Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Французские просветители и история: характерные черты исторических взглядов и творчества




Развитие исторической мысли в период Великой французской революции


Введение

 

Французское Просвещение сложилось под большим влиянием английской просветительской мысли и английской науки. В то же время деятели французского Просвещения выступали в иной исторической ситуации, чем их предшественники и современники по ту сторону Ла-Манша.

В отличие от Англии, где еще в середине - второй половине XVII в. совершилась буржуазная революция, просветительское движение во Франции развертывалось в условиях нараставшего кризиса «старого порядка». Таким образом, английское Просвещение было «послереволюционным»; французское - с поразительной энергией осуществляло «революцию в умах», духовно подготовившую великую буржуазную революцию конца столетия.

Творцами французского Просвещения были выдающиеся философы, писатели, публицисты, люди науки - в течение нескольких десятилетий блестящую плеяду их с поразительной щедростью вызвало к жизни общество Франции того времени. Множество авторов «второго плана» популяризировали, распространяли, нередко радикализировали идеи, выдвинутые корифеями просветительской мысли.

Идеи просветителей, выработанная ими новая система ценностей решительно противостояли официальным идеологическим устоям современного им общественно-политического строя Франции с его сословным неравенством, обязательным римско-католическим единомыслием, переживавшей глубокий кризис абсолютистской политической системой. Просветители доказывали, что общество должно быть перестроено согласно требованиям разума в соответствии с естественными и неотъемлемыми правами человека. Они были убеждены, что такие преобразования могут и должны быть осуществлены в самое ближайшее время (хотя мыслители, принадлежавшие к различным течениям внутри Просвещения, по-разному трактовали характер и глубину необходимых реформ).

Отыскивая причины несовершенств и пороков общественного строя, думая о путях его переустройства, французские просветители обращались не только к философскому осмыслению основ человеческого бытия и критическому анализу современного им общественного порядка. Критика настоящего побуждала к такому же критическому переосмыслению прошлого. Французские просветители живо интересовались историей, много о ней размышляли и писали. Характерно, что история была широко представлена в знаменитой «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера: из 60 с лишним тысяч помещенных в ней статей более 6 тыс. посвящены различным историческим сюжетам.


Французские просветители и история: характерные черты исторических взглядов и творчества

В период, когда развертывалась деятельность просветителей, общественный интерес к истории был во Франции весьма значителен. Еще в течение XVII в. к Франции перешла ведущая роль в «эрудитской» историографии. В XVIII в. эта линия в развитии историографии отнюдь не утратила своего значения. Эрудиты - прежде всего бенедиктинцы (мавристы), а также иезуиты активно продолжали свои труды по сбору и публикации исторических документов. Именно в XVIII в. было положено начало ряду фундаментальных многотомных собраний, издание которых продолжалось в XIX и XX вв. Эрудиты совершенствовали и методы вспомогательных дисциплин - дипломатики, созданной в конце XVII в. Ж. Мабильоном, палеографии, исторической хронологии. Что касается их общих воззрений на историю, то эрудиты и в век.

Просвещения держались провиденциалистского, теологического ее понимания.

В целом в XVIII в. теологическое понимание истории еще сохраняло позиции. Характерно, что, по крайней мере, до середины века пользовалось вниманием известное «Рассуждение о всеобщей истории» епископа Боссюэ, написанное, при некоторых уступках рационализму, с теологически-библейских позиций.

Громоздкие публикации эрудитов оставались в основном достоянием узкого круга знатоков. Широкому читателю были адресованы многочисленные сочинения по истории, которые занимали значительное место в книжной продукции XVIII в. В 1723-1789 гг. было запрошено дозволение на издание 40 тыс. книг; из них не менее 3370 были посвящены истории. В канун революции исторические сочинения составили 15 % опубликованных во Франции книг. Пользовались популярностью специальные словари по истории. Так, «Большой исторический словарь» Л. Морери (8 томов) издавался 18 раз в конце XVII - середине XVIII в.

Традиционной сферой внимания историков была античная история. Но в XVIII в., особенно во второй его половине, заметно возрос интерес к истории Франции. Стремление приобщиться к историческим истокам французского общества и его институтов было связано с назревавшим в стране общественно-политическим кризисом и ростом национального сознания французского народа. В течение века были созданы около 60 общих трудов по истории Франции; наиболее читаемые выдерживали по нескольку изданий. Так, «История Франции со времени установления монархии и до царствования Людовика XIV» (основателем издания и автором первых 8 томов был аббат П.Ф. Велли), несмотря на значительный объем, издавалась трижды (в 30 и 15 томах) - в 1755-1786 гг.; вышедшее в 1744 г. «Новое краткое изложение хронологической истории Франции» до 1800 г. было издано 12 раз.

Большинство исторических сочинений носило компилятивный характер. Основное внимание в них уделялось описанию политических и военных событий, деяний государей, полководцев, церковных иерархов. Некритическое отношение к источникам и сочинениям предшественников вело к многочисленным ошибкам, на веру принимались сообщения о легендарных и просто невероятных событиях. Историография все еще оставалась скорее особым жанром изящной словесности (lettres), чем специальной отраслью научной литературы. Не случайно преподавание истории поручали обычно специалистам по филологии, знатокам древних языков и текстов (латинский язык был основным предметом в тогдашних коллежах).

История как самостоятельная научная дисциплина в «век Просвещения» во Франции находилась еще в процессе формирования. В середине XVIII в. в некоторых (еще очень немногих) университетах стали создаваться специальные кафедры истории, для занятия которых требовалось представить диссертацию по национальной истории. В литературе того времени встречается уже понятие «историческая наука» (la science de 1'histoire).

Важный шаг к созданию во Франции исторической науки нового времени был сделан французскими просветителями. Они довершили «детеологизацию» историчекой мысли и историографии. Отвергнув теологический подход к человеческой истории, просветители решительно отделили от нее «священную историю», т.е. библейские исторические мифы.

Введя в историографию аналитические методы рационализма, они таким образом «рационализировали» мир истории. В большом Вступлении Д'Аламбера к «Энциклопедии», где дана классификация наук, история рассматривается как часть широкой «науки о человеке», которая включает также логику, грамматику, педагогику, филологию, этику, юридическую, экономическую, политическую науки. «История человека,- писал Д'Аламбер,- имеет предметом либо его действия, либо его знания, и она, следовательно, гражданская или научная».

Деятели французского Просвещения по-новому оценили познавательные задачи истории. Они трактовали их чрезвычайно широко, далеко выходя за рамки традиционных сюжетов. Рассмотрению ученого-историка, писал в «Энциклопедии» Ж, Ф. Мармонтель (философ и писатель), подлежат «нравы, натура народов, присущие им интересы, их богатства и внутренние силы, их внешние ресурсы, их воспитание, законы, предрассудки и принципы, их внутренняя и внешняя политика, их способ трудиться, питаться, вооружаться и сражаться; таланты, страсти, пороки и добродетели тех, кто главенствовал в общественных делах; знание людей, местности и времени».

В оценке познавательных возможностей истории просветители отошли от крайнего скептицизма мыслителей XVII а. (Р. Декарта, Б. Паскаля, П. Бейля) относительно исторического знания. Правда, они также считали, что невозможно придать истории точность математических и экспериментальных наук. Но все же путем исключительно тщательной, добросовестной работы и, главное, строгой рациональной критики источников историк может достичь достоверности или хотя бы высокой степени вероятности полученных им знаний. К этому последнему выводу склонялся Вольтер. «Всякая достоверность,- писал он в статье «История»,- не обладающая математическим доказательством, есть лишь высшая степень вероятности. Иной исторической достоверности не существует».

Требуя от историков широкого подхода к предмету истории и большой точности сообщаемых ими знаний, французские просветители по-новому подошли к проблеме исторического источника. Необычайно расширено было само понятие исторического источника (традиционно им считались письменные тексты, устная традиция, монументальные памятники). Так, для Дидро, отмечает А.Д. Люблинская, «историческим памятником было решительно все: повествования, акты, надписи, правовые кодексы, описания ремесел и сами рабочие орудия и инструменты, каталоги королевской библиотеки, монеты, римские дороги, мифология, обычаи, одежда, басни и суеверия, и т.д., и т.п.».

Характерная черта исторических воззрений французских просветителей - их обостренное внимание к проблеме критики исторических источников. Они решительно ополчались на старую историографию, которая с полным доверием воспринимала факты и чудеса, сообщаемые библейской легендой, невероятные события, описываемые древними историками и писателями. Руководствуясь рационалистическим мировоззрением, просветители важнейшим критерием критики считали здравый смысл. «Не следует верить тому, что противоречит естественному ходу вещей»,- полагал Вольтер; Дидро указывал на значение опыта для проверки исторических фактов: важен и «опыт прошлых веков и наш собственный» 10.

Просветители были знакомы с публикациями и источниковедческими трудами эрудитов и учитывали их достижения в этой области. Большое внимание проблеме критики, источников было уделено в «Энциклопедии»; в ее статьях «была дана развернутая теория критики источников по форме и по содержанию: проверка подлинности источника и сообщаемых им фактов, изучение языка и литературного стиля, сопоставление.однотипных источников между собой и с другими типами памятников» ".

В человеческой истории (как и в истории естественной), считали французские просветители, действуют определенные закономерности, которые вытекают из природы вещей и могут быть постигнуты разумом. При этом в своей философии истории они исходили из общего для всей просветительской мысли постулата об универсальной и неизменной природе человека. Связанный с этим подходом принцип исторического универсализма позволил французским просветителям выдвинуть (особенно ярко это было сделано Вольтером) представление об истории как о всеобщей истории, охватывающей все племена и народы, жившие некогда и живущие сейчас, В то же время этот подход обусловливал пределы просветительского историзма. В истории они стремились увидеть прежде всего общие явления, которые считали проявлением универсализма человеческой природы, М.А. Барг отмечает, что историография «обращалась к различным временам и народам не с целью различения их, а с тем, чтобы вопреки бросавшимся в глаза различиям обнаружить единство, сводившееся все к той же человеческой природе...». В итоге от них ускользало, что общие закономерности в истории по-разному проявляют себя в различные исторические эпохи, что каждой эпохе свойственны особые, ей присущие закономерности.

В исторических воззрениях французских просветителей была ярко выражена и общая для всего Просвещения идея прогресса (хотя различными мыслителями она трактовалась неоднозначно). Безусловным казался непрерывный (но очень неравномерный в различные времена) прогресс человеческих знаний. Что касается прогресса в жизни общества, то его непрерывность внушала сомнение, ибо история общества включает гибель цивилизаций, периоды упадка, тирании, несовместимые с разумом и естественными правами людей. В то же время большинство французских просветителей с оптимизмом смотрели в будущее. Конечное торжество разума - основной силы преобразования человечества - казалось несомненным, а вместе с ним - и прогресс человеческого рода в целом. История представлялась таким образом длительной и трудной, но верной дорогой к этому грядущему разумному порядку.

Понятно поэтому, что французские просветители были убеждены в высоком общественном предназначении истории. Наряду с философией история мыслилась ими как важнейшее средство просвещения умов в духе новых идей, как источник опыта прошлых поколений, помогающего определить пути в будущее, бесценного для законодателей и политиков, Не случайно просветители во Франции придавали огромное значение литературной форме исторических сочинений - они требовали от них доступного, разнообразного и изящного стиля, привлекающего читателя. Если история должна нравиться, писал Мабли в своем сочинении «О способе написания истории» (1782), «то это для того, чтобы лучше наставлять».

Уделяя большое внимание истории, корифеи французского Просвещения видели свою главную цель не в углубленном изучении отдельных сюжетов, а в выработке нового понимания исторического процесса в целом, в переосмыслении всего опыта мировой истории, содержания и задач исторической науки. Именно в этой области их вклад наиболее весом. Некоторые из них (Вольтер, Мабли, Рейналь) создали специальные исторические сочинения, обращались к источникам. Просветители еще не преодолели разрыва между бенедиктинской эрудицией и научной историографией, но они сделали в этом направлении первые шаги.

В ряду исторических проблем, привлекавших внимание просветителей, была история античного мира. «История Римской империи заслуживает нашего наибольшего внимания,- писал Вольтер,- так как римляне были нашими учителями и законодателями». В истории античных обществ просветители находили подтверждение своим идеалам свободы, черпали аргументы для обоснования пагубности тирании. Истолкованные в просветительском духе сведения из античной истории стали во Франции непременным элементом исторического сознания предреволюционных поколений, как и деятелей Французской революции, выступавших в ходе нее «...в римском костюме и с римскими фразами на устах...» (Маркс).

Запросами идейно-политической борьбы, стремлением осознать исторические корни современных им общественных противоречий был вызван интерес просветителей к истории средних веков и, в частности, к вопросу о происхождении социально-политических учреждений Франции и французской нации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...