Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смысл и внутреннее единство повествования об умовении ног ученикам, прощальной беседы и первосвященнической молитвы (ин. 13-17 гл).




Ин. главы 13-17 – это одно целостное повествование. И Церковь объединила это в одно зачало, на раздробляя. Это события: Умовение ног (Ин. 13, 1-30); Прощальная беседа (13, 31 – 16, 33); Первосвященническая молитва (17 гл). Эти три фрагмета представляют собой внешнее и внутреннее единство.

Внешнее единство обусловлено единством самого действия, которое разворачивается в Сионской горнице, в пути к горе Елеонской и у подножия этой горы за потоком Кедрон.

Внтурееннее тематическоге единство.

Начинается ловами «перед праздником пасхи Иисус, зная, что причел час Его перейти от мира сего к Отцу». «Час Его» - это центральная точка мироздания. Ин., 2 гл. – «что Мне и Тебе, жено» Еще не пришел час мой». Ин. 7, 20 – «никто не наложил на Него рук, ибо не пришел час Его» - значит «час Его» - это когда наложат на Него руки. Ин. 8, 2 – «никто не взял Его, ибо не пришел час Его». И другие отрывки.

И вот, в Ин. 13, 1 час Его пришел. Час крестных страданий. И Страстные Евангелия начинаются с этих слов.

Понимание символиеских действий на Тайной вечери поможет вяснить смысл Прощальной беседы и Первосвященнической молитвы. И наоборот – понимание беседы и молиты поможет понять смысл омовения ног.

Препоясал Себя

Это действие имело типологический смысл.

Ис. 11, 5 «И будет препоясанием чресл Его – правда, и препоясание бедр Его – истина». Значит, в этот момент в Сионской горнице исполняется в истинном смысле Правда, Истина. Она одна. Значит, всякая правда и истина – то, что случилось в Сионской горнице, и, чтобы понять, правда ли и истина то, что происходит в жизни, нужно соотнести происходящее с Сионской горницей.

Препоясание - образ служения­. И в В.З., и у Лк. 17 «преготовь мне трапезу иЮ препоясавшись, служи мне».

Также образ духовного бодрствования. «да будут чресла ваши препоясаны и светилники горящи».

Также образ смерти. По воскресении Христос говорит Петру: «другой тебя препояшет и поведет, аможе не хощеши… это он сказал, давая понять, какою смертью прославит Петр Бога». Т.е. это образ служения, осуществляемого всмерти.

Препоясавшись, Христос показывает, что теперь Он ведется волей Отца.

Свт. Григорий Палама писал, что препоясаться самому – это пользоваться своими силами, а быть препоясанным от другого – получать силы от Другого.

Умовение ног

По ветхозаветном ритуалу перед трапезой умывались руки. Но Он умыл еще и ноги, совершив сверхдолжное.

Может, потому и не умыл им руки, чтобы дистанцироваться от всяческих ветхозаветных параллелель, чтобы это было совершенно новое действие.

Что есть умовение для Господа и для учеников?

Для самого Христа – это дело любви. Похожие примеры – женщина, помазавшиая ноги Иисусу (Лк. 7, 44), истинные вдовицы у ап. Павла, принимающие странников и умывающие ноги святым (11 Тим. 5, 10). Сам Ин говорит: «явил делом, что возлюбил Своих, сущих в мире», и не описывает ничего, кроме умовения ног.

Что же это для учеников?

а) Укором и урок инстинного смирения и любви.

У Лк. (22, 24) упомянут, без стыда и смущения, спор о первенстве между двенадцатью апостолами. Не понятно, когда он состоялся, но, возможно, что после трапезы на Тайной вевчери. И в ответ Христос явил умовение ног. Тогда понятны слова Христа: если Я, Господь и учитель, умыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг сдругу.

б) Знак и дарование очищения.

Вообще всякое омовение в В.З. – знак и символ чистоты. Но здесь чистота особая, и Господь отвергает просьбу Петра умысть ему руки и голову. Еп. Кассиан Безобразов пишет, что именно к ногам прилепляется враждебная пыль. Параллельно этому смыслу есть поисание синоптиков отрясеня с ного праха непослушного города. Т.о. умовение - символ очищения и, даже, изъятия из враждебного мира, во зле лежащего.

в) Символ приобщения к страданиям Господа, к Страстям.

Господь отвечает Петру: «Что я делаю ты не знаешь теперь, но поймешь потом». Т.е. в опыте собственных страданий. Но Петр все сопротивляется, и Христос говорит: «Если не умою Тебя, ты не имеешь части со Мной», т.е. не приобщишься Моим страданиям.

У синоптиков приобщение Господу достигается через Евхаристию. А у Ин. через омовение ног, т.е. через служение друг другу, через любовь, оказываему друг другу.

Почему Ин. избирает дял Тайной вечери образ воды, а не Тела и Крови? Увидим потом.

Если умовение было после трапезы, то Иуды на нем не было.

Когда оно было – фактов нет.

Но в новгородском Софийском соборе есть икона, на которой изображены сначала трапеза, потому умовение, потом Страсти.

Умовение как знамение идей Прощальной беседы и Первосвященнической молитвы.

Вспомним, что у Ин. всякая идея предваряется знамением.

Четыре смысла-знака у умовения:

1. Дело любви.

2. Очищение (изъятие из мира).

3. Страдание Христа.

4. Приобщение к страданиям учеников.

Дело любви.

В Прощальной беседе (Ин. 13, 34-35) Христос говорит: «Новую заповедь даю вам – да любите друг друга. Как Я возлюбил вас, так вы да любите» (Ин. 15, 9). Далее тема любви углубляется Христос предлагает образ лозы и ветвей с идеей пребывания во Христе. Т.о. Он не только заповедует любвовь, но предписывает пребывать в любви. Не рядом быть, а пребывать в Боге. Любовь – не внешняя добродетель, а образ существования.

В Первосвященнической молитве Христос обращается уже не только к ученикам. Он молитОтца соблюсти учеников в любви, которую явил им (Ин. 17, 26). «Я открыл имя Твое… да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них». Он просит, чтобы Сам Отец сделал нас сопричастными любви.

Тема страдания.

Умовение ног есть символ Страстей и приобщения к ним учеников.

В прощальной беседе Он проговаривает неизбежность Своих страданий и страданий Своих учеников. «Изгонят вас из синагог…» «В мире будете иметь скорбь. Но мужайтесь, Я победил мир».

В Первосвященнической молитве страдание учеников является предметом молитвы Христа ко Отцу. «Освяти их истиною Твоею» - просит Он (Ин. 17, 17). Греч. освяти – «агиадзо». Тот же глагол агиадзо в Ин. 17, 19 переводится на русский иначе: «за них я посвящаю Себя», то есть умираю. Т.е. можно было бы написать «Посвяти их истиною Твоею».

Тема утешения.

Появляется в Прощальной беседе. Главный элемент утешения – обетование Святого Духа. Святой Дух в речи Христа имеет эпитет Утешитель.

Символ воды в умовении ног – тоже символ Святого Духа, который есть Утешитель.

Ин. избрал для Тайной вечери не тему Тела и Крови, а тему Воды.

Прошение «во Имени Сына»: тема богосыновства в Прощальной беседе

Ин. 16, 23-24 «Истинно говорю вам, о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. До ныне вы ничего не просили во имя Мое». Это звучит странно, потому что мы знаем, что до этого ученики исцеляли и совершали чудеса именем Христовым. Что же этом ожет значить?

По гречески «во Имя Мое» звучит «е́н то́ онома́ти му» - «в Имени». Христос говорит это ученикам, которые только что причастились Его Тела и Крови. Тем самым Господлоь выявляет качественное отличие членов Церкви от тех, кто вне Тела Христова. Их он слышит изнутри, болезнованием сердца христиан Он сам болезнует. Т.о. возможно, что это фразеология, показывающая, что во Имя Христа может просить только христианин.

Дательный падеж «во имени» может означать, что причастивлиеся христиане могут просить не «ради Сына», а «в Сыне», в самом Имени Сына, пребывать в Имени Сына, потому что мы уже сыны Божии, молимся как сыны, а не через посредника.

Ин. 16, 26-27. «В тот день будете просить во Имени Моем (как Я прошу), и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас, ибо Сам Отец любит вас.»

Тогда понятны становятся слова: «доныне вы ничего не просили во Имени Моем», т.е. в положении сынов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...