Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Литовского государства. Взаимоотношения Литвы и Орды.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В то время как Северо-Восточная Русь попала под монгольское владычество, Западным землям Руси, надежно прикрытым от ордынских всадников владениями соседей, лесами и болотами, удалось избежать нашествие Батыя. Тем не менее угроза разорения была весьма реальна. Соседями этих земель были литовские племена. К началу 13 в. многие литовские племена, ослабленные межплеменной рознью, были либо завоеваны, либо истреблены крестоносцами. Сохранившие свою независимость племена, жившие по реке Неман и его притокам объединились для того, чтобы противостоять немецким крестоносцам. В 40-е годы 13 в. на северо-западной окраине Руси появилось новое государство - Литовское княжество. Во главе его встал литовский князь Миндовг (1230-1264). Этот отважный, но жестокий и коварный правитель, был изгнан своими соперниками из Восточной Литвы, но нашел прибежище в западных русских землях. Вскоре он с помощью литовских сторонников, славянской знати и западнорусских городов восстановил свою власть в Восточной Литве. Новое государство с самого момента своего образования являлось русско-литовской державой. Причиной объединения русских и литовских земель стала внешнеполитическая угроза. Немецкие духовные ордена меченосцев и тевтонцев совершали агрессию с запада и северо-запада. (Потерпев ряд поражений от русских и литовских войск, меченосцы влились в состав Тевтонского ордена. Эта новая военно-государственная организация, являющаяся провинциальным отделением Тевтонского ордена, получило название Ливонского ордена). На востоке свершившимся фактом стало ордынское нашествие. Только объединенными усилиями можно было противостоять грозным врагам.
Старший сын Миндовга Войшелк, которого отец поставил управлять русскими землями, крестился по православному обряду и вскоре принял монашеский сан, передав власть русскому князю Роману Даниловичу. Сам же Миндовг, в надежде остановить натиск рыцарских орденов, согласился принять католичество. Но союз с Римом не оправдал надежд литовского князя. В 1261 г. он отрекся от христианства. А в 1262 г., заключив союзный договор с Александром Невским, русско-литовские войска разбили крестоносцев Тевтонского ордена. Литовский князь Миндовг нанес также два поражения отрядам ордынцев при их попытке проникнуть в пределы Литвы. В последующем, включив в свою политическую программу идею борьбы с Ордой, и нанеся ей ряд ощутимых поражений, великие литовские князья добились значительных успехов в объединительной политике. В 1263 г. литовский король вместе с двумя младшими сыновьями был убит своими литовскими противниками. Жители западнорусских земель выступили в поддержку Войшелка, старшего сына Миндовга. С помощью русских ратей православный литовский князь-монах утвердился и в литовских землях. Он заключил союз с галицко-волынскими князьями, признав их старшинство. Но распри между галицко-волынскими князьями за престол бездетного литовского князя стали причиной его вероломного убийства весной 1267 г. В Литовско-Русском государстве начались новые усобицы. Своего расцвета Русско-Литовское государство достигло при Гедимине (1315-1341). За счет присоединения русских земель он раздвинул далеко на юг и восток границы своей державы. При нем она получила название Великого княжества Литовского. На Полоцкий престол литовский князь посадил своего брата. Старший сын Гедимина Ольгерд, женатый на дочери витебского князя, после смерти тестя унаследовал его удел. Подчинились Гедимину Минское, а затем Брестское (Берестье) княжества. Таким образом под властью Гедимина оказалась почти вся территория нынешней Белоруссии.
Киев, древняя столица русского государства, после Батыева разорения и последующих ордынских набегов пришел в полный упадок. В конце 20-х - начале 30-х гг. 14 в. Киевское княжество признало верховную власть Гедимина. Некоторое время соперником литовского князя на юге оставалось Галицко-Волынское княжество. Оно находилось в формальной зависимости от Золотой Орды, но фактически было независимым государством, все больше и больше отдаляющимся от Северо-Восточной Руси. Гедимин женил своего сына на дочери волынского князя, который в случае смерти тестя должен был наследовать его удел. Однако после смерти волынского князя и его брата на Волынскую землю предъявили претензии Венгрия и Польша. Не желая ссориться с могущественными соседями, Гедимин выдал свою дочь за польского короля. Перед литовским князем открылась перспектива обладания всей Русью. Установление власти литовских князей в тех или иных русских княжествах далеко не всегда проходили гладко. Но в целом расширение Великого княжества проходило сравнительно мирно, поскольку условия присоединения русских земель к этому государству удовлетворяли и бояр, и горожан, и даже церковь. Держава Гедимина напоминала Русь времен первых Рюриковичей. Её правитель не ставил своей целью установить жесткий контроль над присоединенными русскими землями. Русские же земли сохранили свои обычаи и традиции, прежний порядок управления. Гедимин заменил лишь правителей, усадив на местные престолы, которые раньше занимали русские князья-Рюриковичи, своих родственников. Некоторые из Гедиминовичей приняли православие, что способствовало их сближению с местным населением. Князья-наместники собирали и уплачивали дань великому литовскому князю. По-видимому дань была не очень большой и рассматривалась жителями как плата за защиту от иноземных нападений и сохранение спокойствия на всей территории огромного русско-литовского государства. Это было очень важно для развития земледелия, ремесла, торговли, торговых связей с другими странами. При Гедимине столицей государства стал основанный им на литовской земле город Вильно. Большую роль в литовской столице играл русский квартал, населенный православными ремесленниками и торговцами. В то же время в Вильно появляются первые католические монастыри, увеличивается приток населения из стран Западной Европы. Это превращало литовскую столицу в многонациональный город, где мирно уживались друг с другом многие культуры и традиции. Однако долгое время именно восточнославянская культура определяла лицо города. А в европейских государствах Гедимина называли “королем Литвы и Руси”
Гедимин, оставаясь язычником, не ущемлял права православной церкви. В то же время он установил контакты с католической церковью. В своих посланиях папе Римскому Гедимин обвинял орденских рыцарей в том, что они жестокими набегами отвращают литовцев от христианства. Он даже пообещал папе крестить Литву по западному обряду в случае прекращения нашествий крестоносцев. В 1324 г. в Литву прибыло папское посольство. Но против планов введения католицизма выступили и языческая литовская знать, и русское православное население, с позицией которого Гедимин не мог не считаться. Он прекрасно понимал, что источником могущества его государства являются обширные славянские земли. Именно при Гедимине Великое княжество Литовское и Русское стало центром антиордынской борьбы; опираясь на его поддержку, западнорусские земли надеялись сбросить ненавистное иго. В 30-е гг. XVI в. договор о взаимопомощи с Гедимином заключил смоленский князь Иван Александрович, признавший себя «младшим братом», т.е. вассалом, литовского государя. Разгневанный этим союзом хан Узбек в 1339 г. послал на Смоленск свою рать. Участвовал в этом походе и московский князь Иван Калита. Встретив мужественное сопротивление смолян, поддержанных литовцами, Орда была вынуждена смириться с отказом Смоленска платить дань. С этого момента Смоленск не знал татарского ига. С потерей ханом власти над Смоленщиной был положен окончательный предел распространению власти Золотой Орды на западных русских землях. Умирая, Гедимин разделил свои владения между семью сыновьями. Ольгерд, старший сын Гедимина и русской княжны Ольги, получил восточную часть государства, где большинство составляли русские земли. Ольгерд был женат дважды. И оба раза на русских княжнах - витебской и тверской. Ольгерд принял православную веру и продолжил политику отца по “собиранию” русских земель. Во время княжения Ольгерда к Литовскому государству были присоединены Брянская, Северская, Черниговская и Подольская русские земли. Долгая борьба шла с Польшей из-за Волыни, которую в конце концов Ольгерд тоже закрепил за Литвой.
После смерти Ольгерда (1377) в Литовском княжестве начались новые усобицы, в результате которых у власти оказались сын Ольгерда Ягайло и его племянник Витовт. Однако в геополитическом положении Литовского государства было заложено опасное противоречие. Уже первый литовский князь Миндовг был вынужден балансировать между восточным и западным христианством. Он одобрил крещение своего сына Войшелка в православие, понимая, что этот шаг укрепит его позиции в русских землях. В то же время, надеясь остановить натиск рыцарских орденов, Миндовг установил контакты с Римом, согласился принять католичество и основать в Литве епископство. В 1252 (или 1253) г. он получил от папы королевскую корону. Но союз с Римом не оправдал ожиданий Миндовга и в 1261 г. он отрекся от христианства. О своем намерении почитать папу как духовного отца объявил в 1323 г. правитель Литвы Гедимин. Это не успокоило крестоносцев и Гедимин стал искать союзников на юго-западе, где в это время крепнут позиции Польши. В начале 1325 г. был заключен союз между Польшей и Литвой, скрепленный браком дочери Гедимина Анны и наследника польского престола Казимира. Этот союз открывал путь к соединению обоих государств для борьбы с Орденом и Ордой. Тем не менее, сам Гедимин оставался язычником, а пять из семи его сыновей приняли православие. Почти вся семья литовского князя Ольгерда принадлежала к православной церкви, а сам он перед смертью также принял крещение. Продвижение Литовской Руси на восток привело к первым конфликтам с Московским княжеством, которые при наследниках Ивана Калиты и Гедимина приобрели характер открытой борьбы за обладание «всею Русью». В борьбе с Москвой ставка была сделана на союз с Тверским княжеством. В 1320 г. Гедимин заключил союз с Тверью, скрепив его браком дочери Марии с великим князем тверским Дмитрием Михайловичем. В 1368 г. литовский князь Ольгерд (1345-1377) совершил первый крупный поход на Москву, закончившийся неудачей. Последующие походы 1371 и 1372 гг. также не принесли успеха Литве. Москва устояла, что, несомненно, укрепило ее авторитет в землях Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Неудачи Ольгерда в открытой борьбе с Москвой привели к окончательному разделению русских земель на сторонников Москвы и Литвы. Ряд земель занимали колеблющуюся позицию: Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк, Тверь.
В своей борьбе с Москвой Ольгерд решил использовать и православную церковь. Он отправил константинопольскому патриарху жалобу, в которой упрекал митрополита Алексея в пренебрежении своей паствой в Великом княжестве Литовском. Патриарх назначил для литовской части Руси собственного главу Православной церкви - сербского священника Киприана, наделив его саном митрополита «киевского, русского и литовского». После смерти Алексея Киприан намеривался объединить обе части митрополии. После смерти Ольгерда литовский престол занял его сын Ягайло (1377-1392). В условиях укрепления позиций Московского княжества происходит переориентация литовской политики на востоке - от конфронтации к сближению с Ордой. Ольгерд даже согласился стать союзником Мамая на Куликовом поле. Триумф Дмитрия Донского резко повысил авторитет Москвы в западнорусских землях и заставил Ягайло искать дружбы с Дмитрием. Тогда возник проект союза Москвы и Великого княжества Литовского. Он предусматривал крещение Ягайло в православие и его женитьбу на одной из дочерей Дмитрия Ивановича. Однако известие о сокрушительном поражении Москвы от Тохтамыша в 1382 г. заставило Ягайло отказаться от проекта, который мог бы стать поворотным моментом в судьбах всей Восточной Европы. Литовская политика вновь переключается на запад. В 1385 г. была заключена так называемая Кревская уния, согласно которой Литовские земли должны были войти в состав Польского королевства, а население Литвы принять католическую веру. К тому же, для подкрепления своих обязательств, Ягайло женился на польской королеве Ядвиге, став одновременно и великим литовским князем и польским королем. После принятия Литвой католичества в качестве государственной религии политический конфликт с Москвой приобретает выраженный религиозный характер, а Вильно навсегда теряет возможность стать центром объединения русских земель, бывших по преимуществу православными. Хотя литовский князь Витовт (1392-1430) предпринимал, и не без успеха, попытки утвердить свое влияние на Руси (особенно в период малолетства московского князя Василия Васильевича, являвшегося его внуком). Однако он продолжил политику сближения с Польшей, заключив в 1413 г. Городельскую унию, после которой литовская знать стала брататься с польской, заимствуя у нее гербы и родословные легенды, а католическая церковь была поставлена в такое же привилегированное положение, каким она пользовалась в Польше. Великое княжество Литовское и Русское строилось как своеобразная федерация. Отношения между великими литовскими князьями и русскими землями строились на договорных принципах, в основе которых лежали вассальные отношения. В XV—XVI вв. права русских князей - вассалов великого князя Литовского закреплялись специальными документами — привилегиями. Любопытная правовая ситуация сложилась после заключения в 1387 г. унии между Великим княжеством Литовским и Польшей. С одной стороны, литовские и русские земли подпадали под юрисдикцию польского права, с другой стороны, здесь по-прежнему действовали юридические нормы Древней Руси, закрепленные в Русской Правде (они входили в состав так называемых Литовских статутов). Сама история Великого княжества Литовского, как экономическая, так и политическая, способствовала сохранению и даже консервации древнерусских демократических, общинных порядков. Наиболее ярко общинная демократия проявилась в сфере управления. Как и в предыдущие периоды, верховным органом правления в городах Полоцкой, Смоленской, Витебской и др. земель являлось вече. Оно обладало широкими полномочиями. За вечем сохранилось древнерусское право «призвания» и изгнания князей. Например, в 1380 г. князь Ягайло выделил Полоцк своему брату, но полочане отказались принять его. В 1410 г. жители Смоленска призвали на княжение своего князя Юрия Святославича, а посланного к ним Витовтом князя Романа Брянского убили. Более того, эта традиция распространялась и на власть наместников, воевод, что было закреплено юридически в особых грамотах, дававшихся городам. Вече могло налагать на население подати, платы, предназначавшиеся на городские нужды, решало таможенные проблемы. Вече главного города издавало уставы для всей земли, решало вопросы о городской земельной собственности, обсуждало проблемы внешней политики. Вече в малых городах и волостях, естественно, не пользовалось такими государственными прерогативами, но, тем не менее, осуществляло и здесь многочисленные функции. Оно совершало «разруб» повинностей, налагавшихся на волость, избирало волостных старцев – общинную власть. Всякое покушение на это старинное право волости вызывало бурю протестов со стороны населения. Вечевые традиции были столь крепким, что их не смогло нарушить даже получение русскими городами магдебурского права (вспомните, что это такое). Более того, они привели к трансформации магдебурского права, придавая ему черты, резко отличные от норм, характерных для Запада. Помимо веча, в западнорусских землях долгое время сохранялись и другие черты, присущие древнерусской общинной демократии: кончанско-сотенная система, народные ополчения, избрание высших церковных иерархов и волостных священников и контроль над ними. Итак, в западнорусских землях сохранились мощные общинные традиции. Их вполне можно назвать демократическими, если под этим словом понимать степень участия населения в государственных делах. Кончина Витовта, готовившегося принять королевскую корону, в 1430 г. завершила самый блестящий период в истории Великого княжества Литовского. При его преемниках начинаются усобицы, в которые все активнее вмешиваются русские князья. В конце XV - начале XVI в. большинство пограничных русских земель (Верховские княжества, Вязьма, Новгород-Северский, Чернигов, Путивль, Брянск) переходят под власть Москвы. Наконец, в 1569 г. Великое княжество Литовское становиться частью нового польско-литовского государственного объединения – Речи Посполитой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|