Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика проведения и достижения учебно-целевых задач




Кафедра патологической анатомии с курсом судебной медицины

 

  Утверждено на заседании кафедры протокол №___ от «___»___ 2004 г.   Зав. кафедрой патологической анатомии с курсом судебной медицины, д.м.н. _____________ О.А. Голубев  

 

Тема:

 

Судебно- медицинская экспертиза ХАРАКТЕРА И СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ТЕЛЕСНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ.
СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СЛУЧАЯХ ПОЛОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Учебно-методическое пособие для преподавателей

 

Автор: к.м.н., доц. Туманов Э.В.

 

ГОМЕЛЬ, 2004

 


Тема: СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ХАРАКТЕРА И СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ТЕЛЕСНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СЛУЧАЯХ ПОЛОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

1. Научно-методическое обоснование

Во время занятия изучаются вопросы по теме «Судебно-медицинская экспертиза характера и степени тяжести телесных повреждений», а также рассматриваются общие вопросы судебно-медицинской акушерско–гинекологической экспертизы и особенностей ее назначения и проведения

Разбору темы посвящено до пяти часов занятий, кроме того, по отдельным вопросам студенты готовятся самостоятельно.

Содержание изучаемых вопросов определяется действующими в Республике Беларусь законами и нормативными актами системы судебно-медицинских экспертных учреждений.

В соответствии с действующим законом (ст. 228 УПК Республики Беларусь), установленная в процессе дознания, следствия или суда возможность получения травмы человеком или факт ее получения является основанием для обязательного назначения и проведения экспертизы характера и степени тяжести телесных повреждений. Установление характера и степени тяжести телесных повреждений при проведении судебно-медицинской экспертизы осуществляется врачом – государственным судебно-медицинским экспертом.

Вместе с тем, при производстве такого рода экспертиз в качестве консультантов или членов судебно-медицинской комиссии нередко участвуют и врачи других специальностей – травматологи, хирурги, невропатологи, терапевты и др.

Таким образом, врач любой специальности должен иметь представление о методических принципах и особенностях исследований при определении характера и степени тяжести телесных повреждений при решении правовых задач.

 

 

2. Цели занятия

 

Определить понятие «телесные повреждения» и их классификацию по степени тяжести в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, освоить принципы определения характера и степени тяжести телесных повреждений.

Указать основные квалифицирующие признаки телесных повреждений, рассмотреть принципы и методы установления характера и степени тяжести телесных повреждений, отметить особенности проведения экспертизы.

Определить понятие «половое преступление», указать основные виды половых преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом РБ.

Отметить особенности специальных экспертных исследований в случаях половых преступлений.

 

3. Задачи

Студент должен знать:

1. Определение понятия «телесные повреждения» и их классификацию в соответствии с действующим законодательством.

2. Основные определяющие критерии тяжких телесных повреждений.

3. Характеристику телесных повреждений, относящихся к тяжким по признаку опасности для жизни.

4. Квалифицирующие критерии тяжких телесных повреждений, относящихся к таковым по исходу и последствиям.

5. Определяющие признаки менее тяжких телесных повреждений.

6. Определяющие признаки легких телесных повреждений.

7. Основные принципы установления характера и степени тяжести телесных повреждений.

 

В ходе занятия студент должен научиться:

 

8. Определять степень тяжести телесных повреждений, руководствуясь «Правилами судебно-медицинской экспертизы характера и степени тяжести телесных повреждений».

9. Правильно интерпретировать результаты экспертизы и формулировать экспертные выводы о характере и степени тяжести телесных повреждений.

10. Определение понятия «половое преступление» и его виды в соответствии с действующим законодательством.

11. Особенности проведения судебно-медицинской экспертизы при половых преступлениях.

12. Методы установления целостности девственной плевы и давности ее нарушения.

13. Признак бывшего полового сношения.

14. Описывать состояние половых органов и повреждения на них.

15. Определять характер и степень тяжести выявленных повреждений.

16. Устанавливать признаки бывшего полового сношения.

17. Формулировать экспертные выводы.

 

4. Содержание

Основные учебные вопросы

1. Определение понятия «телесные повреждения».

2. Классификация степеней тяжести телесных повреждений по законам Республики Беларусь.

3. Квалифицирующие признаки тяжких телесных повреждений.

4. Опасность для жизни как критерий тяжких телесных повреждений, примеры повреждений.

5. Потеря зрения, слуха или какого-либо органа, либо утрата органом его функций – как критерий тяжких телесных повреждений.

6. Прерывание беременности как критерий тяжких телесных повреждений.

7. Психическая болезнь как критерий тяжких телесных повреждений.

8. Неизгладимое обезображивание лица, неизгладимое обезображивание шеи – как критерии тяжких телесных повреждений.

9. Квалифицирующие признаки менее тяжких телесных повреждений, примеры повреждений.

10. Квалифицирующие признаки легких телесных повреждений, примеры повреждений.

11. Утрата общей трудоспособности как критерий различной степени тяжести телесных повреждений.

12. Длительность расстройства здоровья как критерий различной степени тяжести телесных повреждений.

13. Принципы установления характера и степени тяжести телесных повреждений.

14. Организация проведения судебно-медицинской экспертизы характера и степени тяжести телесных повреждений

15. Определение понятия «истязания», «мучение» и «побои».

16. Определения понятия «освидетельствование», участие врача в освидетельствовании.

17. Вопросы, решаемые при экспертизе телесных повреждений.

18. Половое преступление. Определение. Виды.

19. Поводы для начала производства экспертизы.

20. Особенности предварительного опроса потерпевших.

21. Основные научные данные общей и частной судебно-медицинской экспертизы половых состояний, в том числе:

— понятия «изнасилование», «развратные действия», «».

— методы установления целости девственной плевы;

— установление давности нарушения целости девственной плевы;

— признаки бывшего полового сношения;

— признаки бывшей беременности и родов, аборта;

22. Методика забора материала для судебно-биологического и судебно-цитологического исследований в ходе выполнения экспертиз половых преступлений.

23. Этика и деонтология проведения судебно-медицинских экспертиз при половых преступлениях.

Хронокарта занятия

N п \ п Наименование этапов занятия Время
1. Вступительное слово преподавателя. Мотивационная характеристика темы. Ответы на вопросы, возникшие в ходе самостоятельной подготовки студентов.   10 минут
2. Устный опрос студентов по теме «Экспертиза характера и степени тяжести телесных повреждений». 35 минут
3. Самостоятельная работа студентов: изучение учебно-методических пособий и образцов «Заключений эксперта». 25 минут
4. Устный опрос студентов по теме «Судебно-медицинская акушерско-гинекологическая экспертиза». 20 минут
5. Обсуждение «Заключений эксперта» по теме занятия с преподавателем (участие в освидетельствовании живых лиц в судебно-медицинской амбулатории). 35 минут
6. Подведение итогов занятия и задание задания на следующее занятие. 10 минут

Методика проведения и достижения учебно-целевых задач

Занятие проводят в амбулаторном кабинете отдела общих экспертиз либо в тематическом кабинете. Оценка состояния и повреждений половых органов производится на основе изучения макропрепаратов и тематических заданий.

Контроль уровня знаний

 

1. Устный контроль исходного уровня знаний по темам: «Судебно-медицинская экспертиза характера и степени тяжести телесных повреждений» и.«Судебно-медицинская акушерско–гинекологическая экспертиза».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...