Методика трудового воспитания детей дошкольного возраста с ООП.
Труд оказывает значительное действие на формирование личности ребенка, на улучшение его физического здоровья, создает благоприятные условия для коррекции интеллектуальной, двигательной и сенсорной недостаточности, делает нетипичных детей независимыми а плане самообслуживания К направлениям трудового воспитания детей в специальном ДОУ относятся: А) занятия ручным трудом; Б) воспитание навыков самообслуживания В) воспитание уважения к. труду взрослых Занятия ручным трудом представлены формированием продуктивных видов деятельности детей с ООП. Основная задача - сформировать интерес к изобразительной деятельности и заинтересовать в ее результате. На начальных этапам обучения занятия направлены на формирование предпосылок к изобразительной деятельности, а именно: на развитие интереса к ней, развитие орудийных действий, зрительно-двигательной координации, ручной моторики, а также развитие восприятия предметов. В дальнейшем занятия изобразительной деятельностью (ИЗО) ориентированы на формирование у детей умения анализировать предметы. Овладение способами обследования их свойств, качеств и передачи их через рисунок, лепку, аппликацию, конструирование, занятия с природным материалом, полуфабрикатами из дерева. Изобразительная деятельность напрямую связана с занятиями по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим, обучением игре. Поэтому занятия ИЗО начинаются с младшей группы Воспитания навыков самообслуживания Овладение элементный трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, при этом сами предметные действия становятся для ребенка социально значимыми. Трудовое воспитание проводится в детском саду по следующим разделам: формирование навыков самообслуживания и бытового труда, знакомства с трудом взрослых, привитие навыков но уходу за растениями и животными.
Овладение, навыками самообслуживания обеспечивает детям определенную бытовую самостоятельность - ребенок без помощи взрослого может одеться и раздеться, обуться, пользоваться туалетом. Работа в данном направлении с приучения ребенка выполнять несложные действия: принести шапочку, подать сапожки, пальто, кофту и т.д. Здесь же используются специально организованные занятия с дидактическими игрушками, которых дети учатся одевать, кормить, водить гулять. Кроме того, повышается роль коррекционно-развивающих занятий, на которых у детей корригируют нарушения моторной сферы, совершенствуют координацию движений, а также «коррекционно-практических занятий, где дети учатся практическому выполнению культурно-гигиенических навыков В дальнейшем детей учат посильному хозяйственно-бытовому труду, уборке игрового уголка, дежурству по столовой и в уголке природы, уколу за животными, труду на участие и т.д. Введение элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельною действия и логической последовательности действии Воспитание трудовых навыков осуществляется в повседневной жизни и на специальных занятиях В процессе занятий по труду дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции Действия по вербальной инструкции помогают развитию у детей словесной регуляции деятельности Процесс формирования того или иного навыка у ребенка - олигофрена происходит с большим трудом и требует длительного времени Он может быть разделен на следующие этапы: 1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Не продолжителен по времени Задача - создать у детей положительное отношение, например я умыванию (основной метод - метод разъяснения)
2-дидактический. Обучение приемам выполнения установление их логической последовательности (основной метод - метод показа) 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ гигиенического навыка. Самый продолжительный этап Осуществляется при помощи методов требования и упражнения Особое внимание уделяется проведению режимных моментов. 4.КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ детьми навыка с целью определения уровня его сформированности При формировании определенного навыка возможно дробление этапов усвоения с учетом возможностей детей на отдельные операции (вдевание шнурка в нижнее отверстие ботинка, складывание шнуров «накрест», продолжение шнуровки до конца, завязывание шнурков на один бантик, завязывание шнурков на двойной бант) Огромное значение в формировании навыка играют многократные повторении и упражнения (до автоматизации) Воспитание уважения к труду взрослых. Формирование представлений о труде взрослых проводится в ходе каждодневных наблюдений и в процессе занятий по ознакомлению с окружающим Детям рассказывают о труде няни-уборщицы, повара, дворники, водители, врач., то есть, люди, которые окружают детей и труд которых доступен пониманию детей с ООП. Основная задача педагога - показать определенный вид труда, его результаты, их значимость именно для детей, а также воспитывать у них чувство благодарности, обращать взимание на нравственные аспекты. Впоследствии круг профессий расширяется. Добавляются, в первую очередь, профессии родителей. Организуются экскурсии в библиотеки, проводятся беседы, на прогулках обращается внимание детей на разнообразие трудовой деятельности человека. Огромную помощь в понимании значения Труда, в усвоении знаний о людях разных профессий оказывает игра, в которой дети под руководством педагогов обыгрывают полученные во время наблюдений впечатления, поочередно выполняя различные роли, переживают чувство симпатии к людям различных профессий Формирование представлений о труде взрослых проводится также в процессе ознакомления детей с художественными произведенными, картинами, иллюстрациями, отображающими труд люде
20. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста с ООП. Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности человека, проявляющаяся в способности воспринимать, любить, чувствовать. Эстетическое воспитание проходит в двух направлениях: 1. системный подход (анализ эстетических понятий); 2. частный подход (решение конкретных проблем). У детей с нарушениями интеллекта не сформирован ведущий вид деятельности, познавательная деятельность, недоразвита речевая деятельность, дети не понимают проявлений эмоций. У детей с сенсорными нарушениями — трудности в восприятии на этапе узнавания. Задачи эстетического воспитания: 1. развитие способности к восприятию эмоциональных состояний; 2. овладение продуктивными видами деятельности; 3. формирование основ эстетического вкуса; 4. развитие творческих способностей. Методы эстетического воспитания: 1. убеждение; 2. упражнение; 3. решение проблемных ситуаций. В дошкольных учреждениях эстетическое воспитание реализуется в процессе изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности. ♦ ИЗОдеятельность; ♦ Знакомство с произведениями искусства; ♦ Знакомство с народным творчеством; ♦ Музыкальное воспитание: пение, слушание музыки, знакомство с элементами музыкальной грамоты, музыкально-ритмические движения.
21. Методика эстетического воспитания детей дошкольного возраста с ООП. Эстетическое (от греч. а1§1:пез15 - ощущение, чувство) воспитание (ЭВ) - это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие творческих способностей создавать красивое в окружающем мире. Задачами ЭВ выступают, во-первых, воспитание у человека способности видеть, правильно понимать и ценить прекрасное в искусстве, жизни; во-вторых, воспитание потребности и способности вносить прекрасное в жизнь своим трудом и поведение; в-третьих, формирование у детей правильных эстетических бытовых привычек; в-четвертых, развитие изобразительных художественных способностей. К средствам эстетического воспитания относятся:
* эстетика быта и создание благоприятных условий для труда (чистота, уют, цветы, красивые игрушки, красивая и удобная одежда, эстетически оформленные учебники, тетради); * организация художественной творческой и исполнительской деятельности детей (изготовление поделок, проведение праздников, развлечений); * демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой (музыкальное воспитание); * средства природы. Музыкальное воспитание детей с нарушенным интеллектом. В процессе музыкальных занятий происходит развитие слухового внимания, слухового восприятия, развитие голоса, движений под музыку, ориентировки в пространстве, ритмических способностей, а также коррекция и компенсация недостаточности межсенсорных связей. На этих занятиях у детей воспитывается положительное эмоциональное отношение и интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления, средствами музыки формируется эстетическое отношение к окружающему, к родной природе. Занятия строятся по следующим направлениям: слушание музыки, пение, танцы, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения. ЭВ детей с умственной отсталостью затруднено в силу их общей интеллектуальной недостаточности, бедности и несовершенства эмоций, моторных нарушений, а также слабых возможностей к самостоятельному художественному творчеству. Поэтому ведущая роль в формировании эстетических представлений детей принадлежит педагогу, который заботится об эстетике быта, обращает внимание детей на красоту природы, на эмоционально-эстетический и этический тон того или иного художественного произведения, вырабатывает у них привычку быть опрятными, аккуратными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|