз во время рассказа; 4) самообладанием и находчивостью при ответах на вопросы. Само содержание рассказа свидетельствует об эрудиции и воображении исполнителя, но в данном упражнении не оценивается. Примеры библиографических описаний: – Головачев В. В. Полет урагана: Фантаст, роман. – М.: Молодая гвардия, 1991. – Горбатов А. В. и др. Некоторые причины травматизма на мясокомбинатах // Мясная индустрия. – 1998. № 2. С. 27–29. – Гольцман Е. Е. Дурной глаз: Кн. об обычаях и суевериях народов мира // Альманах «Весы». – М., 1991. – Егоров С. Ю., Соколов Е. Н. Он + Она: о сексе без ханжества. – Ярославль: Фонд гражд. инициатив «Содействие», 1999.
3. Ролевая игра «На приеме у начальника ЖЭК». Разыгрываемая ситуация. У жильца, живущего на верхнем этаже, протекает потолок из-за негодной кровли. Жилец делал телефонные заявки на ремонт крыши, но ее так и не починили. В квартире сырость. Заболел уже второй ребенок. Жилец решил идти к начальнику ЖЭК. Его цель — добиться, чтобы кровлю немедленно починили.
Условия игры. Начальник находится в позиции Родителя, исполнители роли жильца — в психологических позициях Ребенка, Родителя и Взрослого. Разговор начальника с Жильцом-Родителем заканчивается конфликтом. Разговор с Жильцом-Ребенком ни к чему начальника не обязывает. Разговор с Жильцом-Взрослым ведется в деловом тоне, Жилец оставляет заявление и уходит с надеждой на то, что будет сделано все возможное. Задания участникам игры (раздаются на карточках): В роли Жильца-Родителя нужно требовать, возмущаться. Увидев, что начальник «не кается», грозить ему жалобами в вышестоящие инстанции. Уйти со скандалом. В роли Жильца-Ребенка нужно долго рассказывать о тяжелом положении с детьми, жаловаться, просить. Уйти, так и не назвав свой адрес. В роли Жильца-Взрослого прийти с заявлением. Кратко изложить суть дела. Спокойно спросить о причине, по которой крыша до сих пор не отремонтирована. Уйти, зарегистрировав заявление. В роли Начальника занять агрессивную позицию в ответ на агрессивную позицию Жильца-Родителя. Быстро отделаться от Жильца-Ребенка. Если ближе роль Родителя заботливого, пообещать все сделать, даже не спросив, где живет жилец. В роли Родителя-критика отчитать просителя: «У других еще не то происходит! Что делать? Подставьте тазик!» и т.п. В ответ на вопрос Жильца-Взрослого объяснить ситуацию (один кровельщик давно болеет, второй уволился). Перейти с ним на деловой тон. Возможно, принять его совет или предложение. Задание первому члену «жюри». В каких психологических позициях находились «жильцы»? Ответ обосновать, отметив, как психологическая роль проявлялась в жестах, позе, интонации, поведении исполнителей ролей. Задание второму члену «жюри». В каких психологических позициях находился «начальник»? Ответ обосновать. Задание третьему члену «жюри». Прокомментировать взаимодействие участников игры в трех случаях. В чем преимущество позиции Взрослого в этой ситуации? Этапы проведения игры: - Знакомство слушателей с разыгрываемой ситуацией. - Распределение ролей. Слушатели получают задания на карточках. - Назначение «жюри». Они получают свои задания.
- Разыгрывание ситуации (3 раза подряд с разными «жильцами»). - Обсуждение ситуации. Выступление членов «жюри» с разбором каждого случая. - Подведение итогов деловой игры. Рекомендации по обсуждению разыгранных сцен. Слово предоставляется первому члену «жюри», затем второму и третьему. После выступления каждого члена «жюри» преподаватель обращается к «зрителям» с предложением дополнить. Оценки за исполнение ролей не выставляются, однако нужно отметить, кому из участников игры удалось лучше сыграть заданную психологическую роль. Во время обсуждения поведения начальника слушатели могут перейти на критику ситуации в самом ЖЭК, давать советы по ремонту крыши или обращению в вышестоящие инстанции. Преподаватель должен вовремя вернуть слушателей к цели обсуждения. Подведение итогов деловой игры. Итоги подводит преподаватель. Он отмечает, насколько успешно были сыграны психологические роли, подчеркивает преимущества позиции Взрослого, насколько точны были в своих суждениях члены «жюри», удачны или нет дополнения «с мест».
4. Изменение отношения к неприятному партнеру. Слушатели делятся на пары. Каждый вспоминает своего неприятного партнера или знакомого и рассказывает о нем своему напарнику по следующей схеме: - Как выглядит. Как одевается. - Возраст. - Семейное положение. Есть ли проблемы в семье. - Состояние здоровья. - Где учился, где работал раньше. - Что представляет собой организация, где он работает сейчас. - Как к нему относятся в коллективе. - Каковы его политические взгляды, увлечения. - Что он больше всего любит. Что умеет хорошо делать. - Что для него важно в жизни, чего опасается, на что надеется. Напарник внимательно слушает этот рассказ, отмечает основные моменты и преобразует информацию так, чтобы на «плохого» человека можно было взглянуть по-другому. Например: вместо «длинный, тонкий» — «стройный», вместо «консерватор» — «человек устоявшихся взглядов», вместо «ругает все заграничное» — «патриот» и т. д. Такая работа требует широты взглядов и доброжелательности. Затем о неприятном партнере рассказывает тот, кто слушал этот рассказ. В его изложении этот человек может выглядеть даже привлекательным. Первый рассказчик бывает потрясен. Это способно изменить его отношение к партнеру.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|