ЧУДЕСА Христовы в Евангельском повествовании: количество, география и значение чудес. Смысл чудес исцеления бесноватых, слепых и воскрешения мёртвых. Чудеса как знамения в Евангелии от Иоанна.
В четырех Ев. содержится 37 чудес, некоторые из них описываются разными евангелистами. Только одно чудо опимсывают все 4 евангелиста: насыщение хлебами. Не все чудеса записаны. Мф. 11, 21, Лк. 10, 13 упоминают, что были чудеса в Хоразине, не описывая их У евангелистов не было задачи описать чудеса. Этим канонические тексты диссонируют с апокрифами, в которых есть стремление к чудесам. Даже чудесные события евангелисты описывают просто, «не чудесно», например, что Христос прошел через разъяренную толпу. Брюс Мецгер говорит, что евангелисты проглядели столько вомзожностей, где благочестивое воображение могло бы приукрасить повествование. Евангелисты держались осторожной линии, основанной Самим Христом. Христос умалаля значение веры, основанной на чудесах, Он просил учеников не разглашать некоторые чудеса. Луиджи Сантуччи (католический экзегет) гворит, что вера Христа стремится обойтись без чудес. География чудес Важное место у чудес в Иерусалиме. Их значение сюжетное. - То, что сделано в Иерусалиме, становится достоянием, делает Его известным. - Они показывают, как дело дошло до страстей. Тут ключевое чудо – воскрешение Лазаря. Чудеса в Галилее и Капернауме Назарете. Исцеление паралихованного слуги римского сотника, тещи Петровой, бесноватого в синагоге и др. В Назарете факт и причина ограниченности силы Христа в чудесах. В этом факте выявляется, что соработниками Христа в чудесах являются люди. Христос не ломает человека чудом. Это важно для богословия чудес. Это продолжение слов: «Се, стою у дверей, и стучу. Если кто услышит и откроет, войду и буду вечерять с ним» (сотворю чудо). Итак, основные места чудес – иерусалим и галилея.
Разновидность чудес Как у человека могут быть различные беды, так и чудеса разные. Насыщение. Исцеление. Воскрешение. Есть чудеса до Воскресения, и чудеса после Воскресения. Смысл и обстоятельства некоторых видов чудес Исцеления бесноватых. Данные чудеса немногочисленны (в Капернаумской синагоге, в гадаринской стране, бесноватый отрок, бесноватый слеп-немой, дочь сирофиникиянки, Мария Магдалина бесноватая). Их богословский смысл – они составная часть библейского богословия, Христос – это пришедший сразиться с сатаною,с диаволом. В Ев. противопоставляются Царство небесное и мир сей. И победа Христа над сатаной, проявляющаяся в исцелении бесноватых – верная примета наступления мессианской эпози. Он и Сам об этом говорит: если Я Духом Святым изгоняю, до достигло до вас Царствие Божие. Т.о. исцеление бесноватых – это грань победителя диавола. Что такое власть сатаны, в чем она проявляется? Сщмч. Игнатий Богоносец: власть диавола проявляется в страхе смерти. В библейском богословии власть диавола проявляется в болезнях. Луиджи Сантуччи: Диавол, подражая Христу, воплощается в своих последователях – это феномен беснования. В Ев. беснованием считаются и физические болезни. Лк. 13, 11 говорит о согбенной женщине: она имела духа немощи. Пребывание в пустыне Христа – это та же тема: вызов диаволу. Пустыня, пустынное место в ветхозаветной традиции – это место обитания диавола. Проказа – разложение плоти. Беснование – разложение личности. В этом смысле все люди бесноватые в той или иной мере. Еа. Григорий (Лебедев) говорит, что из Мк. 9, 16-29 видно, что беснование широко распротранено, что это общая болезнь. Так, о бесноватом говорится, что это «один из народа». «Издества» возможно означает первородный грех. Исцеленный от беснования отрок «сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер» - исцеленный человек умирает для мира, выключается из мира бесноватых, поэтому другие люди, подверженные духу беснования, воспринимают его как умершего.
Гадаринский исцеленный бесноватый своим поведением также осуждал весь мир, его поведение после исцеления – совсем иное, чем у жителей. Т.е. власть духа над человеком проявляется в образе действия человека по отношению ко Христу. Исцеления слепых. Всего их 8. Двое слепых после восркшения дочери Иариа, слепой Вартимей, многие слепые у моря Галилейского (Мф. 15), исцеление через плюновение, у Иерихона, словом «прозри», слепорожденного у Ин., всех слепых, хромых при входе в Иерусалим (Мф. 21), бесноватого немого и слепого. Свт. Григорий Палама в 3-й гомилии о значении таких чудес проводит параллель между слепотой и безверием. Христос этими чудесами показывает, что пришел исцелить людей от духовной слепоты и Григорий Палама предлагает считать все эти случаи аллегорическими. Так, одних Христос исцеляет сразу, других постепенно – это моментальное принятие веры или долгий путь к вере. Одних исцеляет словом, других действием – одни воспринимают веру по единому слову, другие толькое сли Господь произведет над ними действие Своего Промысла. Господь исцеляет и просящих, и непросящих – и идущих веру, и не ищущих. Удивителен случай исцеления слепорожденного. Грех как причину слепоты Христос отвергает и предлагет искать не причину (почему), а цель (зачем). Таким образом о некоторых людях нужно думать не в категориях почему, а в категориях зачем. И вообще все ответы можно дать лишь из конечной точки мироздания, а не из точки грехопадения. Значение всех чудес 1. Чудеса Христу не нужны для явления силы, а Он сострадает. Христос пришел для одного чуда – воскреснуть. Для нашего спасения Ему другие чудеса не нужны. 2. Католический богослов Бальтазао говорит, что чудеса являются чем-то вроде замены сло для тех, кто не имеет ушей. Т.е. для болшей правдоподобности и убедительности. Также, что чудеса – это знкамения. Тема чуда как знамения развита у евангелиста Ин. так, исцеление бесноватых – это знамение победы над сатаной, а не только речи о победе. 3. Типологический саысл – связь чудес с прообразами и пророчествами В.З. Христос являет исполнение древних пророчеств о наступлении мессианской эпохи (Ис. 35, 3-6)
Эту способность чудотворения Христос передал людям.
Время и обстоятельства ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ. Проблема времени совершения Тайной Вечери и различные попытки решения этой проблемы. Евангельское повествование о Страстях Господа нашего в свете теории солнечного календаря (суть теории Анни Жобер, аргументы в пользу теории и возражения). «Тело в снедь» в евангельском повествовании: обстоятельства и вещество Тайной Вечери в святоотеческой экзегезе. Есть крупная неясность – когда состоялась Тайная Вечеря, и что это тогда вообще было, ветхозаветная пасха или что-то иное? Согласно В.З. пасхальный агнец должен быть заколот в полдень 14-го нисана и съежег по заходе солнца, что означало наступление 15-го нисана. Есть явные расхождения с этим требованиями обстоятельств Тайной Вечери в НЗ. Ин. 18, 28 «Они (иудеи) не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». Что это значит? Или пасха еще не состоялась, и Христос с учениками совершил ее ранее положенного срока. Или, напротив, иудеи ее отложили. Если пасхи еще не было, то получается, что в преторию Христа привели 14-го нисана, как раз ко времени заколения пасхального агнца. Мк. 14, 12 «В первый день опресноков, когда заколали агнца, ученики говорят: где хочешь есть пасху? Судя по тексту, тайная Вечеря совершалась в самый день ветхозаветной пасхи. Налицо противоречие. Возможные ответы. I. Ветхозаветная пасха в тот года совпала с субботой, тогда заколаниее агнца должно был состояться в пятницу вечереом, а пятница вечер – это суббота, покой, предполагают, что в таких случаях заколание переносили на чествер вечер. (Еп. Кассиан Безобразов, «Христос и первое христианское поколение»). Это предположение, исторических подвтерждений наличия такой практике нет. II. Из-за большого количества паломников пасху праздновали несколько дней. Исторических подтверждений такой практике тоже нет. III. В «Учении апостолов» (или «Дидаскалия») (произведение II-III в.) можно найти косвенные свидетельства тому, что синедрион, опасаясь галилеян, передвинул пасху. В оответствии с этим церковная традиции относит среду к прединию Христа Иудой, а пятницу к распятию, назвачив в эти двни пост.
IV. Теория католического библеиста Роберта Брауна. Тайная Вечеря не была законной ветхозаветной пасхой. Она на сутки предшествовала законной пасхе. Несмотря на это, Христос на Тайной Вечере сознательно копировал все детали пасхальной трапезы, кроме пасхального агнца, которым был Он Сам. Таким образом Христос показал типологическую связь Вечери и пасхи. А в синоптической традиции при изложении евангелистами произошло упрощение, они не стали вдаваться в объяснение таких подробнотсей и просто говорили о пасхе. V. Теория нескольких календарей. Есть исторический факт, что в Палестине в те времена использовалось несколько календарей. 1. Официальный иерусалимский, по которому жили священники и книжники, и совершалось богослужение. По этому календарю священники икнижники не могли войти в преторию. 2. Календарь фарисеев. Про него мало известно. 3. Галилейский календарью 4. Календарь кумраснких есеев. Известно, что он был распространен и в других есейских сектах. О нем было известно и до куранских находок: его следы есть в апокрифических книгах Еноха, книге Юбилеев. Но было неясно, был ли он еще живо во времена Христа. Кумранские открытия показали, что был. Официальный календарь был лунным. А этот – солнечным. Его достоинство в том, что определенная дата всегда приходилась на один и тот же день недели. 14-го нисана всегда приходилось на вторник. Это исследовалал фракнцузская исследовательница Ани Жобер. Она говорит, что во вторник утром была подготовка к пасхе, а вечером вечеря. Ночью со всторника на среду взятие Христа. В среду допрос и 1-й суд в синедрионе. В четверг суд в синедрионе, потом предстание Иисуса перед Пилатои и Иродом. В честверг вечером – сон жены Пилата. В пятницу – 2-й суд Пилата, осуждение и распятие.. Аргументы за эту теорию. а) Сама Анни пишет, что события, повествуемые в Ев., трудно втиснуть в 24 часа, как это полагалось бы, если бы мы слеодвали синоптиками. Особенно трудно это по отношению ко усем судам и распятию когда все события должны были произойти до 12 дня. б) В раввинистической литературе говорится, что для вынесения смертного приговора должны состояться 2 заседания синедриона в 2 разных дня, причем ни один из нех не должен быть кануном праздника. в) По Ин. памазание в Вифании было за 6 дней до пасхи, по синоптикам – за 2. Это согласуется в хронологии Ани Жобер (у Ин. – официальная хронология, у синоптиков – есейская).
г) Ап. Павел говорит о Тайной Вечере (1 Кор. 11, 23): «господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб». Анни спрашивает, пчоему о ночи говорится как о ночи предания, а не о ночи накануне смерти? Разве в предании важность более значимая, чем в смерти? д) Есть прдание в «Учении апостолов», что Христос справлял пасхальную вечерю во вторник вечером. Но в «Учении» мотив этого поступка представлен иной, чему у Ани: что иудеи передвинули Пасху. е) Свт. Епифаний Кипрский (умер в 405 г.) объясняет пост в среду тем, что в этот день Христа взяли под стражу (это и аргумент за теорию из «Учения апостолов»). Аргументы против теории Анни Жобер. а) События не могли быть растянуты, ибо иудем, согласно сюжету, все делали в спешке. С другой стороны, растянутость даже на 3 дня – не есть ли спешка для иудеев того времени? б) Роберт Браун гооврит, что «Учение апостолов» не надо воспринимать как исторически достоверную – ее цельне историческая, а литургическая, т.е. желание обосновать пост в среду. С другой стороны было бы странно устанавливать Церкви пост до Великого Четвертка. в) Предательство в среду имеет в виду не взятие под стражу, а получение сребренников. «Тело в снедь» в евангельском повествовании:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|