Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательная власть и ее органы




В соответствии с современной концепцией разделения властей главенствующее место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера – также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент» (от французского «парле» – говорить).

Парламент - коллегиальный избираемый представительный орган, обладающий исключительным правом принимать нормативно-правовые акты высшей юридической силы (законы).

Приведённое выше определение нуждается в определённой корректировке. Во-первых, часть парламента (как правило, его верхняя палата), может полностью или частично назначаться (палата лордов в Великобритании). А, во-вторых, существуют парламенты с ограниченной компетенцией, которые делят свои законодательные полномочия с правительством (например, Франция).

Наряду с законодательной, парламент может обладать и многими другими функциями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и др.

Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. Хотя, в ряде случаев, в парламентской деятельности доминируют мелкие интересы, личные амбиции, как это бывает в некоторых странах СНГ.

Под парламентом обычно понимают однопалатный представительный орган или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической позиции это понятие гораздо сложнее. В англосаксонском праве парламент – это триединое учреждение, включающее главу государства (монарх Великобритании, президент Индии), верхнюю и нижнюю палаты (при этом закон, как правило, может быть принят при согласии всех этих трех составных частей). В некоторых странах с влиянием англосаксонского права, где главой государства является президент и существует одна палата, парламент рассматривается как двуединое учреждение, состоящее из главы государства и палаты парламента. В Германии, Франции, а также некоторых других странах под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. Наконец, в некоторых странах, таких как Египет, глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента.

Палаты парламента имеют разные названия (нередко – палата депутатов и сенат), но для обобщения их принято называть верхней и нижней. Верхняя палата в большинстве случаев имеет историческое значение и, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя.

Верхняя палата может быть либо «слабой», когда она в состоянии отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо «сильной», когда без ее решения закон не может быть принят.

Глава государства является участником законодательной власти независимо от того, охватывается ли он понятием «парламент», поскольку утверждает принятый закон своей подписью. Лишь в тех странах, где глава государства не подписывает законы, не обладает правом вето, он фактически не участвует в законодательстве. Но таких стран гораздо меньше, чем первых и, как правило, законы принимаются парламентом, а издаются главой государства (в связи с этим ниже мы рассмотрим институт промульгации законов).

В зависимости от полномочий различают три вида парламентов:

- с неограниченными полномочиями;

- с ограниченными полномочиями;

- консультативные.

Считается, что в связи с концепцией верховенства парламента парламенты с неограниченными полномочиями существуют в большинстве стран. Такой парламент может принять решение по любому вопросу, однако и в таких случаях есть прерогатива главы государства. В тех странах, где принято жесткое разделение властей, а также там, где есть органы конституционного контроля, обладающие правом объявлять законы неконституционными, концепция верховенства парламента подвергается определенным ограничениям.

Парламенты с ограниченными полномочиями существуют во Франции и некоторых франкоязычных странах. Конституции таких стран перечисляют вопросы, по которым парламент может издавать законы – законы-рамки, устанавливающие основы правового регулирования (более детальное регулирование вправе осуществлять исполнительная власть), и «исчерпывающие законы», т.е. издаваемые по вопросам, которые могут регулироваться только парламентом. Все остальные вопросы составляют так называемую сферу регламентарной власти. По ним издаются нормативные акты президента, правительства, министров, парламент же в эту сферу не должен вмешиваться.

Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах. Иногда они принимают законы с одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законы. Функции их носят чисто консультативный характер, и выражает мнение народа данного государства по конкретному вопросу, хотя это мнение никакого решающего значения не имеет.

Основная законодательная работа парламента сосредоточена в комитетах и комиссиях. Член парламента должен быть членом хотя бы одного комитета или комиссии. Как правило, разница между комитетом и комиссией заключается в том, что комитет - структура постоянная, а комиссия - временная, созданная для решения конкретной задачи (комиссия по расследованию какого-либо происшествия). Комитеты подразделяются на специализированные (к примеру, на какой-либо отрасли законодательства) и неспециализированные. Состав комитетов или комиссий формируется палатами с учётом фракционной структуры парламента. Фракция - это часть политической партии, избранная в парламент. Во фракцию могут объединяться две или более родственных партий с целью проведения единой партийной политики в палате. Руководство фракции стремится добиться от её рядовых членов поведения (в частности, при голосованиях), нужного руководству партии.

К основным полномочиям парламента относятся следующие:

- принятие законов по любым вопросам государственной и общественной жизни;

- определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;

- исключительное право принимать закон о бюджете;

- осуществление контроля за работой правительства и государственной администрации (депутатские запросы, расследования, интерпелляции);

- ратификация важнейших международных договоров;

- образование некоторых иных единоличных и коллегиальных органов государства и их должностных лиц (парламентские выборы президента в парламентской республике и т.д.);

Во многих странах парламент участвует в формировании правительства (путем голосования), выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент или одна из его палат может формировать конституционный суд (или назначает часть его членов), верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, некоторых других должностных лиц.

Как уже отмечалось выше, в связи с системой сдержек и противовесов парламент вправе осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Формы такого контроля в государствах различны. Однако парламент, будучи высшим органом народного представительства всегда обладает такими функциями. Чаще всего используются формы контроля за деятельностью исполнительной власти, особенно правительства, министров, подчиненных им структур, хотя контроль парламента может осуществляться и в отношении других органов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...