Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкретные особенности инвалидных колясок для игровых видов спорта




Обручи

Место преобразования прилагаемого спорт­сменом усилия в движение коляски —это обруч.

Рисунок 29. 4 - Гоночная " действующая система

Следовательно, обручи имеют важное значение для достижения оптимальных характеристик ко­ляски. Три наиболее важных параметра обруча — это его диаметр, ширина и покрытие.

Диаметр обруча. В инвалидной коляске об­руч выполняет функцию привода. При использо­вании обручей малого диаметра спортсмен выби­рает привод с " высокой" передачей, которая плохо пригодна для разгона, однако позволяет достигать высокой максимальной скорости. При использова­нии обручей большого диаметра способность легко разгоняться достигается за счет снижения макси­мально возможной скорости. Обычно более силь­ные спортсмены способны эффективно толкать об­руч с меньшим диаметром, поэтому оптимальный размер обруча зависит от параметров спортсмена, относительного значения ускорения и максималь­ной скорости для гонки, в которой предполагает участвовать спортсмен, и его силовых показателей. Большинство колясок имеет колеса с обручем диа­метром 35—41 см, а спортсмены определяют опти­мальный для них размер опытным путем. Правила паралимпийских соревнований требуют, чтобы на каждом колесе был только один обруч.

Ширина обруча. Если обруч изготовлен из сравнительно толстой трубки, его легче захваты­вать, что в целом облегчает начало движения и подъем в гору, но узкий обруч может позволить развивать более высокую скорость, поскольку спортсмены обычно не захватывают его кистью, а толкают открытой ладонью. Поскольку экспери­ментальных исследований по данному вопросу не проводилось, спортсмены определяют оптималь­ную ширину обруча опытным путем.

Материал покрытия обруча. Покрытие об­руча имеет важное значение, потому что именно к нему прикасаются руки спортсмена при движе­нии коляски. Если оно будет слишком гладким или скользким, руки будут проскальзывать. По этой причине для покрытия обруча используют целый ряд материалов. Многие гонщики для уве­личения трения используют адгезивные вещества. Несмотря на значение трения сцепления материа­ла покрытия обруча, он определяет характер взаи­модействия руки и коляски только наполовину, и покрытие руки спортсмена имеет равное или да­же большее значение. Большинство спортсменов пользуются перчатками, созданными специально для их потребностей путем наложения слоев адге­зивной ленты. Сочетание перчатки и ленты обе­спечивает защиту и мгновенное сцепление руки и обруча. Здесь спортсменам также предлагается поэкспериментировать с различными материала­

ми, чтобы найти сочетание, которое будет лучше всего удовлетворять их потребностям.

Дополнительные устройства

Для гоночных колясок применяются много­численные дополнительные устройства, однако почти все они оборудованы устройством управ­ления, компенсатором и компьютером. Во вре­мя скоростного спуска скорость коляски может достигать 64 км-ч-1, и необходимость механизма управления, который позволял бы огибать пре­пятствия, просто очевидна. Обычно устройство управления представляет собой небольшую руко­ятку, прикрепленную непосредственно к крепле­нию переднего колеса. Этот рычаг для управления коляской может быть сдвинут влево или вправо, хотя поворот происходит только при удержании рычага в определенном положении. После от­пускания рычаг под действием пружины воз­вращается в нейтральное положение, и коляска движется прямо вперед. Этот процесс называется активным управлением, поскольку поворот может быть выполнен в том случае, если гонщик прило­жит усилие к рычагу управления. Помимо меха­низма активного управления инвалидная коляска оборудована также компенсатором.

Предназначение компенсатора заключается в том, чтобы позволить осуществлять небольшие постоянные поправки к направлению движения коляски, которые особенно важны в шоссейной гонке. Большинство шоссейных гонок проводит­ся на общественных дорогах, центральная часть которых слегка приподнята по отношению к кра­ям для улучшения стока воды. По центральной части дороги коляска будет двигаться прямо, тог­да как при движении ближе к краю будет свора­чивать в сторону уклона дороги. Передняя часть коляски постоянно будет " уходить" с проезжей части к обочине. Компенсатор позволяет внести небольшую поправку в положение переднего ко­леса, чтобы кресло могло двигаться прямо вперед и спортсмену не приходилось постоянно вырав­нивать движение. Кроме того, жесткость, обеспе­чиваемая компенсатором (в противоположность легко вращающимся передним колесам), делает движение коляски более устойчивым при нали­чии неровностей на дороге.

Велокомпьютеры в настоящее время стали сравнительно недорогими и их практически по­всеместно можно найти на гоночных инвалид­ных колясках. Велокомпьютер предоставляет необходимую информацию о пройденном рассто­янии, темпе, максимальной и средней скорости движения. Эти сведения необходимы для получе­ния точных записей о режиме тренировочных за­нятий и выступлений на соревнованиях, которые могут быть использованы для повышения спор­тивных показателей.

 

Конкретные особенности инвалидных колясок для игровых видов спорта

Внешнее сходство в конфигурации позволяет предположить, что коляски, подходящей для по­вседневного пользования, может быть достаточно для занятий спортом. В то время как обычная ко­ляска может подойти для занятий физическими упражнениями рекреационной направленности, при анализе возможностей повышения спортив­ных показателей, прежде всего, следует понимать важность использования оборудования, предна­значенного для занятий конкретным видом спор­та. В данном подразделе представлены общие рекомендации по выбору коляски для таких игро­вых видов спорта, как баскетбол, регби и теннис. Более подробное объяснение процедуры выбора инвалидной коляски для игры в баскетбол можно найти в работе Yilla (1997). Большая часть изло­женной там информации применима также к вы­бору колясок для других игровых видов спорта.

При выборе коляски спортсмен должен об­ратиться за советом к человеку, имеющему опыт занятий данным видом спорта и знает функции

игроков, занимающих определенные игровые по­зиции. Благодаря этому спортсмен-колясочник сможет получить представление о функциональ­ных потребностях выбранного им вида спорта. Если спортсмен впервые приобретает себе игро­вую коляску, покупку следует делать у заслужи­вающего доверия производителя.

В настоящее время существует большое разно­образие доступных для выбора колясок, которые отличаются по своим характеристикам и конструк­ции, многие представляют собой эксперименталь­ные образцы. Желательно избегать использования экспериментальных образцов до той поры, пока спортсмен не станет чувствовать себя уверенно на занятиях выбранным видом спорта. Первая коля­ска для занятий конкретным видом спорта долж­на иметь регулируемую высоту и точку равновесия которые можно будет отрегули­ровать при необходимости. В то же время из сооб­ражений экономии веса и ухудшения характери­стик необходимо избегать колясок, позволяющих регулировать слишком многие элементы. Регули­руемые конструкции характеризуются тенденцией к увеличению массы коляски вследствие необхо­димости включения в их состав механизмов, обе­спечивающих, с одной стороны, гибкость, а с дру­гой — жесткую фиксацию подвижных элементов. Такие механизмы почти всегда имеют большую массу, чем простые сварные или резьбовые соединения, которые их заменяют. Отрицательный эф­фект на характеристики коляски обусловлен тем, что регулируемые соединения не могут обладать такой жесткостью, как сварные швы, вследствие чего часть прикладываемого движения будет рас­ходоваться на деформацию конструкции коляски. Кроме того, для правильной настройки регулируе­мой конструкции коляски в целом необходимо на­личие определенной квалификации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...