По результатам проведения правовой экспертизы
на________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», и Положения
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________,
(наименование положении отерриториальном органе )
утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от №____________________________________________________________________________
(наименование приказа Минюста России, утверждающего Положение о соответствующем территориальном органе),
провело правовую экспертизу __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(реквизиты нормативного правового акта субъекта Российской Федерации)
_____________________________________________________________________________
(содержание экспертного заключения)
Предлагаем привести указанные положения _____________________________________________________________________________
(реквизиты нормативного правового акта субъектаРоссийской Федерации)
в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения*.
___________________ ______ _____________
(наименование ДОЛЖНОСТИ) (подпись) (инициалы, фамилия)
*Указывается в случае выявления норм, не соответствующих Конституции Российской Федерации или федеральному законодательству.
Контрольные вопросы
1. Что такое правовая экспертиза нормативных правовых актов, в чем ее основные особенности?
2. Что является предметом правовой (юридической) экспертизы нормативных правовых актов?
3. Каковы правовое регулирование и роль экспертизы нормативных правовых актов в правотворческой деятельности?
4. Назовите цели и задачи правовой экспертизы нормативных правовых
актов.
5. Какие принципы лежат в Основе правовой экспертизы нормативных
правовых актов?
6. Назовите субъектов правовой экспертизы нормативных правовых актов?
7. Какие нормативные правовые акты осуществляют правовое регулирование правовой экспертизы, проводимой Министерством юстиции РФ?
8. Назовите основные стадии правовой экспертизы нормативных правовых актов.
9. Дайте характеристику процедурных стадий экспертного процесса.
10. Назовите вопросы, входящие в предмет правовой экспертизы нормативных правовых актов.
11. В чем особенности исследования и оценки социально-правового качества нормативного правового акта?
12. В чем состоят требования к исследованию и оценке правового качества нормативного правового акта в соответствии с правилами юридической техники?
13. Каковы основные реквизитные требования правового качества нормативного правового акта?
14. Назовите основные средства, приемы и способы юридической техники,
применяемые в ходе правовой экспертизы нормативных правовых актов.
15. Назовите составные части экспертного заключения. Что должно быть в нем отражено?
16. Кто имеет право подписывать экспертное заключение?
17. Кому направляется экспертное заключение?
Раздел II
АНТИКОРРУПЦИОННАЯЭКСПЕРТИЗА
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХАКТОВ
§ 1. Правовые основы антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов
Коррупция - это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так
коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные
устои общества. Уровень коррупции - своеобразный термометр общества,
показетель его нравственного состояния и способности государственного ап-
парата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества.
Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означа- ет понижение его сопротивляемости[33].
Специфика правового регулирования профилактики коррупции в целом и такого ее направления, как выявление коррупциогенных факторов в норма-
тивных правовых актах и их проектах, достаточно сложна и разнообразна.
Целесообразно упомянуть следующие документы международного
права по предупреждению коррупции и борьбе с ней:
• Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции,
принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 Г.
• Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принятая Ор-
ганизацией американских государств 29 марта 1996 Г.
• Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных
лиц Европейских сообществ или должностных лиц государств - членов Ев-
ропейскогО союза, принятая Советом Европейского союза 26 мая 1997 Г.
• Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в
международных коммерческих сделках, принятая Организацией экономиче-
ского сотрудничества и развития 21 ноября 1997 Г.
• Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, принятая
Комитетом министров Совета Европы 27 января 1999 Г.
• Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию,
принятая Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 Г.
• Конвенция Африканского союза о предупреждении коррупции и
борьбе с ней, принятая главами государств и правительств Африканского союза 12 июля 2003 Г.
Государственно-правовая идеология как элемент правовой системы выступает формой ценностно-нормативного обобщения, определяя особен-
ности права в соответствующем историческом, политическом и культурном контексте, отражая связь между социальной средой и право вой системой по-
средством содержащейся в праве систематизации представлений об интере-
сах личности, общества и государства на основе официально принятых
взглядов об идеале правопорядка и законности, правовых идей и принципов,
правовых концепций, теорий и доктрин[34].
Идея господства права выражается в Конституции РФ в верховенстве
Конституции, признающей общепризнанные принципы и нормы междуна-
родного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой
системы, а нормы, установленные ее международным договором, - обла-
дающими большей юридической силой, нежели установленные законом (ст.
15, 17 и др.); в том, что государство не создает, не дарует людям их права,
которые неотчуждаемы и принадлежат им не от государства, а от рождения
(ч. 2 СТ. 17); в том, что оно обязано признавать и соблюдать их, защищать их
носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права
и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов,
деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются
правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из ап-
парата властвования над обществом в социальную службу для человека и
общества, выражающую их волю и действующую под их правовым контро-
лем.
Первично понятие «противодействие коррупции» сформулировано в
Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 Г.
№273-ФЗ.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов го-
сударственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, орга-
нов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организа-
ций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и после-
дующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и рассле-
дованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных
правонарушений.
В числе национальных приоритетов современной России создание це-
лостной и эффективно действующей системы профилактики правонаруше-
ний занимает особое место. В условиях актуализации новых криминальных
вызовов и угроз, усложнения оперативной обстановки, повышения общест-
венной опасности преступности пристальное внимание руководства страны к
этой проблеме закономерно и соответствует объективным требованиям по-
строения социально-ориентированного государства, обеспечивающего безо-
пасность своих граждан. Только при условии решения этой проблемы воз- можна реализация долгосрочных целей развития страны, в том числе опреде-
ленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ
до 2020 г.[35]
Профилактика коррупции - это особый вид социальной практики,
обеспечивающий целенаправленное воздействие на общественные отноше-
ния с целью предупреждения нравственно-право вой деформации личности
коррупционера, формирования нетерпимости к коррупционному поведению,
возвеличивания правомерного поведения и ресоциализации лиц, которые уже
допустили социально-негативные проявления в поведении.
Профилактика коррупции - это особый вид социальной практики,
обеспечивающий целенаправленное воздействие на общественные отноше-
ния, с целью предупреждения нравственно-правовой деформации личности
коррупционера, формирования нетерпимости к коррупционному поведению,
возвеличивания правомерного поведения и ресоциализации лиц, которые уже
допустили социально-негативные проявления в поведении.
Существуют разнообразные виды коррупционных правонарушений,
регламентированных нормами российской системы права. Одним из наибо-
лее опасных видов коррупции является внедрение коррупциогенных факто-
ров в нормы позитивного права.
В 2004 г. Президент РФ впервые публично признал, что «корни кор-
рупции подпитываются некачественным законодательством». В том же вы-
ступлении В. В. Путина сформулирована и задача по устранению этих кор-
ней: «Необходимо наладить постоянную и системную антикоррупционную
экспертизу законодательства». Необходимость «внедрить экспертизу норма-
тивных правовых актов и их проектов на коррупциогенность» признана в ок-
тябре 2005 г. утвержденной Правительством РФ Концепцией администра-
тивной реформы в РФ в 2006-2008 гг.
Поэтому антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов должна рассматриваться как одно
из приоритетных, стратегических направлений в системе профилактики кор-
рупции в РФ.
С целью правового регулирования, а также организации и осуществле-
ния антикоррупциоиной экспертизы в РФ принят и действует Федеральный
закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нор-
мативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее-
ФЗ № 172-ФЗ).
В соответствии с этим законом Правительство РФ установило «Прави-
ла проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов» и «Методику проведения антикор- рупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов норматив-
ных правовых актов»[36].
В целях реализации подп. 9.1 п. 7 Положения о Министерстве юстиции
РФ[37] и В соответствии с п. 2 Правил разработки и утверждения администра-
тивных регламентов предоставления государственных услуг[38] принят Приказ
Министерства юстиции РФ от 27 июля 2012 г. N2 146 «Об утверждении ад-
министративного регламента Министерства юстиции РФ по предоставлению
государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и фи-
зических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в
качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы норматив-
ных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, пре-
дусмотренных законодательством Российской Федерации».
Во исполнение п. 7 Правил проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов[39]
принят Приказ Министерства юстиции РФ от 21 октября 2011 г. №363 «Об
утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупци-
онной экспертизы».
Во исполнение ФЗ N2 172-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 26
февраля 2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных пра-
вовых актов и проектов нормативных правовых актов» и в соответствии с
Положением о Министерстве юстиции РФ был принят Приказ Министерства
юстиции РФ от 8 сентября 2011 г. N2 31 О «Об организации работы по прове-
дению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проек-
тов нормативных правовых актов и иных документов структурными подраз-
делениями Министерства юстиции РФ».
В целях реализации полномочий по проведению антикоррупционной
экспертизы, возложенных на органы прокуратуры ФЗ № 172-ФЗ, ст. 9.1 и п. 1
ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», был
принят Приказ Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2009 Г. №400 «Об
организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных пра-
вовых актов».
Следует также отметить, что аналогичные нормативные акты были
приняты всеми основными категориями уполномоченных субъектов (феде-
ральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления).
Контрольные вопросы
1. Какими источниками международного права регламентируется противодействие коррупции?
2. Какие нормы конституционного права предопределяют правовую политику РФ в сфере противодействия коррупции?
3. Что такое профилактика коррупции?
4. Какими федеральными законами регламентируется противодействие коррупции в РФ?
5. Какими подзаконными актами регламентируются особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в РФ?
§ 2. Понятие антикоррупционной правовой экспертизы
нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых
актов: основные характеристики и признаки
Антикоррупционная правовая экспертиза нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов - категория, которая вошла в науч-
ный оборот сравнительно недавно и, несмотря на большую популярность в
сфере научной полемики, еще не нашла всесторонней комплексной оценки.
В законодательстве рассматриваемое понятие не нашло надлежащего
определения. В свою очередь, в юридической доктрине присутствует широ-
кое разнообразие субъективных взглядов и мнений.
При ведем некоторые из них.
Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов - это действия
специально уполномоченного государством органа или лица по оценке нор-
мативного правового акта либо его проекта (его формы, целей и задач, пред-
мета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содер-
жащихся в нем норм, порядка принятия и опубликования) на предмет соот-
ветствия требованиям Конституции РФ и законодательству, а также на пред-
мет наличия либо отсутствия условий для проявления коррупции - корруп-
циогенных факторов[40].
Собственно антикоррупционная правовая экспертиза оформилась как
самостоятельный вид экспертной деятельности относительно недавно на дос-
таточно разработанной почве экспертного дела в целом. Значительный задел
для формирования антикоррупционной экспертизы сформирован в разделе
юридической науки «юридическая (законодательная) техника»[41].
Антикоррупционная экспертиза не может рассматриваться только как
средство выявления коррупциогенных факторов, сопряженное, в том числе, с
технологией и правового мониторинга, а выступает дополнительным инстру-
ментом обеспечения качества актов, их большей эффективности. По этой
причине методические основы антикоррупционной экспертизы могут быть
оценены как определенные позитивные требования к разработке ведомствен-
ных нормативных правовых актов. Обобщенно их можно сформулировать
как отсутствие в тексте ведомственных нормативных правовых актов поло-
жений, способствующих проявлениям коррупции при их применении[42].
Антикоррупционная экспертиза - это вид криминологической экспер-
тизы, проводимой специалистами (экспертной комиссией) по выявлению за-
ложенных в правовых нормах возможностей способствовать коррупционным
проявлениям в процессе их реализации, результатом которой становится мо-
тивированное заключение, содержащее помимо описания коррупциогенных
факторов рекомендации, направленные на устранение или ограничение их
действия[43].
Антикоррупционная экспертиза - комплекс мероприятий по выявле-
нию норм права, способных устанавливать такие рамки взаимоотношений
между агентами, которые повышают вероятность их вступления в коррупци-
онные взаимодействия[44]. Проведение антикоррупционной экспертизы - но-
вая функция органов прокуратуры, назначение которой состоит в выявлении и устранении правовых предпосылок коррупции (коррупциогенных факто-
ров), что по своей сути отождествляется с устранением дефектов правовой
нормы или заложенной в ней правовой формулы[45]. Отталкиваясь от приве-
денных точек зрения, в каждой из которых присутствуют значимые харак-
терные признаки, можно попытаться выделить основные характеристики по-
нятия «антикоррупционная экспертиза нормативных правоных актов и про-
ектов нормативных правовых актов».
2.1. Основные характеристики понятия
«антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов»
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и nро-
ектов нормативных правовых актов как элемент национальной системы
права РФ
С учетом особенностей массива правового регулирования, антикорруп-
ционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов представля-
ет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные от-
ношения одного вида.
В современной юридической доктрине отсутствует полемика в отно-
шении того, к какой из отраслей права следует отнести нормы, регулирую-
щие общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и
их проектов.
Возьмем на себя смелость предположить, что это сфера правового ре-
гулирования отрасли конституционного права, так как затрагивает вопросы
компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправ-
ления, а самое главное, расширяет основные возможности граждан в сфере
управления делами государства.
На этом основании можно попытаться сформулировать определение
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов
как института конституционного права РФ.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проек-
тов нормативных правовых актов как институт конституционного права РФ-
это система юридических норм, регулирующих общественные отношения,
складывающиеся в сфере правотворчества с целью выявления и профилакти-
ки коррупциогенных факторов и коррупционных правонарушений.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и про-
ектов нормативных правовых актов как элемент правовой политики госу-
дарства
В объективном смысле правовая политика рассматривается как сфера
общественных отношений, не зависящих от воли конкретного субъекта.
В субъективном смысле правовая политика представляет собой сово-
купность волевых установок и поведенческих факторов, обусловливающих
направленность и результативность деятельности конкретных субъектов по-
литико-правовых отношений власти и подчинения[46].
Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и
системная деятельность государственных и муниципальных органов по со-
вершенствованию эффективного механизма правового регулирования, циви- лизованному использованию юридических средств в достижении таких це-
лей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина,
укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование право-
вой государственности и высокого уровня правовой культуры общества и
личности[47].
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов является
одним из приоритетных направлений внутренней политики российского го-
сударства, которое регламентировано в ряде указов Президента РФ[48].
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и про-
ектов нормативных правовых актов как функция государства и граждан-
ского общества
Государство и гражданское общество осуществляют управление обще-
ством, в том числе, в форме антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов.
Антикоррупционная экспертиза - это не просто направление деятель-
ности, а направление определенного свойства, имеющее объективное предна-
значение (установление справедливого, демократического правового поряд-
ка, воспитание уважения к позитивному праву, возвышение его ценности и
др.).
В данной функции проявляет себя сущность правового, демократиче-
ского государства, она выражает назначение государства и его роль в обще-
ственной жизни, устанавливает совокупность прямых и обратных связей с
институтами общественной жизни, пропагандирует активную гражданскую
позицию в сфере управления делами государства.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и про-
ектов нормативных правовых актов как юридическая обязанность специ-
ально уполномоченных органов государственной власти и органов местного
самоуправления, их должностных лиц
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их
проектов представляет собой регламентированную нормами ФЗ № 172-ФЗ
необходимость совершения предписанных действий специально уполномо-
ченными на то органами государственной власти, а также органами местного
самоуправления и их должностными лицами.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и про-
ектов нормативных правовых актов как субъективное право граждан РФ
Федеральный закон № 172-ФЗ оперирует понятием «гражданское об-
щество» и устанавливает, что институты гражданского общества и граждане
могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экс-
пертизу нормативных правовых актов и их проектов.
К сожалению, в действующем законодательстве отсутствует характе-
ристика понятия гражданского общества и его институтов. Можно лишь
предполагать, что это неопределенный круг заинтересованных субъектов, ко-
торые для реализации собственных интересов в сфере управления государст-
венными делами вправе совершать действия по проведению антикоррупци- онной экспертизы.
С целью упорядочения рассматриваемых отношений и обеспечения права граждан на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов был принят Приказ Министерства юстиции РФ от 27 июля
2012 г№ 146 «Об утверждении Административного регламента Министер-
ства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по осуществ-
лению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание
получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов ан-
тикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нор-
мативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Данный регламент определяет сроки и последовательность админист- ративных процедур (действий) при аккредитации юридических и физических
лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве
независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных право-
вых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмот-
ренных законодательством РФ, порядок отказа в аккредитации, приостанов-
ления аккредитации и аннулирования аккредитации, а также определяет ус-
ловия аккредитации и порядок взаимодействия между структурными подраз-
делениями Министерства юстиции РФ, его должностными лицами, взаимо-
действия Министерства юстиции РФ с заявителями при предоставлении го- сударственной услуги.
АнтикоррупционнШl экспертиза нормативных правовых актов и про- ектов нормативных правовых актов как элемент процесса правотворчества
Правотворчество можно определить как осуществляемую уполномо-
ченными на то субъектами или народом деятельность по установлению, из-
менению или отмене норм позитивного права, а также санкционированию
неюридических норм в качестве юридических[49].
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проек-
тов нормативных правовых актов проводится в связи с установлением, изме-
нением или отменой норм позитивного права в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Правотворчество, в какой бы форме оно не осуществлялось, всегда протекает как процесс, который в своем развитии проходит ряд стадий. Во-
прос о том, что представляет собой правотворческий процесс и какие стадии в своем развитии он проходит, в отечественной теории государства и права
не имеет однозначного решения. Обусловлено это, по всей видимости, тем,
что правотворчество осуществляется различными субъектами, на самых раз-
ных уровнях и имеет самые разнообразные формы. В этой связи правотвор-
ческий процесс у разных субъектов правотворчества протекает по-разному, а
значит, единой, универсальной для всех форм правотворчества модели пра-
вотворческого процесса практически не существует. Вследствие этого в на-
учной и учебной литературе предлагаются самые разные варианты право-
творческого процесса, но чаще всего многие авторы за основу берут законо-
творческий процесс в РФ (процесс принятия федеральных законов) и на его
примере рассматривают правотворческий процесс и его стадии. Подобный
подход позволяет охарактеризовать основные стадии процесса принятия
нормативного правового акта (закона), но не раскрывает процесс правотвор-
чества во всей его полноте, поскольку за рамками правотворчества остается
деятельность, связанная с подготовкой проекта нормативного правового акта
(закона). Между тем в содержание правотворчества входят не только дейст-
вия, связанные с принятием нормативного правового акта, но и действия по
подготовке его проекта[50].
В рассматриваемом случае антикоррупционная экспертиза норматив-
ных правовых актов и проектов нормативных правовых актов про водится на
нескольких стадиях правотворческого процесса и процесса систематизации
российского законодательства. В частности, речь идет о процессе подготовки
нормативного правового акта и стадии приостановпения действия норматив-
ного правового акта в случае официального при знания обнаружения в нем
коррупциогенных факторов.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и про-
ектов нормативных правовых актов как элемент механизма правового регу-
лирования
Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей
системой юридических средств воздействие на общественные отношения в
целях их упорядочения.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проек-
тов нормативных правовых актов, в свою очередь, должна рассматриваться в
качестве одного из необходимых средств воздействия на общественные от-
ношения, имеющих окончательную цель упорядочить общественные отно-
шения и обеспечить действие режима законности.
Основываясь на рассмотренных характеристиках понятия «антикор-
рупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов норматив-
ных правовых актов», можно попытаться выделить его основные характер-
ные признаки.
2.2. Основные признаки понятия
«антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов»
Антикоррупцuонная экспертиза нормативных правовых актов и про-
ектов нормативных правовых актов представляет собой деятельность.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проек-
тов нормативных правовых актов - это поведение, форма сознательных, ини-
циативных, активных действий государства, его органов (должностных лиц),
а также органов местного самоуправления (их должностных лиц), связанная с
созданием норм позитивного права и направленная на упорядочивание обще- ственных отношений.
Антикоррупцuонная экспертиза нормативных правовых актов и про- ектов нормативных правовых актов - это вид правовой правомерной дея- тельности.
Правовое поведение можно определить как предусмотренное нормами позитивного права и подконтрольное государству сознательно-волевое соци-
ально значимое поведение людей, которое, как правило, влечет или способно
повлечь определенные юридические последствия[51].
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проек-
тов нормативных правовых актов - это поведение, предусмотренное нормами
права РФ и получившее с их стороны социально полезную юридическую
оценку. Антикоррупционная экспертиза - это юридически значимое поведе- ние.
Право вое поведение не следует отождествлять с юридически значимым
поведением, поскольку юридически значимым может быть поведение, не
урегулированное нормами права, но находящееся в сфере правового регули- рования[52].
Антикоррупционная экспертиза может рассматриваться не только как деятельность по выявлению коррупциогенных факторов, но и как источник
информации о коррупционных правонарушениях, эмпирическая база для
правового мониторинга и условие совершенствования национальной системы права.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проек- тов нормативных правовых актов - это поведение, подконтрольное государ-
ству. Все субъекты антикоррупционной экспертизы, будь то органы государ-
ственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица
или институты гражданского общества, действуют в так называемой системе
сдержек и противовесов. Например, любой нормативный право вой акт может быть подвержен как государственной, так и независимой экспертизе, или любой проект нормативного правового акта органа местного самоуправления в обязательном порядке проходит антикоррупционную экспертизу в органах прокуратуры РФ.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и про-
ектов нормативных правовых актов - это целенаправленная деятельность.
Целенаправленность антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов выражается в идей-
ной целеустремленности поведения ее участников. Особенно это касается
институтов гражданского общества и отдельных активных граждан, чьи по-
будительные мотивы вытекают из главных, руководящих идей, положенных
в основу законодательства о противодействии коррупции, и которые стано-
вятся значимой целью жизни общества.
К разряду целей можно отнести следующие:
1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
2. Повышение ответственности федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
3. Ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
Главными средствами воспитания идейной целеустремленности являются:
· Правильно поставленное правовое образование.
· Использование в целях воспитания ярких положительных примеров.
· Вовлечение внепосредственную практическую антикоррупционную деятельность, связанную с проведением в жизнь этих высоких принципов, максимально широкого круга участников.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и про-
ектов нормативных правовых актов - это систематическая деятельность.
С одной стороны, деятельность по проведению антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых
актов означает совокупность поведенческих актов, т. е. регулярный, посто-
янный поведенческий процесс, который все время повторяется, причем час-
тота повторения значения не имеет.
С другой стороны, антикоррупционная экспертиза нормативных право-
вых актов и проектов нормативных правовых актов представляет собой сис-
тему действий, скоординированную и взаимосвязанную совокупность после-
довательных мероприятий, которые обеспечивают продвижение к намечен-
ным целям.
К таким мероприятиям можно отнести различные организационные
действия, направленные на реализацию полномочий по проведению анти-
коррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Например, пред-
варительная правовая регламентация должностных инструкций и функцио-
нальных обязанностей конкретных специалистов; издание необходимых ор- ганизационно-распорядительных документов; проведение межведомствен-
ных совещаний с руководителями федеральных органов исполнительной
власти и организаций федерального уровня, обладающих правом нормотвор-
чества, - Центрального банка РФ, Центральной избирательной комиссии РФ,
их территориальных органов, органов государственной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления и т. п.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и nро-
ектов нормативных правовых актов предполагает процессуалъный харак-
тер деятельности.
С одной стороны, антикоррупционная экспертиза нормативных право-
вых актов и проектов нормативных правовых актов представляет собой за-
программированный нормами позитивного права юридический процесс - со-
вокупность последовательных действий, обусловленных общим целеполага-
нием.
С другой стороны, антикоррупционная экспертиза нормативных право-
вых актов и проектов нормативных правовых актов - это своего рода техно-
логический процесс - упорядоченная последовательность взаимосвязанных
действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до
получения требуемого результата. Антикоррупционная экспертиза норма-
тивных правовых актов и проектов нормативных правовых актов - это часть
более сложного процесса, процесса противодействия коррупции, которая
представляет собой совокупность менее сложных самостоятельных процес-
сов.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и nро-
ектов нормативных правовых актов - это профессиональная деятельность.
Само слово «экспертиза» предполагает высокий профессионализм в
сфере правотворческой и правоприменительной деятельности, который, в
свою очередь, предполагает особое свойство исполнителей систематически,
эффективно и надежно выполнять сложную, основанную на высоком уровне
юридических знаний и навыков специализированную деятельность по про-
верке нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
на предмет их КОРРУПЦИОННОСТИ в самых разнообразных условиях.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проек-
тов нормативных правоных актов рассматривается как внесудебная эксперти-
за, не связанная с судопроизводством. Однако она может являться основани-
ем для судебного разбирательства или возбуждения уголовного дела, если в
ходе ее проведения будут установлены достаточные для этого факты.
Антикоррупционная экспертиза норм<
Воспользуйтесь поиском по сайту: