Структурное единство и смысловые акценты Евангелия от Иоанна (обзор основных концепций).
Ев. Иоанн – сын Галилейского рыбака Зеведея и Саломии. «Оставили отца своего и работников в лодке» (Мк.) – работники, слуги Зеведея или просто артель рыбаков? Возможно, семья Зеведея имела связи с первосвященником (18,15) Саломея упоминается в числе жен,следовавших за Господом. Предание считает ее дочерью Иосифа-обручника. Брат Иоанна – ап. Иаков. Иоанн был учеником Иоанна Предтечи и последовал с ап. Андреем за Христом. В молодости Иоанн был ревностен и горяч, так что господь неоднократно сдерживал его (Лк. 9, 54). Иоанн в том числе возбранял человеку изгонять бесов именем Иисуса. Иаоанн с матерью просил ближайшего ко Христу места в Его царстве. Однако Иоанн очень хорошо усвоил проповедь Христа и очень изменил себя, свои взгляды на жизнь, свой характер – он стал самым кротким и самым любящим апостолом из всех, «апостолом любви». Возможно, на него особенно повлиял пример Христа, когда Тот умывал ноги ученикам, после того, как Иоанн и брат просили Христа о ближайшем месте в царстве. Свидетельства древней Церкви о смерти Иоанна разнятся. Основное предание – что Иоанн велел похоронить себя живым в гробе, и после вскрытия гроба его там не оказалось. Но Паппий Иерапольский, ближайший ученик Иоанна, писал о мученичестве Ин. Возможно, он имел в виду состояние мученичества Ин, а не его мученическую смерть? Особенности повествования. - Большой фактический материал, дополняющий другие три Евангелия (брак в Кане, беседа с Никодимом, проповедь в Самарии, воскрешение Лазаря и др.). Так что складывается впечатление, что одна из целей - историческая. В то же время в Ев. от Ин. нет повествований о Рождестве, о Преображении (при его богословии света), о преломлении хлеба на Евхаристии). Также отсутствуют притчи. Отсюда возникает мысли, что, действительно, целью Ин. Было пополнить недостающие исторические факты.
Плюс у него есть точность географических названий, имен. Но с другой стороны у блж. Августина есть сомнение по поводу имени Малх, т.к. корень этого имени «царь», и у раба такого имени быть не может. Иоанн не только в категориях богословских, но и в категориях исторической причинности показывает, как дело дошло до Страстей, чего нет у других евангелистов. Для этого он сосредотачивает всё в Иерусалиме, а не в Галилее; уже с 4-й главы намечает «контакты» Христа с синедрионом; часто показывает элементы преследования Христа в течение всего земного странствования; воскрешение Лазаря показывается как непосредственная причина последовавших затем событий Страстей. Страсти Христовы тоже описаны очень обстоятельно, с дополнительными фактами (например, о неистовстве иудеев). Он пишет более открыто и беспристрастно о роли иудеев в смерти Христа. Вероятно, это стало возможном потому, что ко времени написания Ев. от Ин. Уже состоялось разрушение Иерусалима, и иудеохристианство значительно пошатнулось. Ев. Иоанн единственный дает некие хронологические вехи земного служения Христа, которые дают возможность судить о продолжительности его служения. Традиционное представление о трех с половиной годах служения Христа основано на свидетельстве Ин. В одном месте есть сомнение – говорится ли у Ин. О Пасхе или о празднике кущей, и т.о. служение Христа может сократиться до двух с половиной лет. Исторические пределы от Ин. История как вероучительный символ. Наряду со всем вышеуказанным Ин. Как будто пренебрегает исторической точностью. Так, рассказ о просьбе учеников умножить в них веру по временным параметрам полностью противоречит указанию на это же событие у синоптиков.
Исповедование Нафанаилом Христа Сыном Божиим описывается уже в 1-й главе, тогда как по синоптикам никто, кроме ап. Петра этого не понимал. Исповедание Петром Христа у Ин. происходит сразу в начале Ев., а у синоптиков на это исповедание ап. Петру понадобилось гораздо более времени. В Ин. 2, 11 опять говорится, что уверовали в него ученики Его. Событие очищения храма (2, 13-22) у Ин. помещено в начале служения, а не в конце, что противоречит не только синоптикам, но и логике. Кроме этого наблюдаются и другие противоречивости, нелогичности в повествовании Ин. Иногда Ин. просто пренебрегает том, чтобы до конца пояснить ранее упомянутые исторические факты, например, Ин. 12-22. Есть неясности в окончании речей людей. Иногда Ин. излагает речь человека, а потом без указания, где она заканчивается, переходит в рассуждения самого Ин. (речь к Никодиму, речь Иоанна Крестителя (1, 15-16), беседа с ап. Петром в 21 гл.) Так что Ин. не столь уж скрупулезен в изложении исторических фактов. Так волновала или его вообще история? Если нет, то для чего служит у него изложение истории? Еп. Кассиан (Безобразов) полагает, что история для Ин. – это символ реалий духовных. Не следует говорить, что история совсем не важна Ин., но две ценности: факт и идея располагаются у него в иерархическом порядке, история служит идее. Еп. Кассиан: факты – проекции божественных идей в истории. Пример для пояснения этих мыслей. Неоднократно догматические речи Христа запечатлеваются делами, событиями, вписывающимися в контекст этих речей. Например, чудо исцеления капернаумского царедворца описывается после беседы с Никодимом и самарянкой, после свидетельства Иоанна Предтечи о Христе как о начале жизни. Это чудо являет начало жизни для верующих в Него. Чудо – это символическое запечатление речей. Воскрешение Лазаря запечатлевает предшествующие речи Марфе о том, что Он – воскрешение и жизнь. В других случаях чудеса служат исходной точкой для речей. Так, от чуда у овчей купели начинается речь о единстве Христа со Отцом. Насыщение пяти тысяч хлебами предваряет беседу Христа о Себе как о хлебе животном. Т.о. Ин. излагает исторические факты ради внутреннего смысла. В подтверждение можно привести факт, что Иоанн ни разу не употребляет слово чудо, а употребляет слово знамение, символ (в греческом оригинале).
Однако символический характер чудес в Ев. от Ин. не умаляет их исторической реальности. Можно отметить, что у Ин. символами выступают также образы – день, ночь, тьма, вода и т.д. Структурное единство и смысловые акценты Евангелия от Иоанна (обзор основных концепций). Какова же логика расположения материала в Ев. от. Ин.? Мнений много. I. Основную нить повествования дает свидетельство Иоанна Предтечи об Иисусе как Агнце Божием (1, 29, 36). Конечная точка, утверждающая истинность этого свидетельства – обстоятельства распятия, прежде всего, то, что состоялось пророчество «кость Его не сокрушиться» (Ин. 19, 33), которое в В.З. относилось к пасхальному агнцу. Таким образом то, что открылось в начале служения Христа Предтече, в конце Его служения открылось всем. Косвенные аллюзии на пасхального агнца можно увидеть и во всем повествовании. Авторы такого понимания – Локк и Хоскинс. II. Основная идея задается словами о Христе как о Свете Истинном, начиная с пролога, все повествование ведется в контексте символики света и тьмы, дня и ночи. Таким образом Ев. можно разделить на «световые разделы». 1. Введение (1, 1-18). 2. Служение Христа в свете дня (1, 18 – 12 гл.). Это день общественного служения Христа, который постепенно близится к закату. Почти все события совершаются днем, кроме беседы с никодимом. А в беседе с Никодимом преднамечается грядущая ночь, источник которой в синедрионе. Еще день, но показывается, что оттуда придет ночь. В 12 гл. Иисус последний раз свидетельствует о Себе как о свете (12, 35; 12, 46). 3. Ночь восхождения к Отцу, или ночь страстей Христовых (13, 1 – 19, 42). Се события совершаются ночью. И первое из них – Тайная Вечеря. 4. День нового времени (нового эона). С 20, 1. Начинается словами «в первый день недели приходит Мария Магдалина ко гробу рано». Рано – еще темно, потому что приходит еще со скорбью и отчаянием. Такое понимание предлагает еп. Кассиан (Безобразов). Автор не он, но он дополнил это понимание.
III. Чарльз Додд предложили идею, что всё Ев. от Ин. – это диптих (двухсоставный) знамений и страстей. Таким образом Ев. можно поделить так. 1. Вступление (1 гл.) 2. Книга знамений (2-12) 3. Книга страстей (13-20). 4. Эпилог (21 гл.) Вступление делится на части, тождественные по смыслу: а) 1-18 ст. – свидетельство о Христе для языческого восприятия; б) 19-51 ст. – свидетельство о Христе для иудейского мышления. Так, словам о воплощении Логоса (языч.) соответствуют слова о Небе отверстом и Ангелах, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (иуд.) Книга знамений делится на семь эпизодов, каждый содержит знамение и вероучение к нему: а) 2, 11 – 4, 42 – новое Начало; б) 4, 46 – 5, 47 – животворящее слово; в) 6 гл. – хлеб жизни; г) 7-8 гл. – свет и жизнь; д) 9, 1 – 10, 39 – суд в свете; е) 11,1 – 53 – победа жизни над смертью; ж) 12 гл – жизнь через смерть. Чарльз Додд полагает, что каждый из эпизодов обнимает весь сюжет Ев.: путь в Иерусалим, смерть, воскресение и слава. Т.о. Ев. становится подобным фуге, в которой одна тема повторяется несколько раз. Книга страстей делится: а) прощальная беседа; б) первосвященническая молитва; в) повесть о страстях и воскресении. Все семь предыдущих знамений получают свое завершение в конечном всеобъемлющем знамении страстей и воскресения. IV. Автор – еп. Кассиан Безобразов. В основу разумения идеи, которой изначально руководится Ин, положены слова первого соборного послания Иоанна, которое можно положить эпиграфом к Ев. (1 Ин. 5-6): «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою, кровию и Духом». Т.о. Ев. от Ин. – совокупность трех повествований: 1. (1-10) – Иисус, пришедший водою; 2. 11 – 20,18 – Иисус, пришедший кровию; 3. 20,19 – 21, 25 – Иисус, пришедший Духом. «водою, кровию и Духом» - полемические слова против Керинфа, который учил, что Христос пришел только духом и был духовен. Т.о. эти слова – догматическая схема полемики, а Ев. заполняет и обосновывает эти слова. V. Всё повествование Ин. представляет собой учение о таинствах Крещения и Евхаристии. VI. Идея всего повествования содержится в указании перехода от ветхозаветного культа к новозаветной богослужебной общности. Эта тема задается словами: «закон дан через Моисея, благодать же и истина через Иисуса Христа» (1, 17). Автор – священник Александр Прокопчук. Обоснование: почти все события соотносятся с ветхозаветным культом. Например, большая часть речей произнесена в Иерусалиме на празднике. А события вне Иерусалима связаны с Иерусалимом (1, 19; 4, 20; 4, 45; 6, 4; 7, 1-3; 11, 8; 11, 18019) или хотя бы косвенно связаны с ветхозаветным культом (например, в чуде насыщения хлебами указывается на близость Пасхи).
Другой подтверждающий факт – масса символов отмены ветхозаветного культа (например, разорванная катапетасма), а в словах Христа о разрушении храма есть и смысл потери священного характера иудейским храмом. Другой аргумент – последовательность событий составляет антитезу ветхозаветного и новозаветного духа. Так, в 1 и 2 гл. говорится об исповедании учеников, а в следующих главах – о неготовности к вере иудеев. VII. В Ев. от Ин. ключевой является проблема ап. Петра. Она ставится в начале Ев. (4, 41), проводится через всю книгу и разрешается в конце (гл. 21). Конечно, это неверно, но автору концепции важно подчеркнуть достоинство ап. Петра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|