Специфика философствования на Древнем Востоке.
Древнеиндийская философия зародилась в середине 1 века до н.э. во времена вторжения арийских племен, которые несли высокую культуру. С их вторжением в Индию быстро разрушается патриархальный строй и индийское общество переходит на этап цивилизации. Таким образом, древнеиндийская философия зародилась в недрах национальной религии – брахманизма, чьим памятником выступают веды (пер.-знания). Веды состоят из 4 частей, но главная это 3 часть – философская – «Упанишады»- сидеть у ног учителя. В основе брахманизма лежит всеобщее духовное начало, мировая душа, Брахман. Наряду со всеобщей мировой душой, у каждого есть своя – атман. И смысл человеческой жизни заключается в духовном самосовершенстве, в достижении нирваны, когда физическое тело отмирает и наступает высшее духовное состояние (нирвана – это растворение Атмана в брахмане). Центральная идея – это вечное перерождение, переселение бессмертной души – сансара (реинкарнация). Воплощение души во что-то, кого-то, зависит от предыдущей прожитой жизни по закону кармы. По сути, здесь нет смерти в прямом смысле, а вечное бессмертие, вечный кругооборот души (колесо жизни). Ввиду того, что брахманизм опирался на сословный, кастовый строй, у него было много противников, но главным оппозионером выступал принц Сидхарта Гаутана в последствии прозванный Будда (озаренный, просветленный). Он стал основоположником первой мировой религии, провозгласив идею социального равенства, что противоречило взглядам господ, взглядам брахманизма. 4 истины Будды (жил в 6 в до н.э.) 1)Жизнь полна страданий; 2)Причина страданий в жажаде жизни, в жажде потребностей (слишком много хотим); 3) Чтобы избежать страдания надо отказаться от своих физиологических и физических страстей.; 4) Благодаря духовно-нравственному совершенствованию надо достичь высшего духовного состояния нирваны, как через йогу, медитацию и восьмеричный путь.
Вывод: первые философские рассуждения о мире в Индии сложились в рамках религии, следует, это была мистическая и идеалистическая философия, основанная на пассивно – созерцательном отношении к миру. В отличии от древнеиндийской китайская философия отличалась прагматизмом и ориентацией на житейскую практику, поэтому в ней господствует натурфилософия и этика (философия морали, Кант ее в сое время назовет практическая философия). В Древнем Китае в 1 тысяч. до н.э. существовало немало философских школ, но знаменитыми стали только две: школа Лао-Цзы и школа Кун Фу-цзы. Литературным памятником для формирования первых знаний выступила книга перемен – «И», где подчеркивалась текучесть и изменчивость мироздания. Мироздание состояло из 5 первых элементов: воды, огня, земли, дерева и метала. Китайцы мудро подметили разделение окружающей действительности на 2 противоположности: Инь - Ян. Основатель даосской школы был Лао-Цзы, чьи взгляды представляли собой естествознание. В основе мира лежит – Дао, как первопринцип, закон, по которому развивается все существующее. Даосы впервые поставили проблему соотношения чувственных и рациональных знаний. Даосы отождествляли Дао с понятием единое, которое лежит в основе всего сущего. Люди о природы равны и они должны подчиняться естественному закону (Дао). Такая позиция характеризуется высокой терпимостью и пассивно – созерцательным отношением к миру, политикой невмешательства ни во что, их лозунг: «Пусть все идет своим путем, не вмешивайся в естественный ход событий, не навреди». Школа Кон Фу-Цзы (6 в до н.э.), она проповедовала совсем другие принципы: 1) активное участие в жизни; 2)добродельное отношение к людям (этика). Следует учения Кон Фу-цзы можно классифицировать, как социально – этические взгляды. Будучи высоким чиновником Кон Фу-Цзы разрабатывал учения об управлении государством и людьми и пришел к выводу, что управлять обществом можно только на основе нравственности, морали, которая требует от людей добровольной самодисциплины и самоограничения. Отсюда знаменитый девиз древних мудрецов: «Ничего сверх меры». Кон Фу-Цзы называл этот принцип государственным управлением, «срединным путем» или «путем золотой середины». Религии Китая (даосизм, конфуцианство), основаны на поколении небу. Свою страну издавна они называли Поднебесной, где небо непросто стихия природы,а изначальный прородитель китайцев, законодатель норм и правил поведения китайцев и высших духовных начал. По мнению Кон Фу-Цзия любой правитель должен опираться в своем управлении на два принципа: а) на добродетель; б) иерархию общества, по принципу: сын должен быть сыном, отец отцом, а государь государем. Кон Фу-Ций одновременно создает идеал совершенного человека, и называет его «благородным мужем». «Благородный муж» отличается от простолюдия: 1) следование долгу; 2) стойкость, мужество; 3) человеколюбие (гуманность). Кон Фу0ЦИй считал, что «благородный муж» должен испытывать три страха: 1) перед велением Неба; 2) перед великими людьми; 3) перед словами мудреца. Кон Фу-ция не случайно называют не только великим Учителем, но и первым педагогом в мире. В своих учениях он учил молодежь быть воспитанными.
Вывод: Древневосточная философия представляла собой не светскую, а религиозную философию, т.к. ее происхождение проходило в рамках национальной религии. Сейчас в Индии индуизм, а не буддизм, т.к. брахманы не приняли его. Индуизм, как современная национальная религия Индии возникла в 6 в до н.э. из брахманизма. Это язычество где поклоняются следующим богам: Вишну (позитивный бог), Кришну, Рама, Шива (негативный бог).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|