Способы передвижения паромов
Передвижение паромов осуществляют двумя способами: «лагом» и «челноком». В отдельных случаях может применяться буксирование парома на канате за катером. При передвижении «лагом» катера швартуют сцепными устройствами к крайним понтонам с низовой стороны парома перпендикулярно оси проезжей части. При движении «челноком» катера швартуют сцепными устройствами и распорками к крайним понтонам парома параллельно оси проезжей части или к кронштейнам на транце парома. Способы передвижения парома во время рейса зависят от схемы парома, скорости течения, ширины водной преграды и характера берегов. Схема передвижения лагового парома показана на рис. 3.9. При отчаливании (причаливании) в стесненных береговых условиях перемещение парома осуществляют транцем к берегу, используя тягу обоих катеров. При этом один катер переводят в положение бортом к парому и закрепляют бортовой распоркой. Рис. 3.9. Схема передвижения лагового парома: 1 — паром лаговый; 2—анкер (якорь) Перевод катера бортом к парому и обратно выполняют на расстоянии от берега, позволяющем безопасно совершать этот маневр. Катер, установленный бортом к парому, не должен развивать максимальных оборотов для исключения влияния потока от винтов на соседний катер. Глубина под катерами в месте причаливания должна быть не менее 1,2 м. При скорости течения у берегов более 1 м/с лаговый паром отчаливают и причаливают с использованием энергии течения. Для этого паром удерживают катерами под углом к направлению течения. Скорость передвижения такого парома зависит от скорости течения и угла между направлением течения и направлением упора винтов катера.
Челночные паромы двойной ширины с катерами у низового борта перемещают по кратчайшему расстоянию к противоположному берегу (рис. 3.10) с использованием скорости течения, со сносом при движении с грузом (рис. 3.11). Рис. 3.11. Схема передвижения челночного парома с катерами у низового борта по кратчайшему расстоянию: 1 — анкеры (якоря) групповые; 2 — оттяжка дополнительная; 3 — паром; 4 — катер дополнительный; Vk — вектор скорости катера; Vп — вектор скорости парома; Vt — вектор скорости течения Схемы передвижения паромов с катерами у транца кормового звена показаны на рис. 3.12. При большой ширине водной преграды для увеличения тяги к транцу челночного парома после его отхода от берега подводят дополнительный катер. Паромами маневрируют, изменяя величину или направление тяги катеров, а также с помощью рулей. При движении парома, причаливании, отчаливании и маневрировании учитывают и используют возможный снос или разворот парома от действия ветра и течения. Скорость движения парома должна быть такой, чтобы не происходило его заливание. У лагового парома подпорная волна в носовой части не должна подходить ближе 0,1 м к кромке легкой палубы, а у челночного парома — ближе 0,1 м до днища берегового звена в районе низкого транца. Рис. 3.11. Схема передвижения челночного парома с катерами у низового борта со сносом:1 — установка парома под погрузку; 2 — установка парома под выгрузку; 3 — порожний паром в движении Перевод катера 3 из положения А или В в положение Б осуществляют работой рулями и тягой винта одного двигателя: правого— при переводе из положения А в положение Б; левого — при переводе из положения В в положение Б. При необходимости используют якорные лебедки. Перевод катера в положение Б возможен и под действием на него течения.
Рис. 3.12. Схема передвижения челночного парома с катерами у кормового транца:
а — с швартовкой с верховой стороны; б — с швартовкой с низовой стороны; 1 — паром; 2 — катер дополнительный; 3—анкер групповой (якорь); 4 — оттяжка дополнительная
После подхода к берегу ближний к носовой части парома катер 1, находящийся в положении А, удерживает паром у берега, а катер 3, переведенный в положение Б, удерживает паром от сноса. Одновременно паром закрепляют береговой оттяжкой 5 за балку 6 удерживания береговой оттяжки. Для уменьшения сноса от течения при причаливании (отчаливании) паром устанавливают под углом к течению, а катера — под углом к парому. При таком способе причаливания снижается усилие при переводе катеров из положения А в положение Б или В и обратно за счет использования силы течения. При отчаливании парома оба катера устанавливают в положение В или А (носом по направлению движения). Катера из положения Б в положение А или В переводят натяжением каната левой (правой) якорной лебедки с одновременным ослаблением каната правой (левой) лебедки. Перед переводом раскрывают соответствующий замок сцепного устройства катера. Угол, под которым устанавливают катер к парому, выбирают в зависимости от характера и скорости течения. В случае швартовки катеров к корме челночного парома (рис. 3.7) в положение Б из положения А переводят катер, находящийся ниже по течению, для чего после подхода парома к берегу у катера 3 открывают замок левой консоли толкающего устройства и ослабляют канат якорной лебедки, катер под воздействием силы течения и тяги винтов на заднем ходу переводят в положение Б и выбирают слабину каната с помощью якорной лебедки. При переводе катера 3 катер 5 тягой винтов на переднем ходу удерживает паром у берега. Одновременно с этим паром закрепляют береговой оттяжкой 8 за балку 1 удерживания береговой оттяжки с верховой стороны. После разгрузки техники катер 3 с помощью якорной лебедки переводят в положение А и закрепляют замком толкающего устройства. Для облегчения удерживания парома от поворота и сноса при отчаливании от берега, а также для облегчения перевода катера из положения Б в положение А паром устанавливают под углом к берегу (носом против течения). Величину угла выбирают в зависимости от скорости течения.
Перевод катера 5 при причаливании к противоположному берегу аналогичен переводу катера 3. При отчаливании парома от берега, как только катера установят в нужные положения и они будут полностью готовы к началу движения, отдают береговую оттяжку раскрытием замка балки ее удерживания. Для удержания челночных паромов на быстром течении (более 1,5 м/с) применяют дополнительные оттяжки, установленные с верховой стороны, или дополнительный катер. В качестве дополнительных оттяжек применяют якорные канаты с якорями или специальные оттяжки, закрепленные за групповые анкеры, понтонные автомобили, плавающие транспортеры' и т. п. Если у берега высокая скорость течения и паром трудно установить перпендикулярно берегу, его устанавливают под углом и в таком положении закрепляют дополнительной оттяжкой. Последующее выравнивание парома осуществляют с помощью оттяжки, закрепленной за понтонный автомобиль, плавающий транспортер, или выравнивают дополнительным катером. Управление паромами Управление паромом при толкании его одним катером осуществляют перекладкой руля катера «Право на борт», «Лево на борт» и переключением редуктора на передний ход или на задний ход. При толкании парома двумя катерами паромом управляют изменением направления и скорости обоих катеров или одного из них. При толкании парома тремя или четырьмя катерами паромом управляют с помощью крайних катеров. Челночным паромом управляют, изменяя скорость и направление хода катеров. При необходимости быстрого разворота парома один из катеров (для вращения парома) или оба катера (для обратного движения парома) разворачивают на 180°.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|