Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акустические устройства и средства информации




 

11.15 Акустические устройства и средства информации предназначены для оказания помощи лицам с дефектами зрения, а также для дублирования визуальной информации в наиболее ответственных местах. К ним относятся: звуковые маячки; шумовые индикаторы; средства звуковоспроизведения, речевые синтезаторы; индукционная петля в зрительном зале и т.п.

11.16 Звуковые маячки (электрические, механические или электронные, с приводами в виде выключателей, фотоэлементов, сенсорных выключателей, концевых электровыключателей и т.п.) должны удовлетворять требованиям ГОСТ 21786. Приводы их действия должны находиться не менее чем за 0,8 м до предупреждаемого участка пути.

11.17 Шумовые индикаторы рекомендуется использовать в помещениях с хорошей звукоизоляцией или при наличии значительных уровней шумов из искусственно синтезированных звуков.

Рекомендуется применять шумовые индикаторы с датчиками, реагирующими на движение по полосам движения.

11.18 Звуковоспроизводящая техника должна соответствовать требованиям ГОСТ 24214 и иметь возможность воспроизводить в автоматизированном режиме музыкальные, шумовые и речевые сообщения. Приводы рекомендуется устраивать аналогично 11.42 и 11.43.

11.19 Устройства звукового дублирования могут выполняться как автоматизированные системы звукозаписи и воспроизведения, а также как звуковые маячки — зуммеры (ГОСТ 21786). Длительность передачи сигнала рекомендуется не менее 5 с, интервал между сигналами - 2 с. Рекомендуется применение устройств автоматического включения и выключения сигналов, в том числе фотоэлементов, концевых выключателей, сенсорных выключателей.

11.20 Сила звукового сигнала предупреждения, тревоги или опасности должна превышать расчетный уровень естественного звукового фона в помещении или другом месте как минимум на 15 дБ или на 5 дБ, если звуковой сигнал длится 30 с и более. Сила звукового сигнала не должна превышать 120 дБ.

Не рекомендуется размещать акустические устройства так, чтобы зоны их действия перекрывали друг друга, создавая звуковые помехи. Ограничение зон действия может выполняться путем помещения устройств в ниши или за экраны, препятствующие распространению воспроизводимых звуков в нежелательном направлении.

 

ТАКТИЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ

 

11.21 Тактильные средства информации предназначены для лиц с дефектами зрения и частично слуха. Они представляют собой фактурные поверхности, рельефные указатели, табло со шрифтом Брайля и должны находиться в зоне непосредственного контакта на путях движения.

Для предупредительных целей рекомендуется применять:

изменение рельефа пола на пересечениях путей;

изменение фактуры пола (материала покрытия, ковровых покрытий из рельефных материалов);

фактурные указатели на вертикальных ограждениях и рельефные указатели.

Предупредительные тактильные средства рекомендуется размещать не ближе 0,8 м от зоны изменения пути.

11.22 Не рекомендуется применять рельефное покрытие на путях движения, за исключением мозаичных или плиточных полов в вестибюлях, на площадках лифтов, лестниц и пандусов.

11.23 Тактильные поверхности покрытий полов должны обеспечивать возможность их быстрого распознавания, а также уборки (очистки). Они не должны самопроизвольно сдвигаться, зацепляться и задираться обувью или средствами реабилитации.

11.24 На поручнях вдоль путей движения и на их концах следует устанавливать рельефные тактильные указатели с рельефным шрифтом высотой не менее 15 мм или знаками шрифта Брайля (ГОСТ Р 50918).

11.25 Тактильные поверхности должны быть безопасны для рук и не должны усложнять условия движения в зонах их применения людьми, которые в них не нуждаются.

Оптимальная высота размещения тактильной информации — 0,6 — 1,1 м.

11.26 Рекомендуется применение ручек дверей, рычагов управления, выключателей различных пластических форм и фактур, позволяющих легко различать их на ощупь.

Кнопочные выключатели и клавиши выключателей или регулировочных устройств должны быть различной рельефности, иметь рельефные цифры или символы. Размер символов — не менее 5 мм, а глубина — 0,8 мм. Поля клавиш и кнопок— не менее чем 20 х 20 мм.

Рычаги управления, кнопки, вентили на устройствах для подачи холодной и горячей воды должны иметь различную форму или указывающую поверхность с рельефом или шрифтом Брайля и иметь контрастные различия в цвете.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ЗДАНИЙ

 

ЗДАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

 

12.1 Здания учреждений общего и профессионального образования, доступные для учащихся-инвалидов, должны обеспечивать:

в соответствии с объемом и качеством, определяемыми программами обучения, полноценную среду, позволяющую наравне с общим контингентом учащихся получить образование;

возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод учащихся-инвалидов в общей среде со здоровыми учащимися;

меры, не нарушающие общие нормативные требования и уровень комфорта здоровых учащихся, а также архитектурное качество здания образовательного учреждения.

12.2 Учащиеся-инвалиды могут обучаться в учреждениях общего образования (школы, гимназии, лицеи) и учреждениях профессионального образования (профессионально-технические училища, колледжи, техникумы, высшие учебные заведения, а также учебные центры повышения квалификации), за исключением образовательных учреждений, имеющих ограничения органов образования, здравоохранения или соответствующих ведомств.

Требования доступности для инвалидов распространяются также на Центры профессиональной ориентации и переподготовки.

12.3 Общие требования к зданиям учебных заведений приведены в таблице 12.1.

12.4 Здания образовательных учреждений рекомендуется делать доступными для всех категорий обучаемых с нарушениями здоровья, кроме тех, для которых предусматриваются специальные реабилитационно-образовательные учреждения, сочетающие обучение с коррекцией и компенсацией недостатков развития.

 

УЧЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

 

12.5 Если в задании на проектирование не установлены ограничения, следует обеспечить возможность учащемуся-инвалиду учиться в составе любой учебной группы (ученического класса). Поэтому требованиям доступности должны отвечать все учебные помещения.

Виды заболеваний и количество мест следует устанавливать заданием на проектирование в соответствии со спецификой учебного заведения. При отсутствии этих требований в каждом учебном помещении на один ученический класс или группу учащихся следует в среднем предусматривать возможность оборудовать 1—2 места для учащихся-инвалидов по каждому виду нарушений — опорно-двигательного аппарата (ОДА), слуха и зрения.

По отдельным предметам в случае несовместимости педагогических программ с ограниченными возможностями учащихся-инвалидов (занятия физкультурой, военная подготовка, занятия по труду и т. п.) места для инвалидов в учебных кабинетах не предусматриваются.

12.6 Ширина прохода между рядами столов для учащихся, передвигающихся в креслах-колясках и на опорах, — не менее 0,9 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами — не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов — не менее 1,0 м. Расстояние между столами в ряду — не менее 0,85 м.

12.7 При выделении ученических мест для учащихся с нарушением слуха, зрения и с нарушением психического развития расстояние между рядами столов — не менее 0,6 м; между столами в ряду — не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов — не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами — не менее 0,5 м.

 

 

Таблица 12.1— Требования к зданиям учреждений образования

 

  Требования по критериям
Объект доступности безопасности информативности комфортности
         
1 Входы, общее коммуникационно-рекреационное пространство здания 2.1 Подъем на площадку крыльца в учреждениях общего и начального профессионального образования — по пандусу, в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в центрах переквалификации — по пандусу или с применением специального подъемника. 2.2 Наличие не менее одного лифта для учащихся, передвигающихся в инвалидном кресле и с нарушениями сердечно-сосудистой и легочной системы. 2.3 Если ширина коридора менее 1,8 м, рекомендуется предусматривать через каждые 10—15 м длины коридора, но не менее одного на коридор, карман глубиной 1,8 м, длиной — 3,0 м 3.1 Лифт для учащихся-инвалидов, передвигающихся в инвалидном кресле, в учреждениях общего образования, а также начального и среднего профессионального образования должен предусматриваться в специальном лифтовом холле с ограниченным доступом в него остальных учащихся 4.1 В вестибюлях учреждений образования следует предусматривать электронные часы и календарь 5.1 Поручни на ограждениях лестниц следует предусматривать на высоте 0,5 м (в блоке начальных классов); 0,7 и 0,9 м. 5.2 Если лестницы крыльца проектируются без ограждения (с двух- или трехсторонним спуском), их следует оборудовать поручнями, крепящимися к фасадной поверхности или на отдельных опорах. 5.3 Следует предусматривать зоны отдыха для учащихся-инвалидов: 3—4 места в каждой рекреации, 5—6 мест в гардеробе верхней одежды. 5.4 Зоны переодевания учащихся-инвалидов в гардеробе должны размещаться в стороне от транзитных проходов и иметь специальное оборудование: поручни, скамьи шириной не менее 0,4 м, полки и крючки для сумок и одежды, места для сидения и переодевания. Вблизи следует предусматривать индивидуальные камеры хранения личных вещей и учебников. 5.5 При входной группе помещений следует предусматривать телефоны-автоматы, другие устройства внешней и внутренней двусторонней связи. Телефоны-автоматы следует крепить на высоте (до номеронабирателя) не выше 0,85 м.
2 Основные учебные помещения 2.4 Все ученические места для учащихся-инвалидов следует оборудовать одноместными столами. 2.5 Места для учащихся с нарушением зрения должны иметь свободный доступ с двух сторон. 2.6 В учебных мастерских общеобразовательных учреждений следует предусматривать 3 места по каждому профилю обучения для учащихся-инвалидов с нарушением ОДА. 2.7 В мастерских профессиональных учебных заведений для учащихся, передвигающихся в инвалидном кресле-коляске, ширину свободного прохода, а также расстояние между станками следует принимать не менее 1,6м 3.2 Стационарное крепление необходимо предусматривать для ученических, рабочих и обеденных столов, стульев, мольбертов, кроватей в спальнях и т.п. для учащихся с нарушением ОДА. Кровати в спальнях и ученические места в опытных лабораториях и практикумах должны оборудоваться опорными поручнями   4.2 Ученические места для учащихся-инвалидов должны размещаться идентично в однотипных учебных помещениях одного учебного учреждения. 4.3 Зону специальных ученических мест в учебных помещениях следует выделять из общей площади помещений рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. 4.4 В многофункциональных помещениях (группа продленного дня, мастерские с разными видами деятельности, клубные и кружковые помещения и т.п.) следует предусматривать информационные указатели размещения функциональных зон по видам деятельности 5.6 В зоне специальных ученических мест для учащихся с нарушением ОДА и слепых следует предусматривать дополнительное пространство для хранения индивидуальных средств реабилитации при передвижении, личных индивидуальных средств компенсации, личных вещей. 5.7 Ученические места для учащихся с нарушением слуха и зрения должны иметь дополнительное местное освещение рабочего места. В учебном помещении эти места следует располагать в первых рядах и у окна. 5.8 Ученические места для учащихся с нарушением слуха (слабослышащих) должны иметь возможность оборудоваться электроакустическими приборами, индивидуальными наушниками, а в лекционных аудиториях учреждений профессионального образования еще и сурдотехнической аппаратурой. 5.9 Вдоль свободных участков стен в безбарьерной зоне учебного помещения рекомендуется предусматривать опорный поручень на высоте 0,5 и 0,7 м — в помещениях начальных классов; 0,7 и 0,9 м — для остального контингента учащихся. 5.10 Диаметр поручня — 0,35 — 0,45 м для начальных классов и 0,45 — 0,55 м — для остального контингента учащихся
3 Залы для физкультурных занятий, бассейны, раздевальные, душевые 2.8 На площади спортивного зала или в отдельном помещении следует предусмотреть пространство (свободное или со специальными тренажерами) для занятий учащихся-инвалидов, не имеющих противопоказаний к физкультурным занятиям 3.3 Раздевальная, душевая и туалет при физкультурном зале для учащихся-инвалидов с нарушениями ОДА должны предусматриваться отдельным комплексом помещений с соответствующим оборудованием. 3.4 В специальной зоне физкультурного зала или в специальном помещении для занятий учащихся-инвалидов общеобразовательных учреждений следует предусматривать "мягкие стены" для защиты от травм   5.11. В образовательных учреждениях в раздевальных физкультурного зала и бассейнах для учащихся-инвалидов следует предусматривать изолированную раздевальную с душем и туалетом
           

 

 

12.8 В общем случае в стандартном классном помещении с параметрами 6х9 м достаточно первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для учащихся с нарушением зрения и слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, — выделить 1 — 2 первых стола в ряду у дверного проема.

При замене двухместных столов на одноместные уже будут соблюдены требуемые параметры проходов между столами для инвалидов в креслах-колясках, между столами и стеной, проходов к входной двери и доске..

12.9 Требования доступности при проектировании относятся:

к габаритам дверных проемов входов в помещения, к организации безбарьерного маршрута (с учетом проезда, разъезда и разворота кресла-коляски), соединяющего вход в учебное помещение, безбарьерную зону специальных ученических мест, место у доски или кафедры, зону у демонстрационных стендов, стеллажей с наглядными пособиями и методическими материалами;

к специальному (компенсирующему) оборудованию специальных ученических мест;

к системам индивидуального вспоможения при передвижении и фиксировании тела при сидении;

к дополнительному инженерному оборудованию и возможности управления им (естественное и искусственное освещение, воздухообмен, системы информации и связи).

12.10 Для учащихся с легким нарушением психического развития, с сердечно-сосудистой недостаточностью в учебных помещениях, читальных залах библиотек, в зоне приготовления уроков в группе продленного дня рекомендуется предусматривать полузамкнутые рабочие места кабины (с боковыми бортиками и экранами у стола, высокими спинками сидений, с бортиками-ограждениями по бокам и сзади и т.п.), что создает для этих учащихся более спокойную обстановку, помогает регулировать психологическую дистанцию с окружающими.

 

ПРОЧИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

 

12.11 В актовых залах образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов-колясочников из расчета: в зале на 50 150 мест — 3 — 5 мест; в зале на 150 — 300 мест — 5—7 мест; в зале на 300 — 500 мест — 7—10 мест; в зале на 500 — 800 мест — 10—15 мест.

Места для учащихся-инвалидов с нарушениями ОДА следует предусматривать на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам, и в одном уровне с входом в актовый зал. Для учащихся начальных классов, передвигающихся в инвалидных креслах-колясках, места в актовых залах следует предусматривать в первом ряду перед сценой (ареной, подиумом и т.п.).

12.12 Часть обычных кресел в зале рекомендуется оборудовать специальными фиксирующими и опорными приспособлениями. Эти кресла из числа остальных следует выделить цветом, а в рядах напротив них поместить соответствующие визуальные указатели.

12.13 В фойе перед актовым залом следует предусматривать непроходную зону отдыха и ожидания для учащихся-инвалидов. Дополнительная площадь зоны отдыха в учреждениях общего образования — не менее чем на 3 учащихся (зона на 1 учащегося - 1,2х1,8 м); в профессиональных учебных заведениях — на 50 % специализированных мест для учащихся-инвалидов в актовом зале.

12.14 В читальном зале библиотеки образовательного учреждения не менее 5 % читальных мест следует оборудовать с учетом доступа учащихся-инвалидов. С этой целью в читальном зале следует предусматривать обособленные непроходные зоны для размещения специальных рабочих мест: для учащихся-инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках и использующих иные индивидуальные средства реабилитации при ходьбе, и отдельно—для учащихся с ослабленным зрением.

12.15 Места в читальном зале для учащихся-инвалидов рекомендуется предусматривать в виде изолированных барьерами индивидуальных полукабин.

Часть стойки-барьера выдачи книг в абонементе в общеобразовательных учреждениях рекомендуется устраивать высотой не более 0,65 м.

12.16 Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) учащегося-инвалида на кресле-коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

12.17 В обеденных залах общеобразовательных учреждений в зонах для учащихся-инвалидов стулья рекомендуется крепить стационарно.

12.18 В общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования в составе медицинских помещений кроме медицинского и процедурного кабинетов рекомендуется предусматривать расширенный состав медицинских помещений, в том числе в расчете на медицинскую и психологическую реабилитацию учащихся-инвалидов: кабинет психоневролога, залы или комнаты лечебной физкультуры, а также физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа (гидромассажа), кабинет механотерапии. Набор перечисленных дополнительных помещений устанавливается заказчиком в задании на проектирование.

12.19 В туалетах один из писсуаров следует располагать на высоте не более 0,4 м от уровня пола и оборудовать его вертикальными поручнями с двух сторон.

Одна из раковин в помещении умывальной в общеобразовательных учреждениях должна крепиться на высоте 0,65 м от пола.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...