Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие системы разделения властей в государстве, историко–правовые корни ее возникновения и развития




ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Тема: «Разделение властей в государстве: теория и опыт»

Выполнил:  
     
Проверил: доцент                             Клепцова Т.Н.
   

Москва 2006

Содержание

  Введение................................................. ......... 3
1. Понятие системы разделения властей в государстве, историко–правовые корни ее возникновения и развития..................   ......... 4
  2.   Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства...............................................     ......... 9
      2.1. Законодательная власть и ее органы.......................   ......... 11
      2.2. Исполнительная власть и ее органы.......................   ......... 13
      2.3. Судебная власть и ее органы..............................   ......... 19
  3.   Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации   ......... 22
      Заключение     .............................................   ......... 30
      Список литературы.........................................   ......... 31

Введение

Разделение властей исторически известно давно, его использовали еще древние греки и римляне, чтобы обезопасить государственный строй от изменений и чрезмерной концентрации власти в одних руках.

Теоретическая концепция разделения властей в государстве была сформулирована англичанином Джоном Локком (1632-1704) и затем получила относительно законченный и аргументированный вид в работах французского государственного деятеля Шарля Монтескье (1689-1755). В интерпретации Ш. Монтескье концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день. Именно поэтому Ш. Монтескье по праву считается основоположником данной теории.

За прошедшие столетия принцип разделения властей выдержал испытания временем, развивался и совершенствовался, и ныне занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур, распределении функций и полномочий между ними во всех странах развитой демократии. На современном этапе разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства.

Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей. По общему правилу, вытекающему из принципа разделения властей, законодательная и исполнительная власти, а также судебная власть не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Но очень многое зависит от конкретной ситуации, существующей в стране, и от сложившихся обыкновений.

В недалеком прошлом России, в советское время, данный принцип не находил отражения в отечественной правовой концепции. Более того, сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.

На рубеже 90-х годов XX века Россия вступила в период реформ. Меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Одной из базовых концепций построения нового Российского государства стал принцип разделения властей, который был закреплен в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года.

В этих условиях чрезвычайно важно знать, в чем значимость данного принципа для сегодняшней России, как он реализуется и почему его сохранение и реализация — одна из важнейших предпосылок продвижения России по пути демократии.

 


Понятие системы разделения властей в государстве, историко–правовые корни ее возникновения и развития

 

Разделение властей - принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга.

Разделения власти - один из основополагающих принципов построения правового государства. Поскольку понятие «разделение власти» достаточно широко, неотделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения, представляется целесообразным проследить исторический путь развития данного понятия.

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.

Первое крупное разделение власти разграничило политическую и религиозную власти. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как на Западе, так и в России. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира.

Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Если не учитывать общество при военной демократии, то уже и в Афинской, и в Римской республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в одних руках. Например, в Афинах законодательная власть принадлежала Народному Собранию, исполнительная — Совету пятисот и коллегии стратегов и архонтов, судебная — ареопагу как верховному судебному органу.

В Риме главным государственным органом был сенат, обладающий правом толковать законы, а также накладывать вето на некоторые решения народного собрания. Из числа сенаторов выбирались народным собранием лица, которые должны были занимать государственные должности (консулы, преторы, наместники, эдилы и т.д.). Вторым по значимости государственным органом в Риме являлось это народное собрание, обладавшее правом принятия законов и избиравшее коллегии, которые осуществляли правительственную власть. Судебные функции в Риме были возложены на восьмерых преторов, избираемых сенатом.

По мере развития исторического процесса происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправление), формировалась всё более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти стало в конце конов одной из организационных основ государства Нового времени, которое функционирует как система функционально разграниченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти.

Феодальная организация власти предполагала, как правило, объединение в лице властелина законодательных, исполнительных и судебных функций, включая функциональное и территориальное разделение власти между монархическим центром и провинциальными (городскими) парламентами, а также органами местного самоуправления с сословным представительством частично избранных, частично включённых в него «по праву» из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII–XIV веках и в последствии стали основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий.

Другой основой разделения власти стали различные королевские советы, обычно очень замкнутые и узкие, нередко олигархического типа. Помимо того, существовали и эпизодические сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги).

Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованные государства уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время торговая и промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и доступ к власти. Доступ этот был открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные парламентские (законодательные и представительные) структуры, поэтому власть оказалась до известной меры разделённой между сословиями и классами.

«Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями: происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.); укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных служащих; завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки - специализированным судебным органам».[1]

Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.

Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов Аристотеля (384-322 г.г. до н.э), Эпикура (341-270 до н.э.), Полибия (210-123 до н.э.) и др. Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили буржуазны революции в Англии (1640–1648 гг.) и в последствии во Франции (1789–1794 гг.).

В основании политической философии Локка лежит идея собственности («Трактаты о правительстве»). По Локку, государство и гражданское общество покоятся на частной и личной собственности. На основе общественного договора учреждается государство — социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений. Но и в государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство. Но и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато фактическим беззаконием.

Дж. Локк в этой связи констатирует: «…Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать целям общества и правительства… Абсолютная монархия, которую некоторые считают «единственной формой правления в мире», …несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления».[2] При этом учёный пояснял: поскольку абсолютная монархическая власть сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.

Отсюда и следует главный вывод, составивший основу концепции разделения властей по Локку: власть должна быть разделена законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой из ветвей власти особому кругу лиц. В условиях ограниченной монархии на первое место выдвигается законодательная власть, именно она образует «первую ветвь власти». В соответствии с этим видением вопроса, полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, полномочия осуществлять их (исполнительная власть) — на монарха и правительство (кабинет министров), а судебную власть имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями. Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие, то есть реализуется принцип сдержек и противовесов.

Наиболее полно и последовательно концепция разделения властей изложена в трудах Ш. Монтескье, человека, известного не только как прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов. В своей фундаментальной двадцатилетней работе «О духе законов»(1748) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, целью которого являлось создание системы безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.

В итоге, Монтескье пришел к выводу, что «…свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга».

Как считал Монтескье, чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. «…Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет…».

Идеи, формулируемые Монтескье, интересны во многих отношениях, и прежде всего определением взаимосвязи, устанавливаемой между правомерным правлением и разделением властей. Это разделение вступает как их взаимное сдерживание. Такое взаимное сдерживание - гарантия от злоупотребления. Препятствие злоупотреблению властью есть гарантия обеспечения свободы. Наконец, сама свобода имеет место тогда, когда никого нельзя принуждать делать то, к чему его не обязывает закон. Или же когда, напротив, человеку не дозволяют совершить то, что ему запрещено законом. Таким образом, разделение властей не самоцель, а средство осуществления правомерного, легитимного правления, и, следовательно, обеспечение свободы.

Каковы же те власти, которые должны быть взаимно сбалансированы? Монтескье считал: «…В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского. В силу первой части государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства».[3]

На первый взгляд, может показаться несколько странным, что наряду с законодательной фигурируют две исполнительные власти. Но объясняется это тем, что вторая и третья по перечислению власти, в отличие от первой, сами законы не принимают, а обеспечивают их осуществление. В одном случае при посредстве правительственной деятельности, в другом- посредством судебной деятельности.

В этом смысле можно говорить о том, что и та, и другая обеспечивают исполнение закона. Но смешивать их не допустимо. Указания на то, что соединение различных властей в руках одного лица или органа неизбежно ведет к удушению политической свободы, составляет основу самой доктрины разделения властей по Монтескье. Если, однако, соединение двух первых властей - это еще лишь потенциальная угроза тирании, то соединение их с судебной неизбежно ведет к гибельным последствиям.

«Не будет свободы..., если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной». Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Если соединены все три власти, то в этом случае неизбежны установление самого жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы.

Доктрина, созданная Ш. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в руках одного лица или органа. Не менее важна и другая сторона этой доктрины - рассуждение о том, не приведет ли расчленение властей к параличу власти, к безвластию, при которых также неизбежны разрушение государства и гибель свободы. Предотвратить подобное развитие событий могут согласованность и взаимодействие властей.

Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие в трудах большого количества философов и мыслителей. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа. Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца XVIII века. Если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом. Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо нашли свое наиболее полное и последовательное отражение в Конституции США 1787 года.

Преамбула к этому документу гласит: «Мы, народ Соединенных Штатов...» [4], отражая тем самым то, что народ является единственным источником власти. Наряду с утверждением единства источника власти, в Конституции США проводится очень четкое организационно-правовое разделение властей. Также в этом документе нашла свое отражение система «сдержек и противовесов»: были предусмотрены и процедура импичмента, и отлагательное вето президента, и многие другие институты, которые являются составной частью современного права.

В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772–1839), который в своих проектах государственных преобразований считал, что законодательная власть может быть вручена двухпалатной Думе, главой исполнительной власти должен являться монарх. Реализация судебной власти возлагалась автором на судебную системой, включающую суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом — Сенатом. Необходимо заметить, что проект Сперанского не только осуществлял принцип разделения властей с учётом определённых сдерживающих факторов, но и предусматривал механизм их согласованного действия, чтобы избежать возможного противостояния трёх ветвей власти.

Идеи П.И. Пестеля (1793–1826), изложенные в его «Русской Правде», в качестве формы государственного правления предусматривали республику. В теории разделения властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то есть, чётко устанавливаются компетенции законодательной, исполнительной и «блюстительной»[5] власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы каждому государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции», а механизм действия законодательной и исполнительной власти, а также государственное устройство определялся Конституцией».

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...