Демонстрационные здания и сооружения
15.15 Демонстрационные спортивные сооружения, функционирующие в учебно-тренировочном режиме более 60 % времени, рекомендуется рассчитывать на совместное использование инвалидами и здоровыми посетителями. Следует рассматривать их как один из элементов единой системы физкультурно-спортивных сооружений. 15.16 Все основные и дополнительные элементы спортивных зданий и сооружений должны быть доступны для маломобильных посетителей. 15.17 Требования к проектированию тренировочных залов и вспомогательных помещений даны в таблице 15.1, к размещению инвалидов на трибунах — в таблице 15.2. 15.18 Количество мест для инвалидов на трибунах спортивно-зрелищных залов рекомендуется принимать из расчета 2 % -общей вместимости сооружений плюс 1 место на каждые 100 при вместимости свыше 1000 зрителей. Минимальное количество мест на трибунах для инвалидов в креслах-колясках с сопровождающими их лицами должно быть не менее 4.
ЗДАНИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ И ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
БИБЛИОТЕКИ
16.1 На участках библиотек рекомендуется предусматривать озелененные территории, включающие площадки, которые необходимо оборудовать скамьями для чтения, навесами, перголами и другими малыми архитектурными формами, для чтения на открытом воздухе. Зону для чтения рекомендуется организовывать в стороне от улиц с транспортным движением. 16.2 Помещения библиотек следует располагать, как правило, в одном уровне, многоуровневое расположение допускается только для крупных библиотек. 16.3 Для маломобильных посетителей должен быть доступен блок обслуживания читателей. Требования к вспомогательным помещениям обслуживания даны в разделе 9 настоящего Свода правил, блок помещений, включающий кружковые комнаты и лекционные залы-аудитории, — в соответствии с требованиями подраздела "Клубы".
16.4 В зоне (зонах), где предполагается обслуживание инвалидов, необходимо обеспечить возможность получения всего объема информационных услуг: пользование автоматизированной системой каталога фондов библиотеки, получение необходимых справочно-библиографических данных на компьютере, получение данных о размещении и составе специализированных фондов (для слепых и слабовидящих). 16.5 Библиотечное обслуживание инвалидов рекомендуется осуществлять во всех типах библиотек. В зависимости от местных условий и принятого функционально-планировочного решения в библиотечной системе может быть предусмотрена различная организация обслуживания: вариант "А" — обслуживание всех категорий посетителей во всех помещениях читательского блока; вариант "Б" — обслуживание инвалидов в специально оборудованных отделах обычных библиотек с выделением самостоятельных путей движения и зон обслуживания. 16.6 Составы и площади помещений библиотек, доступных для маломобильных посетителей, рекомендуется определять в каждом случае индивидуально в зависимости от местных условий, от численности инвалидов всех категорий, проживающих в зоне обслуживания, от степени развитости каждого подразделения (объема фондов, характера и форм библиотечного обслуживания), степени оборудованности необходимыми функционально-технологическими элементами оборудования. 16.7 Площади помещений функциональных подразделений (зоны аванзала, зоны читального зала, зоны хранения открытого фонда и абонемента) рекомендуется определять как сумму площадей, занимаемых рабочими местами сотрудников-методистов с набором необходимых функционально-технологических элементов, рассчитанных на здоровых читателей и инвалидов (в том числе стеллажами выставки новых поступлений, каталожными шкафами с местами для работы, кафедрами выдачи литературы с подсобными фондами закрытого хранения), из расчета — 8м2 на 1 читателя-инвалида.
16.8 Количество читательских мест, специально оборудованных и предназначенных для библиотечного обслуживания инвалидов всех категорий, следует определять на базе предпроектных решений и оно должно составлять не менее 5 % общего числа читательских мест в библиотеках Централизованной библиотечной сети, в том числе для обслуживания инвалидов в креслах-колясках — не менее 4 специальных мест.
Таблица 15.2— Требования к демонстрационным спортивным сооружениям (стадионы, спортивно-зрелищные залы)
16.9 В отделениях городских библиотек для обслуживания читателей с ослабленным зрением рекомендуется выделять фонд не менее 2,5 тыс. экземпляров литературы со шрифтом Брайля. 16.10 Для обслуживания слепых и слабовидящих читателей, пользующихся специализированным книжным фондом, рекомендуется предусматривать либо специализированный отдел, либо выделять часть читального зала. Количество книжного фонда, выделяемого в общем фонде, определяется при этом из расчета не менее 10—12 специализированных экземпляров на 1 читателя. Количество мест для читателей-инвалидов рекомендуется предусматривать не менее 4. 16.11 Специализированные филиалы ЦБС для инвалидов могут быть организованы, как правило, один на систему, обслуживающую административный район крупных городов с проживанием в нем инвалидов общей численностью не менее 250 человек. Такие филиалы рекомендуется организовывать в пешеходной доступности от мест проживания большего числа инвалидов, например, в специальных жилых домах и других специализированных сооружениях для инвалидов и людей преклонного возраста.
МУЗЕИ И ВЫСТАВКИ
16.12 Все виды музеев должны быть доступны для всех категорий посетителей, включая инвалидов. Требования по доступности относятся к планировке как участка, так и здания с экспозицией. 16.13 При проектировании музеев следует применять, как правило, общие универсальные пути движения для здоровых и маломобильных лиц и приспособленные для их нужд помещения (решения по варианту "А"). В отдельных случаях, когда мемориальные и другие типы музеев невозможно адаптировать для посетителей-инвалидов (на креслах-колясках, слепых), следует создавать специальные экспозиционные зоны вне здания или помещения, дающие представление указанным категориям инвалидов о содержании основной экспозиции (по варианту "Б"). 16.14 Следует обеспечить беспрепятственный доступ всех категорий посетителей в экспозиционную зону участка, которая является продолжением постоянной экспозиции здания под открытым небом: скульптур, архитектурных фрагментов, крупногабаритных экспонатов и т.д. 16.15 При наличии резких перепадов рельефа, ценных зеленых насаждений на участке возможно выделение только отдельной зоны, доступной для инвалидов. 16.16 Для посетителей-инвалидов рекомендуется обеспечивать доступность основных функциональных блоков музеев в соответствии с таблицей 16.1.
Таблица 16.1
16.17 Проектные требования, предъявляемые к зонам постоянной экспозиции (зальным помещениям) музеев, приведены в таблице 16.2. 16.18 С учетом потребностей посетителей-инвалидов для музеев с выставочной площадью до 2 тыс. м2 рекомендуется расположение экспозиции в одном уровне. 16.19 Зону постоянной экспозиции рекомендуется создавать с анфиладным или кольцевым маршрутом движения. Тупиковая планировка нежелательна.
16.20 Пандусы следует использовать для организации последовательного движения и одновременного осмотра экспозиции. 16.21 В крупных музеях в уровне вестибюля должен быть предусмотрен медпункт для оказания экстренной помощи посетителям, в том числе маломобильным. 16.22 Для возможности ознакомления с работой реставраторов, процессом подготовки выставок рекомендуется обеспечить доступность в служебно-реставрационную зону.
Таблица 16.2 — Требования, предъявляемые к зонам постоянной экспозиции (зальным помещениям) музеев
16.23 В том случае, когда невозможно обеспечить доступность реставрационных мастерских, в стене, отделяющей их от коридора, рекомендуется предусматривать смотровое окно. Низ окна не должен быть выше 0,85 м от пола. Освещение коридора не должно создавать бликов на смотровых окнах.
КЛУБЫ
16.24 Клубы, проектируемые с учетом потребностей маломобильных групп населения, могут быть как с обычным составом помещений, предназначенных для смешанных коллективов — вариант "А", так и с дополнительными помещениями, специально оборудованными для инвалидов, — вариант "Б". К числу таких помещений относятся: кружковые комнаты для занятий музыкой, танцами, различными ремеслами, а также вспомогательные помещения оздоровительного блока (раздевальные с душевыми и санузлами, медицинский кабинет). 16.25 Помещения кружков с участием инвалидов рекомендуется проектировать не более чем на 10—12 чел. Инвалиды в креслах-колясках могут составить до 25 % общей численности кружка. 16.26 Требования к проектированию помещений кружков даны в таблице 16.3. 16.27 В пределах удобной доступности для инвалидов — участников выступлений желательно предусмотреть следующие помещения: артуборные, гримерно-парикмахерскую, комнату отдыха, санузлы с душевыми. Необходимо обеспечить удобную связь их с эстрадой путем устройства пандуса с допустимым уклоном.
Таблица 16.3
16.28 Рекомендуется эстрада типов Э-2 и Э-3, но с увеличением глубины плоского планшета до 9—12 м и авансцены — до 2,5 м для возможности участия в программах инвалидов в креслах-колясках. Рекомендуемая высота эстрады — 0,8 м. 16.29 Удельную площадь помещений кружков и универсальных зон на 1 посетителя при смешанном составе участников занятий рекомендуется принимать на 20—50 % выше наибольшего значения, принимаемого для обычных посетителей, но не менее, м2: в помещениях кружков: хорового и универсальных............... 2,0 (2,5)* театрально-драматического, изобразительного искусства, кино-фото-технического, домоводства, оркестрового............... 3,6 (4,5) танцевального, циркового технического, различных мастерских......................................... 7,2 (9) в универсальных помещениях: гостиной.......................................... 2,2 (2,7) зале.................................................. 2,0 (2,6) рекреациях....................................... 3,8 (4,8) _______ * В скобках дано оптимальное значение.
16.30 Для обеспечения комфортных условий инвалидам в креслах-колясках, выступающим с эстрады, рекомендуется устройство трибуны меньшей высоты (рабочая плоскость не выше 0,8 м). 16.31 Количество мест для инвалидов в креслах-колясках следует предусматривать в зрительных залах по таблице 16.4, а в лекционных залах и залах собраний — из расчета 1 % при вместимости залов 50 — 500 чел. Необходимо также обеспечивать возможность размещения рядом сопровождающих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|