Силы, замедляющие движение коляски, и их снижение
Старт В гонках на короткие дистанции старт имеет важное значение, хороший старт может стать залогом победы. Критическими аспектами старта являются движения верхней части туловища и видоизменение нескольких первых толчков. Согласно третьему закону Ньютона, который объясняет взаимодействие двух тел, в результате резкого движения вперед верхней части тела после выстрела стартового пистолета нижняя часть тела и передняя часть коляски приподнимутся вверх. Затем руки опустятся на обручи колес, туловище вернется назад, ноги и коляска опустятся вниз, и лишь после этого коляска начнет двигаться вперед. Очевидно, что это неэффективно. Поэтому очень важно, чтобы в момент старта тело спортсмена было как можно больше наклонено вперед, а при выстреле стартового пистолета руки толкали коляску вперед, в то время как спортсмен не давал передней части коляски приподняться. Таким образом, для движения коляски вперед используется максимальное количество энергии. Кроме того, во время старта используется видоизмененный толчок. Поскольку коляска находится в неподвижном состоянии, руки держат обруч (а не толкают его при ударе), и при выполнении нескольких первых толчков амплитуда движения рук остается очень небольшой с максимально быстрым возвратом рук в исходное положение. Необходимо выполнить три или четыре коротких сильных толчка обручей колес и лишь затем перейти к более резким и длинным толчкам.
Силы, замедляющие движение коляски, и их снижение В то время как спортсмен прикладывает усилие для движения коляски вперед, две тормозящие силы — сила трения качения и аэродинамическое лобовое сопротивление — замедляют ее движение. Если усилие, прикладываемое спортсменом, превышает силы сопротивления, скорость коляски увеличивается, в случае преобладания сил сопротивления коляска останавливается. Очевидно, что снижение трения качения и лобового сопротивления будут сопровождаться увеличением максимальной скорости коляски и повышением спортивных показателей.
Трение качения На твердой гладкой поверхности трение качения возникает главным образом в точке контакта шины колеса коляски с поверхностью. Потери энергии, связанные с деформацией шины в месте контакта с поверхностью, которые называют гистерезисом, составляют основную часть трения качения. Чем хуже накачаны шины и чем больше их упругость, тем больше потери энергии на гистерезис. Затраты энергии можно снизить, если уменьшить сгибание стенок шины, что и происходит при увеличении давления в ней, поэтому для достижения наивысших результатов в шоссейных гонках спортсмен должен накачивать шины до максимально допустимого давления (Higgs, 1993). При движении по треку потери энергии на гистерезис происходят, когда шины сдавливаются и распрямляются, отталкиваясь от земли. Кроме того, шины вминают поверхность дороги и вызывают затраты энергии на деформацию поверхности. Таким образом, на треке можно достичь наиболее высоких спортивных результатов при давлении воздуха в шинах, которое обеспечивает минимальные потери энергии в сумме на гистерезис и на деформацию поверхности. Были проведены эксперименты, которые показали, что на треках с синтетическим покрытием наилучших результатов позволяют добиться шины, накачанные до среднего уровня давления, — примерно 90 фунтов на квадратный дюйм или ~ 16, 1 кгс-см" 2 (Higgs, 1993). Трение качения гоночных колясок зависит также от угла, под которым расположены колеса, однако эта зависимость достаточно сложна. Колеса, расположенные под углом, которые не направлены прямо вперед, заметно повышают трение качения инвалидной коляски. Спортсмены должны сделать все, что от них зависит, для проверки и регулировки расположения колес коляски перед каждой важной гонкой.
Аэродинамическое лобовое сопротивление Проблема аэродинамического сопротивления гоночной коляски и спортсмена является своеобразной для спорта из-за относительно низких скоростей движения. Было подсчитано (Coutts, Schutz, 1988), что средняя скорость на трековых гонках колеблется в диапазоне от 3 до 7 м-с~] (10, 8—25, 6 км-ч~')- Хотя после 1988 г. скоростные показатели инвалидных колясок существенно улучшились, они по-прежнему двигаются гораздо медленнее по сравнению с велосипедом. Такие небольшие скорости создают необычные аэродинамические условия. Аэродинамическое лобовое сопротивление состоит из двух независимых, но действующих совместно сил, которые называют сопротивлением поверхностного трения и сопротивлением формы. Сопротивление поверхностного трения, обусловленное притяжением молекул воздуха к поверхности объекта, мимо которого они двигаются, достигает наибольших значений при низких скоростях. Для снижения сопротивления поверхностного трения необходимо уменьшить площадь поверхности коляски и спортсмена, которые соприкасаются с проходящим во время движения воздухом. Причиной возникновения сопротивления формы является различие в давлении воздуха в передней и задней частях объекта, которое, в свою очередь, порождается завихрениями и вихревыми потоками, создаваемыми при движении коляски и спортсмена. Снизить сопротивление формы можно главным образом за счет придания обтекаемой формы всем выступающим элементам коляски, а также сведения к минимуму площади лобовой поверхности (лобовая поверхность — это силуэт, который мы видим, глядя на приближающегося к нам спортсмена). Движение за лидером Поскольку аэродинамическое сопротивление составляет примерно 40 % суммарной силы, замедляющей движение коляски, любые способы уклонения от встречного потока воздуха дают существенный выигрыш. Единственным наиболее эффективным путем снижения аэродинамического сопротивления является движение за лидером. В этом случае двигающаяся впереди коляска выполняет роль рассекателя воздуха. Аэродинамическое сопротивление, которое испытывает коля
ска, двигающаяся вплотную за ней, может быть в 2 раза меньше. В неподвижном воздухе или при встречном ветре спортсмен, следующий за лидером, оказывается в наибольшем выигрыше, двигаясь непосредственно позади и как можно ближе к лидирующей коляске. Исследования показывают, что такое положение оказывается наиболее выгодным с точки зрения затрат силы по сравнению с более удаленным или смещенным в сторону положением относительно лидирующей коляски (Pugh, 1971). В конце гонки на большую дистанцию силы, сэкономленные благодаря движению за лидером, могут повлиять на результат соревнований, и современные тактики гонки подтверждают этот факт. Очень часто члены одной команды работают совместно, двигаясь друг за другом и периодически осуществляя смену ведущего, и благодаря этому повышают общий результат.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|