ПРОГРАММА курса «Организация международной туристской и гостиничной деятельности»
1. Туризм - глобальное социально-экономическое явление современного мира. Экономические показатели мирной индустрии туризма. Предмет курса - выявление и изучение действия международных и национальных особенностей, нормативных и законодательных актов на организацию международного туризма, туристской и гостиничной деятельности, показатели ее экономического функционирования. Влияние всемирной туристкой организации на международный туризм, определение его статистических показателей. Экономические показатели мировой индустрии туризма. Социальные индикаторы. Закон Энгеля. Демографические и социальные показатели, влияющие на развитие туризма, страны - поставщики туристов. Направляющие страны. Доля регионов в международных прибытиях. Туристские расходы. «Видимая» и «невидимая» торговля, экспорт. Платежный баланс по статье «Туризм». Место России в международном туристском потоке и поступлениях. Прогноз развития международного туризма.
2. Индустрия туризма. Туристская и гостиничная деятельность. Туризм, как система статистических понятий и определений. Туристские маршруты. Программы пребывания. Путешествие - комплексная туристская услуга. Федеральный закон РФ об основах туристской деятельности. Определение терминов и понятий аппарата туризма, действующих в туристском бизнесе. Туризм - система статистических понятий и определений, с точки зрения спроса и предложения. Посетители - туристы и экскурсанты. Цели посещения. Организация посещения. Продолжительность пребывания. Услуги средств размещения, питания. Транспортные услуги. Турпакет, турпродукт. Их виды. Расходы туриста на путешествия. Статистика путешествий и путешественников. Потребление в туризме. Тур-продукт. Директива ЕС по пекидж-турам. Туристские маршруты и их виды. Национальные нормативные документы, определяющие состав туристских, гостиничных, экскурсионных и других сопутствующих им услуг. Рекомендации ВТО.
3. Гостиничная индустрия. Услуги средств размещения. Классификация средств размещения. Основные показатели и модели организации гостиничной деятельности. Гостиничные цепи. Договор франшизы. Услуги питания. Гостиничная деятельность. Средства размещения. Стандартная классификация средств размещения ВТО. Коллективные и индустриальные средства размещения. Гостиницы. Гостиничные службы. Основные модели организации гостиничного дела: модель Ритца и модель Уильсона. Международные стандарты классификации гостиниц. Международные гостиничные правила. Вместимость и загрузка гостиницы. Организация гостиничных цепей (третья модель). Показатели спроса: рост рынка гостиничных услуг, структура рынка гостиничных услуг. Показатели предложения: рост числа гостиничных предприятий и количества гостиничных номеров. Показатели работы гостиницы: загрузка и валовый размер прибыли. Маркетинговые услуги и финансовая политика гостиницы. Нормативные документы РФ и Москвы, определяющие услуги размещения. Гостиничное хозяйство в России. Концепция системы владения отдыхом (таймшер) — как разнообразность туристского гостиничного обслуживания. Услуги питания. Предприятия питания. Организация и виды питания.
4. Транспортные услуги - услуги перевозчиков. Международная классификация транспортных средств. Скидки и льготы. Трансфер. Транспортное обслуживание международных экономических связей. Национальные перевозчики - транспортные компании: воздушные, водные, наземные. Категории и разряды транспортной классификации ВТО. Воздушный транспорт. Крупнейшие международные перевозчики. Международные коды главных компаний и аэропортов. Организация перевозок. Регулярные рейсы. Чартерные перевозки. Блок-чартер. Договор перевозки. Билет и багажная квитанция. Правила воздушной перевозки. Условия бронирования. Тарифы, льготы и скидки. Аннуляция и платежи. Классы обслуживания, еврокласс и евробонус. Трансфер. Нормативные и международные документы, регламентирующие перевозки: Варшавская конвенция (1929 г.) и Чикагская конвенция (1944 г.), Международная ассоциация воздушного транспорта.
Авиакомпании мира. Российские национальные перевозчики. Качество обслуживания и безопасность перевозок. Железнодорожные внутренние и международные перевозки. Вид поезда. Класс размещения. Стоимость проезда. Линейные, кольцевые и радиальные экскурсионные и т.д. маршруты. Городской транспорт (метро и трамваи). Безопасность поездок. Международные и национальные нормативные документы по организации перевозок. Правила перевозок пассажиров, багажа и почты. Автобусный и автомобильный транспорт. Оборудование и характеристики автобусов. Объем автобусных перевозок и их организация. Классификация автобусов. Безопасность перевозок. Европейское (1982 г.) соглашение о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами. Унифицированный комплекс листов поездки Минтранспорта России. Российская ассоциация международных перевозок. Международный союз автомобильного транспорта. Аренда автомобилей. Трансфер. Внутримаршрутные поездки. Транспортные средства с использованием вьючных и упряжных животных. Туристские и регулярные перевозки.
5. Туристская деятельность. Организация путешествий. Турагенты. Продавцы, покупатели и исполнители туристских услуг. Договорные отношения между ними. Структура индустрии туризма. Туризм - открытая система. Элементы системы. Туроператоры (турорганизаторы) и турагенты. Туристская деятельность. Продвижение туристского продукта. Роль СМИ. Структура затрат на зарплату. Рекламная брошюра и каталог. Использование туристских ресурсов. Организация взаимодействия субъектов туристского рынка. Международная гостиничная конвенция. Гостиничный контракт. Гостиничный тариф. Международные гостиничные правила. Соглашения и стандартный контракт МГА с Международным транспортным Союзом (ИРУ).
Агентское соглашение. Договор-поручение и договор комиссии. Кодекс отношений между гостиницами и турагентами. Существенные условия контракта на туристские услуги. Стандартные контракты и стандартные правила размещения. Рейтинг качеств «идеального» туроператора.
6. Рынок туристских услуг. Оптовая и розничная продажа турпродукта. Сегмент рынка. Субрынки. Спрос и предложение. Правила продажи. Договор, путевка, ваучер. Рынок туристских услуг. Три основных условиях функционирования рынка. Субъекты туристского рынка. Потребительский рынок. Покупательский спрос. Виды спроса. Особенности туристского спроса. Факторы спроса. Предложения на туристском рынке: направления, объем услуг и цена. Жизненный цикл товара. Ограничители рынка. Оптовая и розничная продажа турпродукта. Социально-экономические возможности граждан РФ. Пирамиды социально-экономических возможностей граждан. Предпочтения по видам отдыха, различия в намерениях посетить страну. Показатели туристского рынка. Существенные условия договора купли-продажи туристского продукта. Публичная оферта и акцепт. Стандартная форма туристской путевки - ТУР-1. Ваучер. Оплата путевки. Бронирование. Информационный листок. Безопасность путешествия. Директива ЕС по защите прав потребителей туристских услуг. Франкфуртская таблица по снижению цен на поездку. Возмещение ущерба. Условия аннуляции. Общие условия продажи турпродукта.
7. Туристские формальности. Безопасность путешествия. Страхование при путешествиях. Туристские формальности: паспорта, визы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила режима въезда-выезда. Особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране пребывания, иммиграционные правила и другие процедуры. Порядок применения и оформления таможенной декларации, организация перемещений через таможенную границу товаров, не предназначенных для коммерческой деятельности. Ввоз и вывоз валютных ценностей. Рекомендации ВТО в области валютных операций. Закон РФ «О нормах выезда из РФ и въезда в РФ».
Визы и паспорта. Вид виз и их оформление. Рейтинг консульских представительств иностранных государств в Москве. Шенгенские визы. Ввоз и вывоз культурных ценностей, флоры и фауны. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Медицинские формальности. Безопасность жизни и здоровья туристов. Международные медико-санитарные правила ВОЗ. Информационный листок туриста. Сертификат безопасности. Страхование при поездках. Основные нормативные и законодательные акты по страхованию, действующие в России. Международный страховой полис. Страховые риски и страховые взносы. Права и обязанности туриста. Роль государства в обеспечении безопасности путешествий граждан. Международный опыт по разработке мер безопасности туриста и документы ВТО. Туристская полиция. Политика обеспечения безопасности туристов.
8. Государственное регулирование туристской деятельности. Экономические и административные механизмы поддержки развития туризма. Принципы государственного регулирования туристской деятельности, закрепленные в международных законодательных и нормативных документах. Цели государственного регулирования. Туристское образование.
9. Стандарты туристского обслуживания. Лицензирование туристской деятельности. Сертификация туристских услуг. Безопасность и качество услуг. Сертификация туристских услуг. Безопасность и качество услуг. Закон РФ «О стандартизации». Государственная система стандартизации. Объект стандартизации - туристская услуга, производственный (технологический) процесс оказания услуги и ее результат. Услуги материальные и социально-культурные. Нормативные документы по стандартизации: стандарты, общероссийские классификаторы и правила. Стандартизация в области туристско-экскурсионного обслуживания, ТК-199, ОКОНХ, ОКДП и ОКУН. Лицензирование туристской деятельности. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ. Нормативные документы РФ по лицензированию. Московская лицензионная палата. Постановление Правительства РФ «О лицензировании туристской и турагентской деятельности» от 11 февраля 2002 г. № 95. Порядок выдачи лицензий. Система лицензирования. Организационно-правовые основы сертификации туристских услуг. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». Обязательная и добровольная сертификация. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» от 13 августа 1997 г. № 1013. Система сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Сертификаты соответствия безопасности и качества услуг.
10. Туризм и экология. Экологический менеджмент в туризме. Основные понятия и определения экологии в туризме. Экологические путешествия. Экологическая безопасность. Система экологического менеджмента в Европе. Положения ЕС 1893/93 «О добровольном участии компаний в системе экологического менеджмента и ревизии ЕМАС». Экологические методы в управлении. Требования стандарта BS77SO британской организации стандартизации. Стимулирование добровольной экологической деятельности предприятий размещения и питания. Международная гостиничная экологическая инициатива - ИХЕЯ (в рамках МГА). Деловая концепция экологического менеджмента предприятий туризма, экологическая политика предприятий и защита окружающей среды, состав тур продукта, политика закупок и сотрудничество в области экологии. Экология в нормативных документах туристско-экскурсионного обслуживания в России. Экологически подготовленные туристы и предприятия туристской индустрии. Сертификация системы экологического менеджмента предприятий туризма.
11. Социальный туризм. Вопросы социального туризма в законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Социальный туризм - туризм слабо защищенных в социальном отношении малоимущих граждан. Организация социального туризма в СССР и России. Центральный совет по туризму и экскурсиям, Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Российская ассоциация социального туризма - PACT. Международное бюро социального туризма БИТС. Монреальская декларация БИТС 1996 г., Манильская декларация по мировому туризму ВТО, 1980 г. Клиентура социального туризма. Условия принадлежности к организациям социального туризма. Трудности современных организаций социального туризма. Отпускные чеки, получившие распространение в странах Европы. Категории лиц, имеющих предпочтительное право на льготы социального туризма. Проекты законов РФ «О социальном туризме», «О чеке», «Об отдыхе».
12. Система владения отдыхом. Система владения отдыхом - динамично развивающийся субрынок мировой индустрии туризма. Разновидности системы владения отдыхом. Концепция тайм-шера. Состав индустрии владения отдыхом, промоутеры, специалисты по продажам, компании по управлению курортами, компании по обмену, трасты или политические организации компании по перепродажам (вторичному рынку). Стандартные задачи промоутера. Система контроля качества курорта. Составляющие туристского продукта: интервал, сезон, модуль; обмен. RCI - ведущая компания в мире по организации обмена владения отдыхом. Технологические компании, входящие в RCI. Российское представительство RCI. Директива Европейского парламента и Совета (94/47/ЕС от 26 октября 1994 года) «По защите покупателей в отношении некоторых аспектов контракта, касающихся приобретения права использования недвижимой собственности в режиме размеренного времени». Законодательные акты стран Европы и Америки по таймшеру и защите прав потребителей. Проект федерального закона «Об основах единого рынка прав владения клубным отдыхом».
13. Религиозный и паломнический туризм. Религиозный и паломнический туризм - составная часть современной индустрии туризма. Паломничество - посещение религиозных святынь. Периоды и продолжительность религиозных путешествий. Три формы религиозного туризма. Направления и регионы внутреннего, въездного и выездного паломнического туризма. Основные религиозные конфессии Москвы. Страны - центры паломничества в мире. Распоряжение мэра г. Москвы «О развитии религиозного туризма» (от 16 января 1997 г. № 34).
14. Походы и путешествия по спортивно-оздоровительным (самодеятельным) туристским маршрутам. Организационные основы путешествий. Туристско-спортивный союз России. Классификация самодеятельного туризма. Виды соревнований в спортивном туризме.
15. Квалификационные требования к некоторым профессиям и должностям работников туристской индустрии. Занятость в туризме по данным ВТО и ОЭСР. Уровни подготовки специалистов туризма и гостиничного хозяйства. Российские образовательные стандарты. Характеристики МОТ, касающиеся занятости в индустрии и туризма. Три основные системы оплаты труда в туризме. Проблемы развития образовательной системы оплаты труда в туризме. Проблемы развития образовательной системы в сфере индустрии туризма (ВТО). Международная стандартная классификация профессий (МСКП-88). Общероссийский классификатор рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016-94. Опыт подготовки кадров индустрии туризма. - CEDEFOP - центр развития профессионального образования стран Европейского союза. Профессии в сфере туризма по CEDEFOP. Служебные обязанности персонала.
Учебно-тематический план курса «Организация международной туристской и гостиничной деятельности»
Цель и задачи обучения - формирование у студентов системы профессиональных знаний о мировой и отечественной индустрии туризма, основах ее организации и управления, особенностях формирования и продвижения туристского продукта на рынке, обретения организационных, экономических, рекламных навыков и расчетах показателей производственной деятельности туристской фирмы как части индустрии туризма. Курс изучается в 5 и 6 семестрах. Форма итогового контроля - экзамен. В ходе изучения курса студентами выполняется курсовая работа.
Продолжение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|