Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализация принципа Разделения властей в Российской Федерации




 

Нередко в объяснении трудностей, с которыми сталкиваются реформы в современной России, приводятся ссылки на отсутствие у страны демократических традиций, особенности ее исторического развития.

1 сентября 1917 года состоялось официальное провозглашение России республикой. Специальная комиссия при юридическом совещании Временного правительства начала подготавливать проект республиканской Конституции. Но все работы были прекращены после того, как II Всероссийский съезд Советов, провозгласив в ночь с 7 на 8 ноября 1917 года переход всей полноты власти на всей территории бывшей Российской империи в руки Светов, положил начало существованию тоталитарного государства. Разделение властей было объявлено инструментом завоевания и осуществления власти буржуазией. Концепция разделения властей, как выражение интересов буржуазии, марксизмом отвергалось.

В какой-то мере точкой отсчета в начале современных конституционных преобразований можно считать Декларацию о государственном суверенитете, которая была одобрена российским парламентом 12 июня 1990 г. Уже на I Съезде народных депутатов РСФСР была признана необходимость разработки и принятия новой Конституции республики.

Окончательный проект новой Конституции Российской Федерации был вынесен на всенародное обсуждение и референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 года, и был одобрен 58,4% голосовавших.

Согласно Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляется народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3).

Принцип, изложенный в ст. 10 Конституции РФ достаточно лаконично, четко и ясно определяет, что «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [10]. Его продолжением и развитием служит ст. 11, состоящая из трех частей. Часть первая подтверждает, какие именно органы осуществляют государственную власть: Президент, парламент, Правительство и суды. Часть вторая относится к ведению субъектов Федерации образования их органов государственной власти. Наконец, третья часть устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения полномочий.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека — обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В России носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей.

Вместе с тем, достаточно обширные полномочия Президента РФ, закрепленные конституционно, а также изменения, внесенные за последний период в законодательство, определяющее порядок формирования законодательных органов (по мнению автора, достаточно одного примера - Федеральный закон от 18 05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») дают достаточно богатую пищу для размышлений о наличии «временных» отклонений в сторону авторитаризма при практической реализации принципа разделения властей в современной России.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. Правовой статус, порядок избрания, обязанности и полномочия Президента РФ определены в Главе 4 Конституции (ст.ст.80-93).

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.[11]

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введены ряд сдержек.

Прежде всего Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

Так, если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход — отставка Правительства.

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Попытки выдвинуть импичмент в период исполнения обязанностей Президента РФ Б.Н.Ельциным «…только показали, что это практически невозможно».[12]

По Конституции РФ 1993 года законодательную власть в России представляет только Федеральное Собрание Российской Федерации.

Согласно ст.94 Конституции Федеральное Собрание признается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100). Конституция (ч.З ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом России. Представительство – очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Думается, можно согласиться с мнением разработчиков проблемного комментария к Конституции РФ, согласно которому о представительном характере верхней палаты говорить приходится с натяжкой.[13] Члены Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания, а становятся по должности.

В отношении понятия «законодательный орган» в Конституции имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в ст. 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.[14]

Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.

Также, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную Палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

В этом проявляется принцип разделения властей, система сдержек и противовесов. Из этого мы видим, что законодательная власть имеет контроль, хотя довольно слабый в этом случае, за исполнительной властью в РФ.

 Статьи 102 и 103 Конституции также являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, эти статьи перечисляют вопросы, которые находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Это означает, что окончательное решение по этим вопросам (постановление) принимает соответствующая палата. Тем не менее, решение большинства из этих вопросов так или иначе пересекается с конституционными полномочиями других органов государственной власти, предопределяется их позицией, а по некоторым вопросам решение палаты может порождать правовые последствия, отнюдь не вытекающие из полномочия палаты решать этот вопрос. Например, решение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству фактически определяет судьбу не Правительства, а самой Государственной Думы, поскольку ч. 4 ст. 111 Конституции РФ определяет: «После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы».

Тем не менее, назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности относится к ведению Федерального Собрания, и это возможность (по крайней мере, закрепленная законодательно) парламента.

Кадровые назначения, осуществляемые Советом Федерации, о которых говорится в п.п.“ж” и “з” ч.1 ст.102 (назначение судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ) тоже входят в механизм сдержек и противовесов в отношениях между ветвями власти и в федеративных отношениях. Однако неурегулированность таких вопросов, как сроки предложения кандидатур Президентом, возможность или невозможность вторичного внесения отклоненной кандидатуры, порождает серьезные проблемы в сфере эффективного функционирования отдельных из указанных государственных органов и легитимности осуществления полномочий некоторыми должностными лицами. Так, например, долгий подбор первым Президентом РФ кандидатов на должность судей Конституционного Суда привел к тому, что этот орган приступил к работе более чем через год и два месяца после принятия Конституции 1993 г. Практически год (1994-1995) на должности Генерального прокурора (при этом кандидатура, предлагавшаяся на эту должность, неоднократно отклонялась Советом Федерации) находился так называемый исполняющий обязанности Генерального прокурора - должность, неизвестная Конституции и существующая вне легитимирующего ее порядка назначения.

Пункты “а” и “б” ч.1 ст. 103 Конституции раскрывают принцип ответственности Правительства перед нижней палатой парламента. Пункты “и” ч.1 ст. 102 и “г” ч.1 ст. 103 дают полномочия Совету Федерации и Государственной Думе формировать на паритетных началах Счетную палату. Пункт “ж” ч.1 ст.103 позволяет Государственной Думе выдвигать обвинение против Президента РФ.

Из этого видно, что от законодательной власти так или иначе зависят исполнительная и судебная ветви власти, а законодательная зависит в какой-то мере от исполнительной.

«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит п.1 ст.110 Конституции РФ.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту приходится считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.[15]

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

Статья 118 Конституции РФ устанавливает: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается».

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), судебная система РФ состоит из Федеральных судов и судов субъектов РФ. Высшими судебными органами звеньев Федеральных судов являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд. В состав судов субъектов РФ входят Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Единство судебной системы РФ, в соответствии со ст.3 указанного Федерального конституционного закона, «…обеспечивается путем:

- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

- законодательного закрепления единства статуса судей;

- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета».

Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции) является высшим судом судов общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции – это районные суды, суды субъектов РФ, военные суды и сам Верховный суд РФ. Надо отметить, что судьи судов общей юрисдикции, кроме Верховного суда, назначаются Президентом РФ самостоятельно. И это уже нарушает принцип независимости властей. Судья же Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают главным образом гражданские, административные и уголовные дела.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим федеральным судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции). Арбитражные суды в России делятся на арбитражные суды субъектов, федеральные арбитражные суды округов и один Высший Арбитражный Суд. Арбитражные суды призваны рассматривать экономические споры между юридическими лицами.

Третьим звеном системы федеральных судов России является Конституционный Суд. Конституционный Суд играет весьма значительную роль в системе разделения властей. Конституционный Суд имеет большие полномочия в области конституционного контроля. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде Российской Федерации от 21.07.1994 года.[16]

По смыслу Конституции РФ, Конституционный суд Российской Федерации должен оперативно реагировать на законодательные акты различного уровня, где содержатся положения, противоречащие Конституции РФ, признавая соответствующие положения или содержащие их законодательные акты в целом неконституционными, и таким образом ставить барьер на пути нарушения законности. Но он не может сделать этого по собственной инициативе. Для этого необходим официальный запрос какого-либо из уполномоченных на это субъектов. А это означает, что Конституционный Суд Российской Федерации оказался в положении борца за законность со связанными руками. Он может видеть любые несоответствия Конституции Российской Федерации в законодательных актах любых уровней, но реагировать на них может только тогда, когда его об этом официально «попросят».

Необходимо отметить, что в связи с принятием России в Совет Европы юрисдикция Европейского Суда распространяется теперь и на территорию России. Это теперь высший международный судебный орган для России и ее граждан.

При практическом реализации судебной власти в РФ традиционного вскрывается много недостатков и «издержек». Задекларированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом, достаточно часто ощущается давление на суды со стороны других ветвей власти, и, прежде всего, исполнительной. Случаи принятия судами «нужных» исполнительной власти решений вызывают негативный общественный резонанс, вызывают недоверие граждан к судебной власти и бросают тень на ее независимость.

Например, опрос ВЦИОМ (http://www.wciom.ru/) 21-25 марта 2003 года, в котором участвовало 1600 человек от 18 лет и старше, показал, что есть много причин для того, чтобы не обжаловать несправедливые действия властей в суде. Некоторым россиянам это просто не приходило в голову (6%), некоторые не знали, как это сделать (8%), для кого-то не по нутру сама судебная волокита (10%). Это психологические причины. Встречались и опасения преследований со стороны власти, обоснованный или необоснованный страх сделать себе еще хуже (6%). Чаще всего, однако же, причина видилась в пристрастности самого суда, заведомой безрезультатности обжалования (46%). Только один из четырех россиян (23%) верил, что при обжаловании в суде несправедливых действий властей удастся восстановить справедливость.

В заключение, автор считает необходимым отметить, что, несмотря на все «издержки», «временные явления» и «переходные этапы», принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России.

 


Заключение

Для властвующих неважно, каким путем власть им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

Принцип разделения властей на три ветви, воспринятый государствами «первого эшелона капитализма», пройдя вместе с ними длительный процесс мучительного становления и вызревания, в современных условиях их функционирования, по мнению государственных деятелей и ученых стран «свободного мира», является единственно приемлемым для реального воплощения специфической формы демократии, выдвинутой Дж.Локком и затем развитой Ш. Монтескье.

В цивилизованных странах современного мира разделение государственной власти на три названные выше ветви в оптимальной мере отвечает потребностям управления процессами государственной жизни в гражданском обществе.

Как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти РФ далеко не всегда уравновешивают друг друга. Сложившаяся ситуация в значительной степени предопределяет формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти, что способствует возникновению опасности установления авторитарной формы правления.

В России гражданское общество складывается медленно, и пока еще нельзя говорить, что оно сложилось. Не сформировались у нас демократические традиции и мощные политические партии, представляющие интересы различных групп населения. В таких условиях чрезвычайно важно, опираясь на опыт других стран и собственно российский исторический опыт, найти оптимальный для нашего государства баланс разделения властей. Чтобы, применяя этот принцип на практике, не получилось так, как сказал однажды известный российский государственный деятель: «…Хотели как лучше, а получилось как всегда».


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. - М.: «Юридическая литература», 1993.

2. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. Редактор В.А. Четвернин. М., 1997.

3. Конституция США /США. Конституция и законодательные акты/ - М.:«Прогресс»,1993.

4. Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. -М.: «Юрист», 1995 г.

5. Кутафин О.Е. Основы государства и права. - М: Юрист, 1998. С. 80.

6. Конституция зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. Проф.В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2001.

7. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. - М., 1988.

8. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

9. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.

10. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М., 1997.

11. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13.

12. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран - М.: «Юрист», 1997

13. Правовые системы мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. – д.ю.н., проф. А.Я. Сухарев. – М.: «НОРМА-ИНФРА-М», 2002.

14. Переломов А.С. Конфуций и доктрина разделения властей (размышления по прочтении книги Петра Баренбойма «3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера») - Государство и право, 1997, № 3

15. Терехов В.И. Становление и развитие концепции разделения властей / Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 1996.

16. История политических и правовых учений/ Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.

17. Обзор результатов деятельности высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей общих, арбитражных и военных судов за 2001 г. Официальный сайт Верховного Суда РФ.


[1] Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993 г стр. 330.

[2] Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988. стр. 312.

[3] Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. стр. 290.

[4] Конституция США /США. Конституция и законодательные акты/ Москва/ Издательская группа "Прогресс"."Универс"/ 1993.

 

[5] И.А. Исаев, М.Н. Золотухина «История политических и правовых учений России». М., «Юрист», 1995 г стр. 221

[6] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран - М.: Юрист, 1997г., стр. 130.

[7] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997г., стр. 267.

[8] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997г. стр. 268.

[9] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран – М.: Юристъ, 1997 г., стр. 275.

[10] Конституция РФ. 1993.

[11] Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998. С. 80.

[12] Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998. С. 81.

[13]Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. Редактор В.А. Четвернин. М.,

1997. С. 403.

 

[14] Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М., 1997. С. 182.

[15] Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998. С. 86.

[16] Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст.1447.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...