Требования безопасности и основные правила эксплуатации систем и устройств кабин ВС
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 На реактивных военных самолетах в случае аварии в полете экипаж принудительно покидает кабину с помощью катапультных установок. Принудительное покидание кабины вызвано тем, что человек не в •состоянии самостоятельно покинуть кабину из-за большого давления от скоростного напора. В качестве источников энергии в катапультных установках применяются механические, пневматические и пиротехнические средства. Широкое распространение получили катапультные установки пиротехнического действия с пороховым зарядом или с малогабаритным реактивным двигателем твердого топлива. Катапультные установки разделяются на отделяемые кабины и катапультируемые сиденья. Рис1- Схема катапультируемого сиденья 1 — чашка; 2 — спинка; 3 — заголовник; 4 — стреляющий механизм; 5 — ускоритель; 6 — захваты ног.
Отделяемые кабины целиком отстреливаются от самолета в случае аварии и обеспечивают спасение экипажа. В отделяемой кабине после ее отделения от самолета создаются необходимое для жизни экипажа давление воздуха и содержание кислорода, а также находятся средства связи, запас продовольствия, медикаменты и другие необходимые предметы. Такая кабина позволяет безопасно покидать самолет на больших высотах и скоростях полета. При приближении к земле тормозной парашют гасит скорость кабины, и на безопасной высоте и скорости летчик может покинуть кабину и приземлиться на основном парашюте. Отделяемой кабиной, установленной на взрывных болтах, оборудован, например, самолет F-111 ВВС США. Однако крепление таких кабин представляет большие технические трудности, и они существенно ослабляют силовую схему фюзеляжа. Поэтому отделяемые кабины применяются для самолетов пока редко.
Основным средством спасения экипажа самолета в настоящее время являются катапультируемые сиденья (рисунок.1). В катапультируемое сиденье обычно входят: кресло летчика, состоящее из чашки и спинки; стреляющий механизм и ускоритель (малогабаритный реактивный двигатель); система фиксации летчика и элементы защиты от скоростного напора; парашютная система, состоящая из стабилизирующего, тормозного и спасательного парашютов; система управления последовательностью срабатывания всех механизмов; носимый аварийный запас. Кресло летчика подвешивается к штоку пиромеханизма, размещенного в специальной штанге. В чашку сиденья укладывается спасательный парашют; стабилизирующий и тормозной парашюты укладываются в верхней части сиденья у заголовника. Основные этапы катапультирования (на примере самолета типа МиГ-29) происходят в такой последовательности (рисунок 2). На сдвоенной ручке катапультирования, расположенной на правом и левом поручнях сиденья, летчик сжимает рычаги и предохранительные стопоры выходят из зацепления. При этом автоматически происходят: фиксация туловища летчика притягом плечевых ремней и выдвижением ограничителей разброса рук; срабатывание пиромеханизма открытия замков и аварийный сброс фонаря; разблокировка и срабатывание стреляющего механизма сиденья. Фонарь срывается воздушным потоком, одновременно выдергивая предохранительную чеку из стреляющего механизма.
Рис. 2. Этапы катапультирования летчика при аварии самолета (позиции 1-6показывают последовательность катапультирования) Давлением газов, образовавшихся при срабатывании стреляющего механизма, сиденье с летчиком перемещается по направляющим рельсам кабины. Одновременно происходит выдвижение телескопической штанги парашютного механизма и вывод в поток стабилизирующего парашюта (рис. 5.5, поз. 2).
Перемещение кресла вызывает включение автомата задержки, обеспечивающего в дальнейшем выпуск основного парашюта, и производит фиксацию ног летчика в ножных захватах. Одновременно на выходе сиденья из кабины вступает в работу ускоритель. Он создает дополнительную тягу, увеличивающую скорость движения сиденья, обеспечивает его безопасный пролет над вертикальным оперением и подъем на нужную высоту при спасении на разбеге и пробеге (рис. 5.5, поз. 3). Сиденье полностью выходит из кабины, и стабилизирующий парашют разворачивает его заголовником назад. Уменьшается скорость сиденья и действие на летчика скоростного напора. Автоматом задержки стабилизирующий парашют удерживается некоторое время в рабочем положении (рис. 5.5, поз. 4). Автомат задержки подает команду на отстрел штанги стабилизирующего парашюта, и в поток вводится тормозной парашют. Этот парашют гасит скорость движения и стабилизирует спуск сиденья с летчиком до некоторой высоты, на которой автоматом задержки открываются замки привязной системы и замок отцепки тормозного парашюта. Летчик освобождается от привязной системы сиденья и отделяется от него (рис. 5.5, поз. 5). Отделение летчика от сиденья сопровождается включением автомата времени срабатывания спасательного парашюта. На некоторой высоте автоматически отделяется тормозной парашют и вводится в действие спасательный парашют, на котором происходит приземление (приводнение) летчика (рис. 5.5, поз. 6). Носимый аварийный запас, входящий в комплект катапультируемого сиденья, обеспечивает жизнедеятельность летчика в течение нескольких суток после катапультирования, а также спасение его при посадке на воду с помощью автоматически надуваемой лодки. Имеются катапультируемые сиденья, у которых при катапультировании для защиты летчика от воздействия набегающего потока используется фонарь кабины. При аварийном покидании самолета фонарь соединяется с сиденьем, накрывая летчика. При отделении от сиденья летчик освобождается и от фонаря. Если сиденье при катапультировании не закрывается фонарем, то для защиты лица летчика от встречного потока воздуха применяется защитная шторка, устанавливаемая в заголовнике.
Катапультирование на больших высотах полета возможно только в специальном высотном обмундировании. Для исключения срабатывания пиромеханизмов при работе в кабине на земле должны выполняться определенные меры предосторожности. Перед тем как войти в кабину, необходимо проверить наличие на поручнях сидений предохранительных кожухов. Механизмы фонаря и сиденья должны иметь стопоры. Разряжать и заряжать стреляющий механизм допускаются опытные специалисты. Кроме того, перед началом работы в кабине проверяется положение всех выключателей, рычагов, ручек и кранов управления силовой установкой, системами и агрегатами самолета. Они должны находиться в нерабочем положении: выключены, закрыты, законтрены или поставлены на предохранители. В конце работы кабина тщательно осматривается. В ней категорически запрещается оставлять посторонние предметы, которые могут заклинить рычаги управления и вызвать аварию самолета. Грамотная эксплуатация кабины обеспечивает высокую надежность работы этого сложного комплекса современного самолета. Перед осмотром самолета, а также перед выполнением каких-либо работ в кабине, выполняются меры предосторожности для. предупреждения случайного срабатывания пиромеханизма катапультной установки, сброса подвесного бака, уборки шасси, выпуска механизации крыла, непреднамеренного включения электрических агрегатов и т. п. Прежде чем войти в кабину, необходимо убедиться в том, что: — на поручни сидений надеты предохранительные кожухи; — застопорены стреляющий механизм сиденья, рукоятки катапультирования, пиромеханизмы натяжения ремней и рукоятка сброса фонаря; — ручки переключения кранов шасси и закрылков находятся в нейтральном положении и законтрены скобами; — выключатели и АЗС установлены в положение «Выключено»; — ручка дроссельного крана стоит в крайнем заднем положении; — закрыты краны воздушной системы; — закрыты и законтрены аварийные краны выпуска шасси и закрылков; — поставлены на предохранители гашетки стрельбы и сброса бомб; — в кабине нет посторонних предметов. Нарушение перечисленных положений и допуск в кабину лиц, не знающих особенностей данного самолета, могут привести к поломке и несчастным случаям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|