Агропромышленный комплекс.
Агропромышленный комплекс – сов-ть отраслей нац. эк-ки, осущ-щих пр-во и переработку с/х сырья, насыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья. На АПК приходится пятая часть ВВП страны, около 22% основных производ. фондов. Основным звеном АПК является сельское хоз-во, оно производит примерно 58% всей продукции (в развитых странах его роль в создании конечного продукта АПК значительно ниже). Сельское хоз-во занимается выращиванием с/х культур (растеневодство) и разведением с/х животных (животноводство).На долю с/х приходится почти 7, 5 % ВВП страны, около 15 % ОС, и 9, 7% занятого населения. Сельское хоз-во выполняет след.задачи: 1) обеспечить население страны высококачественным продовольствием; 2) снабжать пищевую и легкую пром-ть в достаточном кол-ве необходимым сырьем; 3) сохранять привлекательными ландшафты в кач-ве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, создание зон развития агротуризма (эта задача полностью не решена). Включает: · растениеводство – значительные возможности для увеличения валовых сборов зерновых и технических культур, картофеля и овощей, а также кормов для животноводства. Включает: зерновое хоз-во – 46,1% всех посевных площадей (рожь, ячмень, пшеница, овес и тритикале); технические культуры – 8,9% посевных площадей (лен долгунец, сахарная свекла (фабричная), возделывание рапса) картоофелеводство – по потреблению на человека РБ занимает первое место, выращивается повсеместно; овощеводство – 1,5% посевных площадей, почти полностью удовлетворяет потребности населения, но не способно обеспечить некоторыми видами овощей из-за кмиматических условий.
· животноводство – дает основную часть товарной продукции с/х предприятий, но тем не менее нуждается в преобразованиях, т.к. наблюдаются снижения поголовья скота и птицы, пр-ва мяса и молока, убыточность продаж животноводческой продукции. Включает: скотоводство – в мясном балансе говядина и телятина занимают более 40%, развитие обусловлено наличием пастбищ и возможностью заготовки грубых кормов, осуществляется практически во всех хоз-вах; свиноводство – пр-во свинины переведено на промышленную основу (работает 105 свиноводческих комплексов, мощности кот.исп-ся только на 70%; птицеводство – одна из самых интенсивных отраслей в республике, в с/х предприятиях объединения Белптицепром сосредоточено примерно 50% поголовья птице, производится около 78% птичьего мяса. Отрасли, перерабатывающие с/х сырье: 787 п/п – пищевая пром-ть (82,8%0, легкая пром-ть(1,3% - переработка льна и шерсти), мукомольно-крупяная(15,9%) и комбикормовая пром-ть. Пищевая пром-ть – доля в общем объеме продукции АПК почти 17%; она обеспечивает рациональное питание населения, способствует устранению неравномерности потребления пищевых продуктов как во времени, так и в региональном разрезе, позволяет эфф-но использовать с/х сырьё, сокращать его потери; она воздействует на сельское хоз-во, стимулмруя развитие новых сырьевых баз, расширение сферы применения рестениеводческой и животноводческой продукции, рост товарности с/х пр-ва. Отрасль включает более 2,3 тыс. предприятий, в том числе около 480 на самостоятельном балансе, характеризуется сложнойструктуров (большим кол-вом подотраслей). Включает: 1) мясная пром-ть – производит убой и комплексную переработку животных и птицы, выпускает мясо и мясные полуфабрикаты, колбасную продукцию, мячные консервы (Минский, Гомельский, Гродненский, Слуцкий мясокомбинаты и др.); 2) молочная пром-ть – выпуск молока, масла, сыров, натуральных молочных изделий, сухого обезжиренного молока, мороженого, молочных консервов и др.;
3) пищевкусоваяпром-ть – хар-ся разнообразием отраслей и выпускаемой продукции: · сахарнаяпром-ть – сахарный комбинат в Скиделе, сахарорафинадный комб-т в Слуцке; · кондитерская пром-ть – исп-ет как местное так и привозное сырье, выпускае конфеты, шоколад и шоколадные наборы, торты, печенье, халву, пастилу и др.; · хлебопекарная пром-ть – более 160 предприятий располож. в местах потребления продукции, отрасль испытывает потребность в завозе высококачественной муки для выпечки хлебобулочных изделий; · масло-жировая пром-ть – не удовлетворяет потребности населения в своей продукции, поэтому основное кол-во растительного масла импортируется, кроме того для пр-во используется привозное сырье; · макаронная пром-ть - большое разнообразие продукции (макароны, рожки, вермишель и др.), использует привозную муку высших сортов, но местные молочные продукты, яйца и сахар; · соляная пром-ть – Мозырьскийсолеварочный комбинат, часть производимой продукции экспортируется в страны Зап. Европы; · спиртовая и ликеро-водочнаяпром-ть - одна из важнейших отраслей, осущ-ет пр-во спирта из картофеля; 4) мукомольно-круповая и комбикормовая пром-ть – объединяет свыше 3 тыс. предприятий, из них 47 на самостоятельном балансе, продукция главным образом реализуется на внутреннем рынке, недостающее импортируется из Украины, россии, Казахстана. 5) рыбное хоз-во – объединение Госрыбхоз включает 19 прудовых хоз-в и 5 рыбокомбинатов, которые занимаются уловом и переработкой рыбы.
Строительный комплекс. Составил 6, 8 % в ВВП. Строительный комплекс - межотраслевая система, включающая сов-ть предприятий, объединений и орг-ций, деят-ть кот.направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Продукция строительного компле кса - полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты соц. инфраструктуры. Строительный комплекс объединяет подрядные и специализированные строительные орг-ции, предприятия пром-сти строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско - технологические и научно - исследовательские орг-ции, строительные фирмы, биржи и другие формирования, специализирующиеся в области строительства (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), включая отраслевые органы упр-ния. Все подразделения комплекса объединяют эконом., технолог.ипроизвод. связи; на комплекс работает строительное и дорожное машиностроение.
На долю строительного комплекса РБ в составе двух взаимосвязанных секторов — собственно строительства и пром-сти строительных материалов и конструкций — приходится около 11% объема ВВП и 9,5 % общей числ-сти работников, занятых в народном хоз-ве. Комплекс объединяет 6853 строительных и ремонтно-строительных орг-ций различных мощностей и форм собственности, в том числе 109 строительных трестов и объединений, более 200 предприятий пром-сти строительных материалов и стройиндустрии, свыше 40 проектных институтов, около 20 научно - исследовательских и конструкторско-технологических орг-ций. В настоящее время 75 % общего объема подрядных работ выполняется фирмами негосударственного сектора эк-ки. Строительство (капитальное строительство) - отрасль нац. эк-ки по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов — промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых, коммунальных, культурно-бытовых и других объектов, кот. обеспечивают производственную деят-ть людей и их мат.-культ. потребности. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, с/х и др. Капитальное строительство включает общестроительные, монтажные, специализированные и другие орг-ции, осущ-щие строительные и монтажные работы подрядным и хоз-ным способами. В отрасль входят проектные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские орг-ции строительного профиля. Она включает также предприятия и орг-ции, осущ-щие капитальный ремонт зданий и сооружений, орг-ции по эксплуатационному бурению, связанному со строительством нефтяных и газовых скважин, а также соответствующие органы упр-ния. Зачастую для обозначения капитального строительства применяют термин «строительство».
Жилищное строительство в РБ относится к одному из приоритетных направлений соц.-эконом. развития. В РБ принят ряд нормативных и правовых док-тов, предусматривающих меры по увеличению жилищных инвестиций, а также снижению стоимости жилья. Рост объемов жилищного строительства влечет за собой рост пр-ва в таких отраслях пром-сти, как деревообрабатывающая, стекольная, пр-во металлоконструкций и др. В 2006-2010 году ввод жилья достиг 26, 2 млн м3. Пром-сть стройматериалов и конструкций явл-ся важнейшей структурной частью строительного комплекса. От эфф-ти ее работы зависит успешнаядеят-сть комплекса в целом. На ее долю приходится 5,4% общего объема промышленной продукции и стоимости ОС, 5,1 % среднегодовой числ-стипром.-производ. персонала. Пром-сть стройматериалов включает 525 п/п. выпуск. строй. мат-лы и стекольную и фарфоро-фаянсовую продукцию. Включает: цементная пром-сть — ведущая отрасль пром-сти стройматериалов, специализируется на пр-ве различных видов цемента (Белорусский цементный завод, Красносельскстройматериалы); пр-во сборных железобетонных конструкций и изделий; пром-сть стеновых материалов – пооизводит строительный кирпич, стеновые бетонные и силикатные блоки, панели различных размеров (Керамика в Витебске); пр-во облицовочных материалов – облицовочного кирпича и керамической плитки (Керамин); производство кровельных материалов – (Кровля); известковые и гипсовые материалы – (Доломит); пр-во нерудных стройматериалов – добыча, дробление, обогащение строительного камня, щебня, гравия, строительного песка (Гранит). стекольная и фарфоро-фаянсовая: выпускаются строительное и техническое стекло, стеклотара, фарфоровая посуда и художественные изделия из стекла и хрусталя, художественно-бытовой фарфор и фаянс, другие изделия.
Транспорт и связь. Транспорт (Т)— одна из базовых отраслей, кот формирует инфрастр-ру эк-ки и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Трансп издержки влияют на себестоимость и цену товара. Т. выступает в кач-ве важнейшего условия освоения прир. р-сов, мат основы дляэк-кой интеграции пром-ого и с/х пр-ва. Регулирование трансп комплекса осущ-ся Мин-вом транспорта и коммуникаций РБ. Управлением ж/д транспорта занимается Бел железная дорога (БЖД), авиатрансп. – департамент по авиации, дорожным– департамент «Белавтодор», городским – местная исполнит власть.
Доля трансп в ВВП - ≈ 7,3%. В отрасли трудится 6,3% занятых в эк-ке (2011). Транспорт: общего и необщего пользования; пассажирский и грузовой. Для оценки работы транспорта исп-ся п-ли: объем перевозок грузов, пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Осн п-ли эф-стиисп-ниятрансп: скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, безопасность движения, себестоимость и др. Ж/д транспорт (ЖДТ). Осущ перевозки по ж/д. Отличается массовостью потоков, относительно низкой себестоимостью, бесперебойно работает круглый год, не зависит от погоды, имеет потенциально высокую скорость. В РБ грузооборот ж/д транспорта составил – 42,7 млрд т/км, пассажирооб – 74,01 млрд. пассажиро-км. Эксплуатационная длина ж/д – 5,5 тыс.км. ЖДТ РБ объединяет магистральный и промышленный виды транспорта. Технич оснащения БЖД в основном соответствует Евростандарту и хар-ся: · 30% эксплуатационной длины ж/д линий сост двухпутные линии, · 67% - оборудовано автоблокировкой, из кот 58,5% - диспетчерской централизацией, 34% - полуавтаматич блокировкой, · 97,7% стрелок включено в электрич централизацию. Однако электрич тяга на ж/д РБ внедряется крайне медленно. Замедленными темпами проводятся работы по ремонту и усилению верхнего строения пути. Тер-рию РБ пересекают 2 европтрансп коридора: · трансп коридор №2:Восток-Запад: Берлин-Варшава-Минск-Москва-Н.Новгород; · трансп коридор №9: Ссевер-Юг проходит в направлении: страны Юго-Вост Европы-Украина-РБ-РФ-Финляндия, имеет ответвление №9В: Гомель-Минск-Вильнюс-Клайпеда и предусматривает выход грузоотправителей из областей Вост Украины и Центр России к спец-ным морским портам Балтии. Значительный удельный вес в стр-ре перевозок грузов ЖДТ занимает транзит (36%), кот явл важнейшим источником доходов и валютных поступлений. Автомобильный транспорт (АТ). Осущ перевозки по безрельсовым путям, подразд-ся на грузовой и пассажирский. Грузовой перевозит 48,6% всех грузов, гл образом на короткие и средние расстояния. Однако грузооборот невелик – 11,3%, отличается высокимур-нем занятости – около 1/4 работающих в отрасли. Отличается маневренностью и гибкостью. Грузооборот -13,5 млрд т/км, пассажирооборот – 72,4 млрд пассажиро-км Пассажирский: автобусный и легковой, личный (постоянно растёт) и ведомственный. Протяженность – 81,5 тыс км., в том числе с твердым покрытием – 71,0 тыс км. Более 1/3 дорог требует ремонта, половина эксплуатируется с прошедшими межремонтными сроками. Ч/з РБ проходит 2 коридора: кор №2: Брест-граница РФ (модернизированный в пределах РБ участок магистрали Берлин-Варшава-Минск-Москва); №9В: Гомель-Жлобин-Минск-граница Литвы; №9: Гомель-Могилев-Витебск-граница РФ. Внутр водный. Теряет свои позиции, удельный вес в перевозке грузов и пассажиров значительно сократился. Общая протяженность эксплуатац водных путей – около 1800 км. Пассажирооб – 3 млнпассажиро-км, грузооборот–83 млн.т/км. Судоходными путями РБ связана со всеми пограничными с ней гос-вами. Наибольшее значение в перевозке имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Зап Двина, Неман, Днепро-Бугский канал. Актуальным для РБ явл создание и развитие морского флота. Воздушный. Хар-ны высокие скорости движения, исп-ся прежде всего для перевозки пассажиров и почты, дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния. Пассажирооб – 12,8 млрдпассажиро-км, грузооборот – 50 млн. т/км. В наст время бел авиакомпаниями налажено регулярное воздушное сообщение с 6 гос-вами СНГ, с 15 странами вне СНГ. Нынешний парк воздушных судов по своим технико-эк-им и экологичхар-кам существенно уступает используемым иностранным авиакомпаниям. В целом их износ сост 60-80%. Трубопроводный. Непрерывный, осущ передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов под давлением. Глобр предназначен для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Выделяют магистральный и промышленный. Хар-ся большой экономичностью. Занимает 2 место в общем объеме перевозимых грузов (29,6% в 2011г.) и 1 место в грузообороте всех видов транспорта общего пользования. Протяженность в 2011 превысила 13,5 тыс.км. Связь – отрасль эк-ки страны, обеспеч-щая передачу и распрстранениеразлинформац потоков. Связь играет важную роль в производственно-хоздея-сти общ-ва, управлении гос-вом, системой обороныи всеми видами транспорта, служит для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информац осведомленности населения. Развитие систем связи и информатизации стало одним из важнейших приоритетов научно-технич и эк-кой п-ки РБ. Доля связи в стр-ре ВВП составила ≈ 1,4%, занято 1,4% населения. Связь: почтовая и электрическая (телефонная и телеграфная, ТВ и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление осущМин-во связи и информатизации и Мин-во информации (ТВ и радиовещение). Почтовая связь – регулярная доставка письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок и т.д. Электросвязь. Ее развитие в РБ имеет «+» тенденции. Растет плотность, протяженность м/угородных и м/н каналов связи, объем предоставляемых услуг и кач-во. Телефонная связь. Плотность аппаратов – 343 на 1000 чел населения. Видеотел связь осущ «Белтелеком» - обеспечивает тел переговоры практически с любым городом мира, спутниковую связь и рассылку писем по элктр почте, оказывает Интернет-улсуги. Телеграфная связь – для передачи на расстояние буквенно-цифровых сообщений. Особенность – документальность, т.к. сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Значительное развитие получила мобильная связь – передача инфы м/у перемещающимисяабонентамию к моб системам относятся сотовая тел связь (МТС, БеСТ, Velcom, Life), пейджинг и радиотелефонная связь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|