Катапультное кресло К-36ДМ серии 2. Работа систем аварийного покидания ВС.
Катапультное кресло обеспечивает спасение летчика в самом широком диапазоне режимов полета. Летчик осуществляет катапультирование путем вытягивания вверх сдвоенной рукоятки управления системой катапультирования, после чего автоматически срабатывают в требуемой последовательности системы сброса откидной части фонаря и катапультного кресла, вплоть до ввода в действие спасательного парашюта. Защита летчика от перегрузки, возникающей во время катапультирования, и воздействия скоростного напора воздуха обеспечивается высотным снаряжением летчика, его принудительной фиксацией в кресле, устойчивой стабилизацией кресла в процессе катапультирования. Для поддержания жизнедеятельности летчика после катапультирования в кресле установлен носимый аварийный запас НАЗ-7М, автоматический радиомаяк КОМАР-2М и радиостанция Р-855УМ с частотой 121,5 МГц. Безопасное катапультирование осуществляется при следующих условиях: 1. Н=0 м, при движении самолета; 2. Горизонтальный полет: а) V<950 км/ч (V<512 узл.), Н - неограничена б) 950 км/ч (512 узл.)<V<1200 км/ч (647 узл.), Н>40 м (H>131 фт) в) 1200 км/ч (647 узл.) <V<1300 км/ч (701 узл.), Н>80 м (H>262 фт) 3. Горизонтальный полет и набор высоты: а) q =90°, Н>100 м (328 фт) б) q =180°, Н>200 м (656 фт)
Катапультное кресло состоит из сиденья, комбинированного стреляющего механизма, коробки механизмов, спасательной системы с куполом, уложенным в заголовник, носимого аварийного запаса НАЗ-7М, аварийной (кресельной) кислородной системы, эксплуатационных систем, обеспечивающих удобство работы летчика в кресле, и аварийных систем, обеспечивающих безопасное катапультирование. Носимый аварийный запас предназначен для поддержания жизнедеятельности летчика после катапультирования или вынужденной посадки. На кресле применяется носимый аварийный запас НАЗ-7М, автоматический радиомаяк "Комар-2М" и спасательный плот ПСН-1. Спасательный плот, автоматический радиомаяк и ранец НАЗ соединены 13-метровым фалом, уложены в профилированную крышку чашки сидения и выпускаются автоматически после ввода спасательного парашюта.
Изменение положения сиденья по высоте обеспечивается бесступенчатой электромеханической системой регулирования сиденья по росту летчика с помощью переключателя СИДЕНИЕ ВВЕРХ-ВНИЗ. Максимальная величина регулировки от крайнего нижнего положения до крайнего верхнего положения чашки составляет 135 мм. Защита летчика от возникающих при катапультировании перегрузок и воздействия скоростного напора воздуха обеспечивается высотным снаряжением, принудительной фиксацией в кресле, ограничителями разброса рук и мягкими захватами ног, устойчивой стабилизацией кресла в процессе катапультирования, а при катапультировании на скорости более 900 км/ч - дефлектором дополнительной защиты от воздушного потока. В полете, летчик удерживается в кресле эксплуатационной системой фиксации. Эксплуатационная фиксация осуществляется ремнями механизмов притяга плеч и пояса, подсоединенными к подвесной системе, и управляемыми ручками СТОПОР ПЛЕЧ и ПРИТЯГ ПОЯСА. Механизм притяга плеч, ограничивая ход ремней, препятствует свободному перемещению летчика в направлении полета и удерживает его от удара о приборную доску. При возникновении перегрузки в направлении "спина-грудь", превышающей 2 ед., механизм притяга плеч автоматически стопорит ремни. Комбинированный стреляющий механизм - энергодатчик, обеспечивающий разгон и подъем кресла на необходимую для перелета через киль высоту, ввод дефлектора системы дополнительной защиты от воздушного потока, ввод спасательного парашюта и отделение кресла от летчика. Энергодатчик состоит из двухтрубного стреляющего механизма (первой ступени), порохового реактивного двигателя (второй ступени) и механизма ввода парашюта. Первая ступень разгоняет кресло в направляющих рельсах до скорости не менее 13,6 м/с. Вторая ступень состоит из порохового реактивного двигателя, который обеспечивает креслу безопасную траекторию катапультирования. Механизм ввода парашюта обеспечивает отстрел заголовника для ввода спасательного парашюта.
Схема системы катапультирования Катапультирование осуществляется вытягиванием сдвоенной рукоятки катапультирования. При этом механизм управления катапультированием выдает команды на включение пиромеханизма системы фиксации, который, срабатывая прижимает летчика к сиденью, втягивая ремни притяга плеч и пояса, пиромеханизма системы аварийного сброса фонаря самолета, электропиропатрона светофильтра защитного шлема, пиромеханизма первой ступени комбинированного стреляющего механизма, замыкает цепь сигнала бортовому устройству регистрации режимов и параметров полета и цепей электропиропатрона пироклапана системы дополнительной защиты от воздушного потока. Включение пиромеханизма первой ступени комбинированного стреляющего механизма (КСМУ) блокируется механизмом блокировки до отхода фонаря на безопасное расстояние. Механизм блокировки отключается фалом при сбросе фонаря. Фал одним концом соединен с фонарем, а другим - с механизмом блокировки.
Система управления катапультированием В случае неподсоединения фала блокировка включения стреляющего механизма кресла снимается автоматически дублирующим газообразователем через 0,5с после срабатывания механизма фиксации. При движении кресла в направляющих рельсах кабины на различных ходах обеспечивается включение бортовых устройств, в том числе включение блока кислородного оборудования и ввод дефлектора под действием газов пиромеханизма первой ступени КСМ (при скоростях полета 900 км/ч и более). Связь системы дополнительной защиты с первой ступенью комбинированного стреляющего механизма обеспечивается через пироклапан, запирающий систему по команде бортового измерительного комплекса реле давления (ИКДР), срабатывающего в зависимости от величины скоростного напора. При катапультировании на скоростях 900 км/ч и более ИКДР не дает команду на закрытие пироклапана, и он, оставаясь открытым, пропускает пороховые газы пиропатрона пиромеханизма первой ступени КСМУ к шлангам дефлектора, выдвигающим в поток щиток и фартук.
Траектория полета кресла зависит от высоты, положения и скорости полета самолета в момент катапультирования. При катапультировании на малой скорости на пробеге или разбеге положение кресла на траектории не стабилизировано: ввод спасательного парашюта обеспечивается при приближении кресла к вершине активного участка траектории, при катапультировании на больших скоростях на высоте до 5000 м осуществляется стабилизированное движение катапультного кресла до достижения скорости, допустимой для ввода спасательного парашюта. При катапультировании на высоте более 5000 м обеспечивается стабилизированное снижение катапультного кресла до высоты 5000 м с незначительным вращением летчика с креслом лицом вниз. Стабилизация кресла после выхода из кабины до ввода спасательного парашюта и разделения обеспечивается двумя телескопическими шлангами со стабилизирующими парашютами, вращающимися на вертлюгах от воздушного потока. Ввод спасательного парашюта происходит по команде парашютных полуавтоматов при достижении креслом скорости и высоты, допустимых для ввода спасательного парашюта. По команде автоматики происходит срабатывание механизма ввода парашюта. Отстреливаемый от кресла заголовник обеспечивает расчековку камеры и вытягивает купол спасательного парашюта из чехла. Сила отдачи, возникающая при отстреле заголовника, передается сидению, происходит освобождение летчика от связи с креслом, при этом рукоятки катапультирования остаются в руках летчика, носимый аварийный запас выходит из чашки сидения, и летчик зависает на спасательном парашюте. Спуск и приземление (приводнение) летчика после разделения с креслом обеспечивает парашютная система.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|