Категория бытия. Виды и формы бытия. Понятие картины мира.
Бытие - базовая категория философии, означающая существование вообще. Под эту категорию подводятся различные понятия - мир и его явления, человек и его сознание и т.д. Бытие является предметом онтологии. Философия ставит своей целью нахождение подлинного бытия и его осмысления. А) существовать в физическом смысле означает быть участником взаимодействия Б) существовать в биологическом смысле- жить, дышать и т.д. В) сущ-ть в социальном смысле – значит чувствовать, творить, размышлять и т.д. Г) сущ-ть в философском смысле - значит иметь определённость, выраженную филос. категориями (материя, диалектика, Бог, и т.д.). Известно что становление философии в Античности проходило в рамках онтологии т.е. в поисках осмысления всего существующего а так же в поисках субстанции бытия. Генезис философии означал: выход разума за пределы опыта т.к. в философии важно не просто констатировать факт бытия т.е понять соотношения бытия с мыслью и насколько достоверна эта мысль. Этот процесс соединения не сводимых как бы понятий в единое, осущест-ся через понятие «бытие». А) в Античности бытие наполнялось различным содержанием, например, Парменид не различал бытие и мысль о нем, у него бытие - мыслимое, единое, неподвижное, у Демокрита бытие-это атомы, а пустота означала -не бытие, у Платона истинное бытие- это мир духовных сущностей (эйдесов), где достигается душой истинное благо. По Пармениду, бытие – это мыслимое, неподвижное, единое, вечное. Б) в Средние века бытие отождествлялось с Богом: это существование и сущность, соединяющиеся в Боге. В) В новое и новейшее время бытие приобретает новое и разнообразное толкование. У Гегеля идеальное бытие приобретает диалектическое содержание, а у Маркса материальное бытие приобретает диалектическое содержание.
Итак, бытие - это совокупность субъективной и объективной реальностей. Бытие – это абстрактная категория, в которой объединяются по принципу существования все сущее в единстве всех форм существования. В силу своей абстрактности бытие имеет свою структуру: виды, формы и уровни бытия. Необходимо различать два вида бытия: объективная реальность (это всё то, что существует вне и независимо от сознания человека) и субъективная реальность (это внутренний, духовный мир человека - инстинкты, эмоции, мысли и т.д.) Уровни бытия: актуальное (действительное) и потенциальное(возможное). Формы бытия: неорганическая, органическая и социальная. С категорией бытия связаны многие другие категории, в том числе и «картина мира»- это совокупность теоретических воззрений, доктрин, концепций о происхождении, устройстве и функционировании мира и месте человека в нём (в мире в это). Различают следующие виды картин мира: 1) религиозно-мифологическая (основана на мифах и религии), следовательно различали индобуддийскую, исламскую, христианскую картины мира. 2) философская картина мира – упорядоченная система знаний в форме идей, теорий, учений, отражающих общее представление о мире и месте человека в нем. (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, пантеизм, гилозоизм и другие). 3 ) научная картина мира, различается по объёму знаний - общенаучная и частнонаучная. Общенаучная: а) классическая (механистическая, Коперник), б) релятивистская (Энштейна)-квантовая механика- неклассическая, конец 19 века- нач. 20в., в) постнеклассическая картина мира (синергетика) – с 60х годов 20 века по сей день. Основатель- Иван Пригожин. Частнонаучная картина мира основана на конечных достижениях наук - физики, химии и т.д. Философское понимание материи. Современные представления о строении и уровнях организации материи.
Бытие как предельно широкая и абстрактная категория нуждается в конкретизации, поэтому в философии используют для этого другое важное понятие- материя. Впервые это определение попытался дать Гоббс: это всё то, что воздействуя на наши органы чувств вызывает в нас ощущения. Продолжение этого определения сделал Ленин в работе «материализм и эмпириокритицизм»(1908): Материя- это объективная реальность, существующая независимо от человека и данная ему в его ощущениях. С помощью категории «материя» обозначается многообразие окр. Мира. Весь мир представляет собой движущуюся материю. Основной вопрос философии как раз и решает проблему соотношения материи и духа- что из них первично. Различают следующие формы материализма в истории философии: а) стихийный материализм (до сократический этап, милетская школа, Эпикур, т.е Греция и Китай-я философия). Б) метафизическая форма (механистическая). Новое время- Гоббс, Декарт, Спиноза. В) Диалектический материализм- Маркс, Энгельс, Ленин. Проблемы бытия и материи изучает онтология, причём в домарксистской философии материя определялась как субстанция всех явлений мира и противопоставлялась религиозно-идеалистическому взгляду на мир. В тоже время матер. субстанция понималась как первоматерия, имеющая простейшую структуру и сводимая к неделимым атомам. Основные атрибуты материи - движение, пространство и время. В зависимости от уровня организации материи различают следующие виды движения материи: физическое, химическое, биологическое и социальное (высшая форма) – общественная жизнь и жизнь человечества. Пространство - это философ. категория, указывающая на последовательность размещения объектов в мире. Время - это филос. категория, указывающая на сменяемость явлений и процессов в мире.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|