Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расположение основных колес. Вертикальный наклон основных колес. Высота сиденья. Конкретные особенности гоночных инвалидных колясок




Расположение основных колес

Чтобы инвалидная коляска двигалась с наи­меньшим сопротивлением, очень важно, чтобы ее основные колеса были направлены прямо вперед. Если колеса даже слегка развернуты на­ружу или внутрь, они будут существенно тормо­зить движение коляски. Было выявлено, что при использовании некоторых шин разворот колес внутрь или наружу всего на 3° может приводить к возрастанию сопротивления при движении в 10 раз (О'Reagan et al., 1981). Поскольку перед­ние колеса используются преимущественно для управления, для них нехарактерны проблемы торможения, обусловленные разворотом внутрь или наружу. Вместе с тем передние колеса могут существенно тормозить движение в случае изно­са подшипников.

 

 

Рисунок 29. 3 — Инвалидная коляска для игры в теннис с " пятым" колесом, хотя в данной конструкции оно явля­ется четвертым

Вертикальный наклон основных колес

Для облегчения вращения колес и повышения маневренности на спортивных инвалидных коля­сках основные колеса устанавливают под углом к вертикальной оси коляски. Это означает, что их верхняя часть расположена ближе к раме коляски по сравнению с нижней. При таком расположе­нии руки могут без напряжения вращать обручи колес. На гоночных колясках колеса установлены под наклоном, чтобы спортсмен мог прикладывать максимальное усилие к обручам колес. В колясках для игровых видов спорта вертикальный наклон колес заметно повышает их маневренность. Боль­шинство спортсменов пользуется колясками с вер­тикальным наклоном основных колес в диапазоне от 6 до 12°, наиболее распространены коляски с наклоном колес 8—10°.

 

Высота сиденья

При равенстве всех прочих факторов наиболее эффективная высота сиденья определяется разме­рами туловища и длиной рук инвалида, а также выбранным размером толчкового обруча колеса. Среди спортсменов на Паралимпийских играх 1980 г. наилучшие результаты в гонках зафикси­рованы у спортсменов, использовавших коляски с низко установленными сиденьями (Higgs, 1983). В эксперименте установлена более высокая эф­фективность толчков коляски при " относитель­но" более низком расположении сиденья (Traut, 1989). В двух других экспериментальных работах (Meijs et al., 1989; Van deWoude et al., 1990) бы­ла показана связь между углом сгибания руки в локте (когда спортсмен находился в положении сидя в стандартной спортивной коляске с руками, опущенными на верхнюю точку обруча) и эффек­тивностью толкания коляски руками. Результаты этих авторов свидетельствуют, что эффективность была выше, когда угол сгибания руки в локте со­ставлял 80°, а энергетическая стоимость слишком высокого расположения сиденья коляски была выше, чем штрафная плата за слишком низко рас­положенное сиденье. Вместе с тем преимущество в спортивных показателях (например, больший рост в баскетболе) позволяет компенсировать не­который проигрыш в эффективности движения коляски.

Далее будут рассмотрены особенности кон­струкции колясок, предназначенных для кон­кретных видов спорта. Обратите внимание на существование фундаментальных различий в кон­фигурации гоночных колясок и колясок для игро­вых видов спорта.

 

Конкретные особенности гоночных инвалидных колясок

Как видно из рисунка 29. 4, на котором показан момент гонки на инвалидных колясках, структура гоночной инвалидной коляски со времен участия Боба Холла в Бостонском марафоне подверглась существенным изменениям. Было установлено, что конструкция инвалидной коляски (в сочета­нии с особенностями состояния инвалида) может оказаться более важным фактором, определяю­щим эффективность толкания коляски, чем тех­ника выполнения толчка (Goosey, Campbell, 1998).

К особенностям гоночных инвалидных колясок относятся распределение массы тела спортсмена в коляске, которое может быть изменено сдвигом положения сиденья вдоль продольной оси коля­ски; размер обруча колеса и использование до­полнительных принадлежностей. Подробное опи­сание этих особенностей представлено далее.

Положение сиденья коляски

вдоль продольной оси

О том, каким должно быть оптимальное поло­жение сиденья инвалидной коляски вдоль продоль­ной оси, мало что известно, хотя от него зависит как устойчивость коляски, так и эффективность приложения силы к обручам колес. Если сиденье спортсмена слишком сильно сдвинуто назад, это может привести к нарушению устойчивости коля­ски (особенно при подъеме вверх по наклонной плоскости), и спортсмен может опрокинуться назад. Заднее расположение сиденья затрудняет прило­жение силы к передней части обруча, то есть в том месте, где применение силы оказывается наиболее эффективным. Несмотря на практическое отсут­ствие экспериментальных данных, позволяющих определить оптимальное положение сиденья и спортсмена вдоль продольной оси коляски, было установлено, что регулируемое положение оси за­метно облегчает определение оптимального поло­жения сиденья, которое обеспечивает максималь­ную эффективность приложения силы к обручу колеса (Boninger et al., 2000).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...