Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования безопасности и основные правила эксплуатации систем и устройств кабин ВС




На реактивных военных самолетах в случае аварии в полете экипаж принудительно покидает кабину с помощью катапульт­ных установок. Принудительное покидание кабины вызвано тем, что человек не в •состоянии самостоятельно покинуть кабину из-за большого давления от скоростного напора. В качестве источни­ков энергии в катапультных установках применяются механиче­ские, пневматические и пиротехнические средства. Широкое распространение получили катапультные установки пиротехнического действия с пороховым зарядом или с малогабаритным реактивным двигателем твердого топлива. Катапультные установки разделя­ются на отделяемые кабины и катапультируемые сиденья.

Рис1- Схема ката­пультируемого си­денья

1 — чашка; 2 — спинка; 3 — заголовник; 4 — стреляющий механизм; 5 — ускоритель; 6 — за­хваты ног.

 

Отделяемые кабины целиком отстреливаются от самолета в случае аварии и обеспечивают спасение экипажа. В от­деляемой кабине после ее отделения от самолета создаются необходимое для жизни экипажа давление воздуха и содержание кислорода, а также находятся средства связи, запас продовольствия, медикаменты и другие необходимые предметы. Такая кабина позволяет безопасно покидать само­лет на больших высотах и скоростях по­лета. При приближении к земле тормозной парашют гасит скорость кабины, и на без­опасной высоте и скорости летчик может покинуть кабину и приземлиться на основ­ном парашюте. Отделяемой кабиной, уста­новленной на взрывных болтах, оборудо­ван, например, самолет F-111 ВВС США. Однако крепление таких кабин представ­ляет большие технические трудности, и они существенно ослабляют силовую схему фюзеляжа. Поэтому отделяемые кабины применяются для самолетов пока редко.

Основным средством спасения экипажа самолета в настоящее время являются катапультируемые сиденья (рисунок.1). В катапультируемое сиденье обычно входят: кресло летчика, со­стоящее из чашки и спинки; стреляющий механизм и ускоритель (малогабаритный реактивный двигатель); система фиксации лет­чика и элементы защиты от скоростного напора; парашютная си­стема, состоящая из стабилизирующего, тормозного и спасатель­ного парашютов; система управления последовательностью сраба­тывания всех механизмов; носимый аварийный запас.

Кресло летчика подвешивается к штоку пиромеханизма, раз­мещенного в специальной штанге. В чашку сиденья укладывается спасательный парашют; стабилизирующий и тормозной парашюты укладываются в верхней части сиденья у заголовника.

Основные этапы катапультирования (на примере самолета типа МиГ-29) происходят в такой последовательности (рисунок 2).

На сдвоенной ручке катапультирования, расположенной на правом и левом поручнях сиденья, летчик сжимает рычаги и пре­дохранительные стопоры выходят из зацепления. При этом авто­матически происходят: фиксация туловища летчика притягом пле­чевых ремней и выдвижением ограничителей разброса рук; сраба­тывание пиромеханизма открытия замков и аварийный сброс фо­наря; разблокировка и срабатывание стреляющего механизма сиденья. Фонарь срывается воздушным потоком, одновременно вы­дергивая предохранительную чеку из стреляющего механизма.

 

Рис. 2. Этапы катапультирования летчика при аварии самолета (по­зиции 1-6показывают последовательность катапультирования)

Давлением газов, образовавшихся при срабатывании стреляю­щего механизма, сиденье с летчиком перемещается по направляю­щим рельсам кабины. Одновременно происходит выдвижение телескопической штанги парашютного механизма и вывод в поток стабилизирующего парашюта (рис. 5.5, поз. 2).

Перемещение кресла вызывает включение автомата задержки, обеспечивающего в дальнейшем выпуск основного парашюта, и производит фиксацию ног летчика в ножных захватах. Одновре­менно на выходе сиденья из кабины вступает в работу ускоритель. Он создает дополнительную тягу, увеличивающую скорость дви­жения сиденья, обеспечивает его безопасный пролет над верти­кальным оперением и подъем на нужную высоту при спасении на разбеге и пробеге (рис. 5.5, поз. 3).

Сиденье полностью выходит из кабины, и стабилизирующий парашют разворачивает его заголовником назад. Уменьшается скорость сиденья и действие на летчика скоростного напора. Ав­томатом задержки стабилизирующий парашют удерживается неко­торое время в рабочем положении (рис. 5.5, поз. 4).

Автомат задержки подает команду на отстрел штанги стаби­лизирующего парашюта, и в поток вводится тормозной парашют. Этот парашют гасит скорость движения и стабилизирует спуск сиденья с летчиком до некоторой высоты, на которой автоматом задержки открываются замки привязной системы и замок отцепки тормозного парашюта. Летчик освобождается от привязной си­стемы сиденья и отделяется от него (рис. 5.5, поз. 5).

Отделение летчика от сиденья сопровождается включением автомата времени срабатывания спасательного парашюта. На не­которой высоте автоматически отделяется тормозной парашют и вводится в действие спасательный парашют, на котором происхо­дит приземление (приводнение) летчика (рис. 5.5, поз. 6).

Носимый аварийный запас, входящий в комплект катапульти­руемого сиденья, обеспечивает жизнедеятельность летчика в те­чение нескольких суток после катапультирования, а также спасе­ние его при посадке на воду с помощью автоматически надувае­мой лодки.

Имеются катапультируемые сиденья, у которых при катапуль­тировании для защиты летчика от воздействия набегающего по­тока используется фонарь кабины. При аварийном покидании са­молета фонарь соединяется с сиденьем, накрывая летчика. При отделении от сиденья летчик освобождается и от фонаря.

Если сиденье при катапультировании не закрывается фонарем, то для защиты лица летчика от встречного потока воздуха приме­няется защитная шторка, устанавливаемая в заголовнике.

Катапультирование на больших высотах полета возможно только в специальном высотном обмундировании.

Для исключения срабатывания пиромеханизмов при работе в кабине на земле должны выполняться определенные меры предо­сторожности. Перед тем как войти в кабину, необходимо прове­рить наличие на поручнях сидений предохранительных кожухов. Механизмы фонаря и сиденья должны иметь стопоры. Разряжать и заряжать стреляющий механизм допускаются опытные специа­листы. Кроме того, перед началом работы в кабине проверяется по­ложение всех выключателей, рычагов, ручек и кранов управления силовой установкой, системами и агрегатами самолета. Они дол­жны находиться в нерабочем положении: выключены, закрыты, за­контрены или поставлены на предохранители. В конце работы кабина тщательно осматривается. В ней категорически запре­щается оставлять посторонние предметы, которые могут закли­нить рычаги управления и вызвать аварию самолета. Грамотная эксплуатация кабины обеспечивает высокую надежность работы этого сложного комплекса современного самолета.

Перед осмотром самолета, а также перед выполнением каких-либо работ в кабине, выполняются меры предосторожности для. предупреждения случайного срабатывания пиромеханизма ката­пультной установки, сброса подвесного бака, уборки шасси, вы­пуска механизации крыла, непреднамеренного включения электри­ческих агрегатов и т. п. Прежде чем войти в кабину, необходимо убедиться в том, что:

— на поручни сидений надеты предохранительные кожухи;

— застопорены стреляющий механизм сиденья, рукоятки ката­пультирования, пиромеханизмы натяжения ремней и рукоятка сброса фонаря;

— ручки переключения кранов шасси и закрылков находятся в нейтральном положении и законтрены скобами;

— выключатели и АЗС установлены в положение «Выключено»;

— ручка дроссельного крана стоит в крайнем заднем поло­жении;

— закрыты краны воздушной системы;

— закрыты и законтрены аварийные краны выпуска шасси и закрылков;

— поставлены на предохранители гашетки стрельбы и сброса бомб;

— в кабине нет посторонних предметов.

Нарушение перечисленных положений и допуск в кабину лиц, не знающих особенностей данного самолета, могут привести к по­ломке и несчастным случаям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...