Установление даннических отношений
Уже при первом столкновении с русскими землями в 1237 г. монголы потребовали уплаты дани. Собственно говоря, на этом их условия и исчерпывались. Не получив дани, они подвергли русские земли разгрому и разорению. В 1246 г. посланник римского папы, итальянский монах Плано Карпини засвидетельствовал, как один из монгольских баскаков, пересчитав жителей, обязал каждого из них ежегодно сдавать 1 медвежью шкуру, 1 шкуру бобра, 1 шкурку соболя, 1 шкурку хорька, 1 шкурку черной лисицы. «И всякий, кто не даст этого, - добавлял итальянский путешественник, - должен быть отведен к татарам и обращен в их раба». Однако почти два десятилетия не существовало какого-либо упорядоченного взимания дани. Положение изменилось в конце 50-х гг. XIII в., когда в Северо-Восточной Руси была проведена перепись населения. Она преследовала две цели: во-первых, определить внутренние ресурсы населения Руси для возможного использования их в военных походах; во-вторых, организовать упорядоченный сбор дани. Монголо-татарская перепись послужила точкой отсчета для получения монголами регулярной и повсеместной дани, называемой на Руси «выходом». Писцы-численники методично описывали дворы на территории каждого русского княжества. Плательщики должны были облагаться данью в зависимости от своего имущественного положения. От дани освобождались лишь служители церкви. Первоначально монголы попытались ввести жесткий режим зависимости, приспособив к сбору дани существующую на Руси (как, впрочем, и у самих монголов) сотенную организацию. Они назначили из местных жителей десятников, сотников, тысячников и темников, которые должны были следить за поступлением дани с каждой записанной за ними группы дворов. Дань включала в себя продовольствие, фураж и деньги, идущие на содержание определенного числа ордынских воинов.
Непосредственным сбором дани занимались мусульманские купцы – откупщики, - которые издавна поддерживали торговлю с монголами. На Руси их называли «бесермены»», «басурмане» (искаженное «мусульманин»). Откупщики выплачивали в ханскую казну сразу всю сумму, причитавшуюся с той или иной области Руси и, обосновавшись в одном из городов, собирали эту дань с населения, естественно, с большим «наваром» для себя. Однако уже в начале 60-х гг. после крупных выступлений горожан на Северо-Востоке Руси, ордынцы были вынуждены отказаться от мусульманского посредничества. В 1273 (или 1275) г. была проведены последняя перепись русского населения. Причины, видимо, крылись в том, что в условиях организованного сопротивления, в котором не последнюю роль играл и религиозный фактор, подобная система потребовала присутствия постоянных воинских контингентов. Однако в условиях непривычной природной среды (леса, болота), больших расстояний при отсутствии дорог, прогнозируемость огромных материальных и людских затрат делало этот путь неэффективным. Со временем сбор ордынской дани хан передал русским князьям. Каждый князь стал лично собирать и отвозить к ханскому двору причитавшийся с его удела ордынский «выход». Новый порядок избавил страну от ненавистных «басурман». Однако он породил ряд новых проблем. Расходы, связанные с частыми поездками в Орду, разоряли мелких князей, делали их неоплатными должниками. Требуя выплаты долгов, татары подчистую разоряли целые города и волости. Кроме того, такой порядок отношений с Ордой способствовал возникновению новых усобиц, так как князья часто использовали поездки в Орду для плетения всевозможных интриг друг против друга. Следующим шагом в развитии системы сбора ордынской дани стало признание ханом исключительного права великого князя Владимирского на получение и доставку в Сарай «выхода» со всех русских земель. Это нововведение не только повысило статус великого князя, но и привело к централизации сбора дани (своеобразной налоговой системы), что, в свою очередь, послужило одной из предпосылок формирования единого Русского государства. А с 1327 г. право на сбор дани со всех русских княжеств получил Иван Калита. И эта обязанность лежала на московских князьях до конца 15 в.
В 14 в. ордынский “выход” с Московского княжества составлял 1000 рублей. В конце 14 в. платежи с Московского княжества, бывших княжеств Дмитровского, Галицкого, великого княжества Владимирского составляли 5000 рублей. В начале 15 в. с территории бывшего Нижегородского княжества собирали 1500 рублей дани. Общая же сумма ордынской дани с русских земель составляла не менее 15 тыс. рублей в год. Конечно, размеры дани постоянно колебались, и не всегда она выплачивалась. Москва, например, не платила ордынской дани в 1361-1371 и 1374-1380 гг. Иван Ш отказался платить дань в 1479 г., чем и вызвал поход хана Ахмата, закончившийся для последнего безуспешно и приведший к ликвидации ордынской власти над Русью.
Кроме дани, с населения русских княжеств взимались иногда экстроординарные ханские “запросы”, те же, только внеочередные платежи. Русским людям необходимо было принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами, приезжавших на Русь с военными, дипломатическими миссиями, следивших за сбором и отправлением дани в Орду. Проявление политической самостоятельности, отказ уплачивать монголо татарам дань вызывали со стороны Орды жестокие карательные экспедиции. Нередко ханы посылали свои войска в помощь одному русскому князю против другого, если они видели в действиях этого другого угрозу своим интересам.
Нашествие Батыя не повлекло за собой уничтожения древнерусского народа. Установление монголо-татарского господства над древнерусскими княжествами не привело к той многовековой стагнации экономики, которая последовала в Сев. Иране и Азербайджане после завоеваний этих территорий монголами. Однако разрушение десятков древнерусских городов, гибель и пленение населения в 1237-1241 гг. и в последующее время, несомненно отрицательно повлияли на демографическое, хозяйственное, политическое и культурное развитие древнерусских княжеств. После нашествия Батыя перестало существовать южное Переяславское княжество, фактически - Киевское и Черниговское. Из 74 русских городов 49 были разорены Батыем. Причем 14 городов вовсе не поднялись из пепла и еще 15 постепенно превратились в села. Область расселения древнерусского народа сократилась. Прервались связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными. Сошло почти на нет заключение политических союзов, резко ослабла торговля, нарушились культурные контакты. Экономически северо-восточные княжества оказались отброшенными назад на 50-100 лет. Чеканка монеты в них - показатель рыночных связей - началась только в 80-х гг. 14 в., т.е. спустя 150 лет после нашествия Батыя.
Итак, с рубежа 50-60-х гг. XIII в. между Русью и Ордой устанавливаются даннические отношения. Определяя социальную природу этого явления, необходимо выявить различия между данью и контрибуцией с побежденных – с одной стороны, и податями (налогами) с подданных - с другой. От первой дань отличают регулярные поборы, от вторых – то, что поборы совершаются не с собственной, а с покоренной чужой общины (племени, города, государства), остающейся при этом более или менее самостоятельной. В таком случае неизбежно возникает вопрос: какая структура общественных отношений, сложившихся на Руси была сохранена монголами? Естественно, нас будут, прежде всего, интересовать наиболее важные институты политической власти Руси: княжеский и вечевой с сопутствующими структурами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|