Оценка результатов и перспективы инвестиционной деятельности.
Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиционный потенциал страны - это ее способность освоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.
В 2011 году инвестиции в основной капитал составили 98664,9 млрд.руб. или 35,9% от ВВП (Инвестиции в основной капитал за счет иностранных источников –– 13,6%).
В январе-ноябре 2012 г. использовано 130,1 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 85,3% к уровню января-ноября 2011 г. За этот период строительно-монтажные работы выполнены на 63,8 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 10,5% меньше, чем в январе-ноябре 2011 г.
В январе-ноябре 2012 г. инвестиции на приобретение машин, оборудования, транспортных средств составили 54,8 трлн. рублей, или 42,1% общего объема инвестиций (прогноз на 2012 год – 42%) и 77,7% к уровню января-ноября 2011 г. На долю импортных машин, оборудования, транспортных средств приходится 52,7% этих инвестиций. Из импортного оборудования 33,8% приобретено на территории Республики Беларусь.
В январе-ноябре 2012 г. организациями государственной формы собственности использовано 54,1 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, или 80,4% к январю-ноябрю 2011 г., в том числе организациями республиканской собственности – 27,4 трлн. рублей (82,5%), коммунальной собственности – 26,7 трлн. рублей инвестиций (78,4%).
Это дает возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат — более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.
Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики:
· -промышленность 27,7 %
· -жилищное строительство 17,9 %
· -сельское хозяйство 14,6 %
· -транспорт 8,4 %
· -торговля и общественное питание 5,0 %
· -строительство 3,9 %
· -связь 2,9 %
За январь-сентябрь 2012 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 9,7 млрд. долларов США инвестиций, что на 22,7% меньше, чем за январь-сентябрь 2011 г.
Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (41,8% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (28,2%), Кипра (6,9%), Австрии (4,8%).
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (43% от всех поступивших инвестиций), транспорта (28,5%), промышленности (19,9%).
Для сохранения и развития инвестиционного потенциала страны необходимо:
1. Направлять инвестиции на техническое перевооружение и модернизацию ОПФ, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.
2. Расширение международного сотрудничества.
3. Активизация работ по организации совместных и иностранных предприятий, холдинговых и лизинговых компаний, региональных финансово-строительных групп.
4. Укреплять авторитет страны на мировом рынке путем поставок конкурентоспособной продукции.
Основными задачами инвестиционной деятельности являются:
· совершенствование инвестиционного климата и благоприятного имиджа страны;
· повышение эф-сти инвестиционных проектов и сокращение сроков их реализации;
· создание «зеленого» коридора для привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства и секторы экономики.
Главными направлениями их реализации станут:
· вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортно ориентированных производств;
· модернизация действующих предприятий на основе новейших технологий;
· создание условий и механизмов привлечения средств населения для инвестирования в основной капитал;
· поддержание благоприятного инвестиционного климата в целях максимального привлечения инвестиций, особенно прямых иностранных, обеспечение защиты интересов отечественных и иностранных инвесторов и создание для них равных условий;
· развитие перспективных форм привлечения инвестиций (проектное и венчурное финансирование, концессии, лизинг) с учетом внедрения государственно–частного партнерства.
Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.
Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата наряду с либерализацией и приватизацией необходимы оптимизация налоговой системы и отчетности, изменения в сфере требований при осуществлении административного контроля; обеспечение и соблюдение прав собственности, в том числе интеллектуальной; защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к рынку недвижимости и земельным участкам; развитие информационной поддержки инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур.
Осуществление указанных направлений позволит повысить инновационную и инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной системы и структурные преобразования экономики, снижение энерго- и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.
27. Состав потребительского комплекса национальной экономики.
Социальное обслуживание - деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.
Целями социального обслуживания являются:
• оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;
• прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций;
• активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.
СОЦИАЛЬНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС представляет собой совокупность отраслей, объединяющих предприятия, организации, фирмы и др., которые соединяют воедино производство материальных благ и услуг для населения. Он включает розничную торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство.
Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь.
Торговля — одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. В структуре ВВП доля торговли и общественного питания в 2010 г. составляла 11,1%. Численность занятых в розничной торговле и общественном питании — около 665 тыс. человек (14,3% занятых в экономике).
Организационно-хозяйственную основу государственной розничной торговли составляют торговые предприятия и организации. Розничное торговое предприятие представляет собой пункт розничной продажи товаров, на который распространяется действие «Закона о торговле». Торговая организация — это орган хозяйственного управления, объединяющий под своим руководством торговые единицы и самостоятельные торговые предприятия.
Развитие торговой инфраструктуры в Республике Беларусь в 2010 г. характеризовалось следующими данными: всего магазинов — 32075 ед. (в том числе самообслуживания — 11025 ед., фирменных — 608) с общей торговой площадью — 2968 тыс. м2; торговых центров — 321 ед. с общей торговой площадью — 245,5 тыс. м2; магазинов-складов — 173 ед.; рынков - 396 ед.
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей республики в 2010 г. составила 342 м2.
Основным оценочным показателем работы розничной торговли является розничный товарооборот. Розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации в 2010 г. составил 69,7 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 17,1% больше, чем в 2009 г. В структуре общего объема розничного товарооборота в 2010 г. удельный вес продовольственных товаров составил 50,1%, непродовольственных товаров—49,9%, в 2009 г. — соответственно 51,1% и 48,9%.
Рассматривая розничный товарооборот по формам собственности, можно проследить процесс становления в Беларуси многоукладной торговой системы. Постепенно повышается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота и снижается доля государственного сектора. Если в 2000 г. доля государственной собственности в общем объеме розничного товарооборота составляла 24,9%, а частной — 74,3%, то в 2010 г. доля государственной собственности уменьшилась до 12,2%, а частной, наоборот, возросла до 83,9%.
Основной целью развития торговли в 2011—2015 гг. является создание условий для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса широким ассортиментом товаров и услуг, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения и расширения ее инфраструктуры.
Общественное питание — отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.). Оно включает производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.
Согласно Закону Республики Беларусь «О торговле» общественное питание - это вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Общественное питание осуществляется торговыми организациями, индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, либо иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, через торговые объекты общественного питания (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.), которые подразделяются на типы, имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) либо не имеющие наценочных категорий. Общественное питание сегодня представлено 12029 объектами, в которых одновременно могут разместиться 744,5 тыс. посетителей. В республике работает 36% предприятий общественного питания государственной формы собственности и 64% - частной. Сеть общественного питания динамично развивается. Ежегодно открывается порядка 400-500 объектов. В 2011 году в городах республики за счет реконструкции, перепрофилирования и нового строительства открыто 479 объектов общественного питания на 196 тыс. мест. Министерством торговли совместно с органами управления торговлей, услугами первостепенное внимание уделяется совершенствованию питания социально значимых слоев населения: учащейся молодежи, рабочих и служащих.
К началу 2011/2012 учебного года при учебных заведениях введено 14 объектов общественного питания на 1544 места (в т.ч. 6 при ВУЗах, 1- ПТУ и 7 школах), проведены капитальные ремонты столовых в 9 учебных заведениях, косметический ремонт – практически во всех общеобразовательных школах. Организациями общественного питания, включая потребительскую кооперацию, питание организовано в 44% школ, в которых обучается около 60% всех школьников. В городах республики создано 33 комбината школьного и студенческого питания, которые служат базовыми организациями для обеспечения столовых, буфетов полуфабрикатами, кулинарными, булочными и мучными кондитерскими изделиями и другими товарами.
Питание обучающихся осуществляется за счет бюджетных средств и родительской оплаты. За счет бюджетных средств (полностью или частично) питанием обеспечивается более 50% учащихся общеобразовательных учреждений. Питание учащихся и студентов средних специальных и высших учебных заведений осуществляется за наличный расчет.
Питание рабочих и служащих осуществляется в 1,3 тыс. столовых и буфетах, что составляет 11 % от количества всех объектов питания. В республике 30% производственных организаций осуществляет удешевление питания за счет собственных средств, выплачиваются дотации на питание работникам от 50 до 160 тыс. руб.
Положительную тенденцию имеет развитие общедоступных объектов общественного питания, сеть которых на 1 января 2012 г. составляет 7302единиц на 325,4 тыс. мест. Приоритетным является открытие объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской национальной кухни. Наряду с белорусской национальной кухней, развивается сеть предприятий с нац. кухнями народов мира.
Сегодня 47% общедоступных объектов — это рестораны, кафе, бары. Наблюдается тенденция открытия наиболее демократичных объектов питания (закусочных, кафетериев, баров) при сокращении сети ресторанов (сеть ресторанов сократилась на 4% и число мест в данной категории объектов на 13%).
В настоящее время реализуется Программа «Дороги Беларуси на 2006 - 2015 гг.», которой установлены задания по вводу объектов придорожного сервиса.. По состоянию на 1 января 2011 г. в республике функционирует 1241 объект придорожного сервиса, в том числе 463 автозаправочные станции, 314 магазинов и 464 объектов общественного питания.
Одним из главных показателей развития общественного питания является удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте, который на протяжении последних лет составляет более 80% и свидетельствует о востребованности услуг общественного питания.
Бытовое обслуживание представляет собой совокупность предприятий и организаций, выполняющих индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.
В Республике Беларусь бытовое обслуживание населения осуществляют более 11 тыс. ателье, цехов и мастерских, принадлежащих юридическим лицам, где занято около 64 тыс. работающих и свыше 50 тыс. индивидуальных предпринимателей. Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промышленности.
Объем бытовых услуг, оказанных населению через все каналы реализации за январь-декабрь 2011 г. составил 3411,7 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 11,7% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими сеть организаций бытового обслуживания, оказано бытовых услуг на 2042,9 млрд. руб. или в сопоставимых ценах на 2,3% больше к соответствующему периоду предыдущего года. Удельный вес бытовых услуг, оказанных физическими лицами, составил 40,1%. Более высокий удельный вес в Витебской – 45,7%, Могилевской – 43,3%, Гродненской – 42,8% и Брестской – 41,2% областях.
Управление бытовым обслуживанием населения осуществляется Белорусским государственным объединением организаций бытового обслуживания населения («Белбыт») и управлениями бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома.
К бытовым услугам отнесено более 900 разновидностей услуг, оказываемых ЮЛ и ИП. Все эти услуги условно объединяют в отраслевые группы: химическая чистка и крашение, услуги прачечных; ремонт и строительство жилья; ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; услуги парикмахерских, бань и душевых, услуги организаций по прокату, ритуальные и обрядовые услуги; услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера; ремонт и техническое обслуживание бытовой теле-и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; изготовление и ремонт мебели.
Основную долю в бытовом обслуживании занимают производственные услуги, которые в общем объеме реализации бытовых услуг достигают 80%. Они оказываются как в индивидуальном порядке, так и через специализированные организации.
Жилищно-коммунальное хозяйство — это специфическая отрасль, обеспечивающая необходимые условия для жизнедеятельности людей. Она включает в себя следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию).
В 2010 г. на долю жилищно-коммунального хозяйства приходилось 3,5% ВВП. В общем объеме платных услуг доля ЖКХ в этом же году составила 24,9%. Численность занятых в этой отрасли — около 212 тыс. человек.
Управление отраслью осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из самых социально-уязвимых отраслей, ибо затрагивает интересы каждого человека. Именно поэтому со стороны государства, с одной стороны, ей оказывается значительная финансовая помощь, а с другой стороны, к ней предъявляются особые требования.
В 2010 г. инвестиции в ЖКХ были направлены на развитие инфраструктуры и составили порядка 1,8 трлн. руб. Они осваивались в основном по программе «Чистая вода», а также по программам по энергосбережению, возрождению и развития села, развития средних и малых городов и др. Так, например, за 5 лет по программе «Чистая вода» введен в эксплуатацию объект водоснабжения и водоотведения, освоено порядка 820 млрд. руб. За счет строительства станций обезжелезивания (за 5 лет построена 91 станция) и новых водозаборов (20 водозаборов в городах) значительно улучшилось качество питьевой воды.
За последнюю пятилетку (2006-2010 гг.) было капитально отремонтировано 5 млн. 867,8 тыс. м2 жилья, что составило 114% от плана (в 2010 г. отремонтировано 1 млн. 378 тыс. м2). К 2015 году объемы капремонта должны увеличиться до 3 млн. м2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: