Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абсолютный идеализм Гегеля.




Георг Гегель(1770-18310) – видный представитель немецкой классики. Работы: «Наука логики», «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права». Его творчество – новый подход к пониманию мира, в основе которого лежит христианская идея о том, что история человечества имеет конечный момент (2-е пришествие Христа), а движение к нему представляется как постоянное совершенствование человеческого духа и общества(прогресс), а завершиться все это должно идеальным состоянием мира. Его философия – это высшее достижение светской философии в рамках рационализма и объективного идеализма.

«Наука логики» раскрывает содержание объективной диалектики и логики. «Феноменология духа» говорит о том, что все мировое развитие обусловлено развитием абсолютной идеи. Феноменология духа представляет собой путь сознания, которое поднимается по ступеням диалектики к познанию абсолютного или к осознанию самого себя в абсолютном. Это суть учения Гегеля и оно получило название тождество бытия и мышления.

Философия Гегеля называется абсолютным идеализмом, так как абсолютная идея (мировой дух) не только субстанция, но и субъект познания. Бытие – это непрерывный процесс мышления, восходящий к новым высотам, а именно от «чистого» мышления к «познанию мира», от познания мира к самопознанию, от самопознания к самосознанию. На основе этого Гегель сказал свою знаменитую фразу: «Все разумное действительно, все действительное разумно». Феноменология духа (абс. идея) раскрывает себя поэтапно:

1)объективная логика, где развивается дочеловеческий мир по законам природы, т.е. объективная логика.

2) самозарождение абсолютной идеи и ее раскрытие в виде категорий и понятий

3)где абс. идея (мировой дух) отчуждает от себя неорганическую и органическую природу, причем в рамках природы и с помощью Бога возникает чловек, а вместе с ним человеческий дух (субъективный дух). Далее человеч. дух превращается в объективный дух, создавая при этом государство, общество, религию, культуру, право и т.д.

4)высший этап саморазвития абсолютной идеи – ее перерастание в абсолютный дух, т.е саму себя, и здесь заканчивается ее развитие. Это и есть тождество мышления и бытия и начинается новый поэтапный цикл самозарождения и развития абсолютной идеи.

У Гегеля решаются одновременно 2 проблемы: онтология и гносеология. Отличие его гносеологии в том, что познание Гегель рассматривает в диалектическом развитии в форме исторического процесса, а в качестве познающего объекта выступает все человечество.

Вершиной его творчества явилось создание диалектики – философское учение о законах развития через борьбу противоположностей. Диалектика говорит о том, что все в мире взаимосвязано и все находится в развитии. Его диалектика включает 3 основных закона и неосновные законы (парные категории). Законы: 1)закон единства и борьбы противоположностей (источник развития); 2)закон перехода колич. изменений в качеств. (механизм развития); 3)закон отрицания отрицания (направление).

Парные категории: количество-качество; сущность-явление; содержание-форма; свобода-необходимость; возможность-действительность; единичное-особое-общее.

 


Антропология Фейербаха.

Завершает немецкую классику творчество немецкого материалиста Фейербаха (1804-1872). Он начинал свое творчество как ученик Гегеля, но разочаровался в его взглядах на развитие мира и стал его главным критиком. В результате он написал много работ, направленных против религии, заняв при этом позицию убежденного материалиста и атеиста. Знаменитые работы: «Сущность христианства», «Сущность религии», «основные положения философии будущего». Своего учителя Гегеля он обвинил в том, что его абсолютный идеализм практически тождественен христианству, где абсолютная идея, по сути, совпадает с Богом и его креационизмом. Он говорит о том, что Бога нет, а есть бесконечная материальная природа, высшим порождением которой выступает человек с его разумом и чувствами. Хотя он выступает как материалист, но в то же время он отказывается анализировать главное понятие – материю, а на ее место ставит человека. Поэтому его материализм антропологический, привязанный к человеку. Человека он рассматривает как природное (родовое) существо, наделенное не душой, а духом и телом. Он впервые стал воспевать земную человеческую любовь между мужчиной и женщиной, введя такие понятия как «Я» и «Ты». В отличие от Гегеля, человек у него не только земной, но и индивидуальный, находящийся в повседневном бытии со своими проблемами и разочарованиями. Родовую сущность человека он считает неизменной, такой, какой она дана ему природой. В гносеологии он выступает как сенсуалист и отстаивает созерцательное отношение к миру. Недостаток его антропологии в том, что он видел в человеке только одну сторону – биологическую, природную, а социальной основы он не видел в человеке.

 

 

Философская антропология (от философия и антропология; философия человека) — философское учение о природе и сущности человека
25. Традиции и особенности русской философии. Этапы развития.

Особенность русской философской мысли в том, что она возникла значительнее позже восточной и западной, испытав на себе их воздействие. Особенности русской философии вытекают из особенности социально исторического развития России. Нельзя забывать о том, что Россия занимает промежуточное положение между востоком и западом, что не могло не сказаться на философской мысли и культуре. Русская философия решала следующие проблемы: 1) проблема человека и его внутреннего мира; 2) нравственные, этические проблемы, проблемы ответственности человека перед Богом и обществом; 3) историческое предназначение России – Русская Идея.

Выделяют 3 основных этапа развития русской философии: 1) 10-17века. Этот период характеризуется этической философией: философские нравоучения, философия единств, философия отражает связь светской и духовной жизни; 2) 18 — сер 19 вв. Данный период характеризуется попытками заимствования западной философии и в то же время зарождением натурфилософии (философии природы) в лице Ломоносова; 3) середина 19 начало 20 в. Этот период характеризуется высшим развитием русской философии («золотой век»).

Генезис русской мысли был обусловлен в первую очередь христианизацией Руси в 10-12 вв. Первые философские учебные заведения появляются лишь в 17 в.: Киево-Могилянская академия (1632, основал Петр Могилев) и Славяногреколатинская академия в Москве (1687). В них впервые оформляется философия как самостоятельная дисциплина, а начиная с 18 в. она отделяется от богословия благодаря выдающемуся философу Г.Сковороде.

Философия Петровского периода испытывала на себе влияние идей Просвещения Запада, благодаря Петровской модернизации происходит секуляризация культуры, т.е. начинается становление светской культуры, светской философии и светских университетов. Идеи Просвещения стимулируют развитие русской идеи, мысли и, прежде всего идеи естественного права человека по Локку. Под воздействием Петровской модернизации в России складывается светская (мирская) философия, где в центре внимания стоит человек, как центральное звено в триаде (макрокосмос, человек, космос, религия). Большую роль в становлении светской философии сыграл Григорий Сковорода, который впервые в центр своей философии поставил проблему человека и общества. Создав тем самым своеобразную нравственно- антропологическую философию жизни. Главные идеи его учения это приоритет нравственности, любви и милосердия.

Нельзя не назвать в данном контексте имя выдающегося русского учёного Ломоносова, обогатившего философию отечественную, идеями рационализма и материализма. Наш земляк Александр Радищев также был представителем русского просвещения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...