План помещений аптеки. Задание 2. Выучите, приведённые в дневнике данные таблиц «Режимы дезинфекции различных объектов» и «Режим стерилизации отдельных объектов»
Стерилизация проводится без упаковки или в упаковке из 2-х слойной бязи или пергаментной бумаги марки А или Б в биксах, стеклянных банках
Изделия из резины
1. 1(120°С)
+0. 1
+3
- " -
- " -
б) Воздушный метод
Стеклянная посуда, ступки, изделия из стекла, коррозийно-стойких материалов и сплавов
±11
±5
Стерилизатор воздушный с объемом камеры: - до 25 куб. дм; - свыше 25 куб. дм - до 500 куб. дм; - свыше 500 куб. дм
Стерилизации подвергаются сухие изделия, стерилизация проводится в упаковке или без упаковки
Примечание. * - раствор перекиси водорода может быть, использован в течение 7 суток со дня приготовления при условии хранения его в закрытой емкости. Раствор пригоден для однократного использования. Аптечная посуда после снижения температуры в стерилизаторе до 60-70°С вынимается и тотчас закрывается стерильными пробками. Вспомогательный материал, мелкий инвентарь и др. хранится до употребления в той упаковке или в биксах, в которых он стерилизовался в условиях, исключающих загрязнение.
Задание 3. Выучите приведённые в дневнике данные таблицы«Санитарные требования к помещениям и оборудованию аптек». Помещения аптек следует оборудовать, отделывать и содержать в соответствии с правилами санитарного режима в чистоте и в надлежащем порядке.
Рабочие места персонала аптеки в зале обслуживания населения должны быть оснащены устройствами, предохраняющими работников, от прямой капельной инфекции.
Окна защищаются съемными металлическими или пластмассовыми сетками.
В летний период, при необходимости, окна и витрины, расположенные на солнечной стороне, должны быть обеспечены солнцезащитными устройствами, которые располагаются между рамами или с внешней стороны окон.
Поверхности стен и потолков производственных помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности покрытия, допускающими влажную уборку с применением дезинфицирующих средств.
Полы покрываются неглазурованными керамическими плитками, линолеумом или релином с обязательной сваркой швов.
Помещения аптек должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех помещениях, кроме того, для отдельных рабочих мест устанавливается местное освещение.
Искусственное освещение осуществляется люминесцентными лампами и лампами накаливания.
В помещениях хранения должен проводиться контроль за параметрами микроклимата (температура, влажность, воздухообмен).
В производственных помещениях не допускается вешать занавески, расстилать ковры, разводить цвета, вывешивать стенгазеты, плакаты и т. п. Для этого могут быть использованы коридоры, комнаты отдыха персонала аптек, кабинеты.
Информационные стенды и таблицы, необходимые для работы в производственных помещениях, должны изготовляться из материалов, допускающих влажную уборку и дезинфекцию.
Декоративное оформление непроизводственных помещений, в том числе озеленение, допускается при условии обеспечения за ними необходимого ухода (очистка от пыли, мытье и т. д. ) по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.
В моечной комнате должны быть выделены и промаркированы раковины (ванны) для мытья посуды, предназначенной для изготовления: инъекционных растворов и глазных капель, внутренних лекарственных форм, наружных лекарственных форм. ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользоваться этими раковинами для мытья рук.
Для мытья рук персонала ассистентской, моечной, в туалете должны быть установлены раковины (рукомойники), которые целесообразно оборудовать педальными кранами или кранами с локтевыми приводами. Рядом устанавливают емкости с дезрастворами, воздушные электросушилки.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользоваться раковинами в производственных помещениях лицам, не занятым изготовлением и фасовкой лекарственных средств.
Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря
Перед началом работы необходимо провести влажную уборку помещений (полов и оборудования) с применением дезинфиирующих средств.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ сухая уборка помещений. ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА (САНИТАРНЫЙ ЧАС) производственных помещений должна проводиться не реже 1 раза в неделю. При этом моют стены, двери, оборудование, полы. Потолки очищают от пыли влажными тряпками 1 раз в месяц. Оконные стекла, рамы и пространство между ними моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами не реже 1 раза в месяц. Оборудование производственных помещений и торговых залов подвергают ежедневной уборке, шкафы для хранения лекарственных средств в помещениях хранения (материальные комнаты) убирают по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.
УБОРОЧНЫЙ ИНВЕНТАРЬ должен быть промаркирован и использован строго по назначению. Хранение его осуществляют в специальном выделенном месте (комната, шкафы) раздельно. Ветошь, предназначенная для уборки производственного оборудования, после дезинфекции и сушки, хранят в чистой промаркированной плотно закрытой таре (банка, кастрюля и др. ). Уборочный инвентарь для асептического блока хранят отдельно.
Один раз в неделю проводят генеральную уборку (САНИТАРНЫЙ ЧАС), по возможности с освобождением от оборудования. Необходимо строго соблюдать последовательность стадий при уборке асептического блока. Начинать следует с асептической. Вначале моют стены и двери от потолка к полу. Движения должны быть плавными, обязательно сверху вниз. Затем моют и дезинфицируют стационарное оборудование и, в последнюю очередь, полы. Все оборудование и мебель, вносимые в асептический блок, предварительно обрабатывают дезинфицирующим раствором.
Для уборки и дезинфекции поверхностей рекомендуются поролоновые губки, салфетки с заделанными краями из неволокнистых материалов. Для протирки полов можно использовать тряпки с заделанными краями из суровых тканей. Отходы производства и мусор должны собираться в специальные контейнеры с приводной крышкой с удалением из помещения не реже 1 раза в смену. Раковины для мытья рук, санитарные узлы и контейнеры для мусора моют, чистят и дезинфицируют ежедневно.
САНИТАРНЫЙ ДЕНЬ в аптеках проводят 1 раз в месяц. Одновременно, кроме тщательной уборки, можно проводить мелкий текущий ремонт.
Санитарно-гигиенические требования к персоналу аптекРаботники аптеки, занимающиеся изготовлением, контролем, расфасовкой лекарственных средств и обработкой аптечной посуды, а также соприкасающиеся с готовой продукцией, при поступлении на работу проходят медицинское обследование, а в дальнейшем профилактический осмотр. Результаты осмотров заносятся в санитарную книжку.
Каждый сотрудник должен оповещать руководящий персонал о любых отклонениях в состоянии здоровья. Сотрудники с инфекционными заболеваниями, повреждениями кожных покровов к работе не допускаются. Выявленные больные направляются на лечение и санацию. Допуск проводится только при наличии справки профучреждения о выздоровлении.
Персонал обязан выполнять правила личной гигиены и производственной санитарии, носить технологическую одежду соответствующую выполняемым операциям. При входе в аптеку персонал обязан снять верхнюю одежду и обувь в гардеробной, вымыть и продезинфицировать руки, надеть санитарную одежду и санитарную обувь. Перед посещением туалета обязательно снимать халат.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ выходить за пределы аптеки в санитарной одежде и обуви. В периоды распространения острых респираторных заболеваний сотрудники аптек должны носить на лице марлевые повязки.
САНИТАРНАЯ ОДЕЖДА И САНИТАРНАЯ ОБУВЬ выдается работникам аптеки в соответствии с действующими нормами с учетом выполняемых производственных операций.
СМЕНА САНИТАРНОЙ ОДЕЖДЫ должна производиться не реже 2 раза в неделю, полотенец для личного пользования – ежедневно.
Комплект специальной одежды для персонала, работающего в асептических условиях, должен быть стерильным перед началом работы. Целесообразно предусмотреть в санитарной одежде персонала отличительные знаки, например: спецодежду или детали другого цвета, кроме белого, чтобы легче распознать нарушения порядка перемещения персонала в асептической зоне, между помещениями или за пределами асептического блока, в других производственных зонах.
Производственный персонал должен регулярно принимать душ, тщательно следить за чистотой рук, коротко стричь ногти, не покрывать их лаком. Производственный персонал не должен принимать пищу, курить, а также хранить еду, курительные материалы и личные лекарственные средства в производственных помещениях аптек и в помещениях хранения готовой продукции. В карманах халатов не должны находиться предметы личного пользования, кроме носового платка.
ОБУВЬ ПЕРСОНАЛА перед началом и после окончания работы дезинфицируют и хранят в закрытых шкафах или в ящиках в шлюзе.
ДЕЗИНФЕКЦИЮ ОБУВИ осуществляют 2-х кратном протирании снаружи раствором хлорамина 1%, или 0, 75% с добавлением 0, 5% моющего средства, или раствором перекиси водорода 3% с 0, 5% моющего средства.
ДЕЗИНФЕКЦИЮ ОБУВИ проводят в пакете с ватой, смоченной раствором формальдегида 40% или уксусной кислоты 40%, нейтрализованной нашатырным спиртом или щелочью.
ОБРАБОТКА РУК ПЕРСОНАЛА производится в специально предназначенных местах. Запрещается мыть руки над раковиной для мытья аптечной посуды. Для механического удаления загрязнений и микрофлоры руки моют теплой проточной водой с мылом в течение 1-2 мин, обращая внимание на околоногтевые пространства. Оптимально пользоваться сортами мыла с высокой пенообразующей способностью (банное, детское, хозяйственное). Затем руки ополаскивают водой для удаления мыла и обрабатывают дезсредствами.
ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ КОЖИ РУК используют спирт этиловый 70% или другие спиртосодержащие препараты (АХД –2000, октонидерм, октонисепт), раствор хлоргексидина биглюконата 0, 5% (в 70% этиловом спирте), раствор йодопирона и других йодофоров (йодонат, йодвидон) 1%, раствор хлорамина Б 0, 5% (при отсутствии других препаратов) или другие средства разрешенные МЗ РФ для этих целей.
Поверхности стен и потолков производственных помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности покрытия, допускающими влажную уборку с применением дезинфицирующих средств.
Полы покрываются неглазурованными керамическими плитками, линолеумом или релином с обязательной сваркой швов.
Помещения аптек должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех помещениях, кроме того, для отдельных рабочих мест устанавливается местное освещение.
Искусственное освещение осуществляется люминесцентными лампами и лампами накаливания.
В моечной комнате должны быть выделены и промаркированы раковины (ванны) для мытья посуды, предназначенной для изготовления: инъекционных растворов и глазных капель, внутренних лекарственных форм, наружных лекарственных форм.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользоваться этими раковинами для мытья рук.
Для мытья рук персонала в шлюзах асептического блока и в заготовочной, ассистентской, моечной, в туалете должны быть установлены раковины (рукомойники), которые целесообразно оборудовать педальными кранами или кранами с локтевыми приводами. Рядом устанавливают емкости с дезрастворами, воздушные электросушилки.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользоваться раковинами в производственных помещениях лицам, не занятым изготовлением и фасовкой лекарственных средств.
Санитарное содержание асептических помещений, оборудования, инвентаря
Перед началом работы необходимо провести влажную уборку помещений (полов и оборудования) с применением дезинфицирующих средств.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ сухая уборка помещений. ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА (САНИТАРНЫЙ ЧАС) производственных помещений должна проводиться не реже 1 раза в неделю. При этом моют стены, двери, оборудование, полы. Потолки очищают от пыли влажными тряпками 1 раз в месяц. Оконные стекла, рамы и пространство между ними моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами не реже 1 раза в месяц. Оборудование производственных помещений и торговых залов подвергают ежедневной уборке, шкафы для хранения лекарственных средств в помещениях хранения (материальные комнаты) убирают по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.
УБОРОЧНЫЙ ИНВЕНТАРЬ должен быть промаркирован и использован строго по назначению. Хранение его осуществляют в специальном выделенном месте (комната, шкафы) раздельно. Ветошь, предназначенная для уборки производственного оборудования, после дезинфекции и сушки, хранят в чистой промаркированной плотно закрытой таре (банка, кастрюля и др. ). Уборочный инвентарь для асептического блока хранят отдельно.
УБОРКУ ПОМЕЩЕНИЯ АСЕПТИЧЕСКОГО БЛОКА (полов и оборудования) проводят не реже одного раза в смену в конце работы с использованием дезинфицирующих средств. Один раз в неделю проводят генеральную уборку (САНИТАРНЫЙ ЧАС), по возможности с освобождением от оборудования. Необходимо строго соблюдать последовательность стадий при уборке асептического блока. Начинать следует с асептической. Вначале моют стены и двери от потолка к полу. Движения должны быть плавными, обязательно сверху вниз. Затем моют и дезинфицируют стационарное оборудование и, в последнюю очередь, полы. Все оборудование и мебель, вносимые в асептический блок, предварительно обрабатывают дезинфицирующим раствором.
Для уборки и дезинфекции поверхностей рекомендуются поролоновые губки, салфетки с заделанными краями из неволокнистых материалов. Для протирки полов можно использовать тряпки с заделанными краями из суровых тканей. Отходы производства и мусор должны собираться в специальные контейнеры с приводной крышкой с удалением из помещения не реже 1 раза в смену. Раковины для мытья рук, санитарные узлы и контейнеры для мусора моют, чистят и дезинфицируют ежедневно.
САНИТАРНЫЙ ДЕНЬ в аптеках проводят 1 раз в месяц. Одновременно, кроме тщательной уборки, можно проводить мелкий текущий ремонт.
Санитарно-гигиенические требования к персоналу аптек
САНИТАРНАЯ ОДЕЖДА И САНИТАРНАЯ ОБУВЬ выдается работникам аптеки в соответствии с действующими нормами с учетом выполняемых производственных операций.
Комплект специальной одежды для персонала, работающего в асептических условиях, должен быть стерильным перед началом работы.
Производственный персонал должен регулярно принимать душ, тщательно следить за чистотой рук, коротко стричь ногти, не покрывать их лаком. Производственный персонал не должен принимать пищу, курить, а также хранить еду, курительные материалы и личные лекарственные средства в производственных помещениях аптек и в помещениях хранения готовой продукции. В карманах халатов не должны находиться предметы личного пользования, кроме носового платка.
ПЕРСОНАЛ АСЕПТИЧЕСКОГО БЛОКА должен иметь специальный комплект санитарной технологической одежды:
Ø халат или брючной костюм, или комбинезон (оптимально ворот-стойка, перетянутый в талии, манжеты плотно прилегающие);
Ø спецобувь и бахилы;
Ø шапочку или шлем с прикрывающей рот и нос маской или капюшон, при необходимости – резиновые перчатки без талька.
Комплект должен быть изготовлен из материалов или смешанной ткани, отвечающих гигиеническим требованиям, обладающих минимальным ворсоотделением. Комплект одежды стерилизуют в биксах в паровых стерилизаторах при 120º С в течение 45 минут или при 132º С – 20 минут и хранят в закрытых биксах не более 3 суток. При возможности используют комплект одноразовой стерильной одежды.
ОБУВЬ ПЕРСОНАЛА перед началом и после окончания работы дезинфицируют и хранят в закрытых шкафах или в ящиках в шлюзе.
ДЕЗИНФЕКЦИЮ ОБУВИ осуществляют 2-х кратном протирании снаружи раствором хлорамина 1%, или 0, 75% с добавлением 0, 5% моющего средства, или раствором перекиси водорода 3% с 0, 5% моющего средства. ДЕЗИНФЕКЦИЮ ОБУВИ проводят в пакете с ватой, смоченной раствором формальдегида 40% или уксусной кислоты 40%, нейтрализованной нашатырным спиртом или щелочью.
ВХОД И ВЫХОД ПЕРСОНАЛА В АСЕПТИЧЕСКИХ ПОМЕЩЕНИЯХ, перенос необходимых предметов и материалов должны осуществляться только через воздушный шлюз. При каждом входе в асептическое помещение должна производиться смена комплектов стерильной одежды. При входе в шлюз надевают обувь. Целесообразно предусмотреть двустороннюю скамью с ячейками для обуви в нижней части. Сидя на скамье, работник снимает тапочки и помещает их в индивидуальную ячейку. Затем, перекидывая ноги через скамью, поворачивается на 180º и берет с индивидуальной полки или стеллажа пакет или бикс со стерильной технологической одеждой. Скамья предназначена для условного разделения этапов подготовки.
После мытья и просушивания рук надевают комплект стерильной одежды, кроме перчаток, затем обрабатывают руки и, при необходимости, надевают стерильные перчатки. Во время работы в асептическом блоке должно находиться минимально необходимое число работающих. Движения персонала должны быть медленными, плавными, рациональными. Следует избегать резких движений, ограничить разговоры и перемещения. При необходимости устного общения сотрудником, находящимся вне асептического блока, следует использовать телефон или другое переговорное устройство. Для записей следует использовать предварительно нарезанные листы пергамента и шариковые ручки или фломастеры, которые следует протирать безворсовой салфеткой, смоченной этиловым спиртом.
ПРИ РАБОТЕ В АСЕПТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Ø входить в асептическую комнату в нестерильной одежде и выходить из асептического блока в стерильной;
Ø иметь под стерильной санитарной одеждой объемную ворсистую одежду или одежду, в которой работник находится на улице;
Ø использовать косметику и аэрозольные дезодоранты;
Ø носить часы и ювелирные украшения;
Ø вносить личные вещи (ключи, расчески, носовые платки и др. );
Ø очищать нос. Для этого следует выйти в шлюз, использовать стерильный платок или салфетку; затем вымыть и продезинфицировать руки;
Ø поднимать и повторно использовать предметы, упавшие на пол во время работы;
Ø протирать руки или лицо, чесать голову, наклоняться над флаконами или другими емкостями с лекарственными средствами;
Ø использовать карандаши, ластики, перьевые ручки.
ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ КОЖИ РУК используют спирт этиловый 70% или другие спиртосодержащие препараты (АХД –2000, октонидерм, октонисепт), раствор хлоргексидина биглюконата 0, 5% (в 70% этиловом спирте), раствор йодопирона и других йодофоров (йодонат, йодвидон) 1%, раствор хлорамина Б 0, 5% (при отсутствии других препаратов) или другие средства разрешенные МЗ РФ для этих целей.